на главную страницу

27 Февраля 2009 года

Страна и мир

Пятница

Бушер и новая атомная эра

Марианна ГРИШИНА.



     В среду на иранской атомной электростанции «Бушер» официально завершились строительные работы, которые осуществлялись с 1995 года российскими атомщиками по контракту, подписанному с Ираном. В этот же день на АЭС были проведены тестовые испытания: специалисты сымитировали запуск станции, загрузив в энергоблок топливные кассеты со свинцом вместо обогащенного урана. Иранские СМИ сообщили об этом событии как о начале новой, «атомной» эры в жизни Исламской Республики. Особо подчеркивалось при этом, что Иран не собирается сворачивать национальную программу обогащения урана вне зависимости от того, нравится это странам Запада или нет.
     В торжественных мероприятиях тестового пуска первой иранской АЭС в Бушере приняли участие генеральный директор российской госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко и вице-президент Ирана, руководитель иранской Организации по атомной энергии Голямреза Агазаде. После переговоров со своим иранским коллегой, которые прошли прямо на площадке строительства АЭС, Кириенко заявил журналистам, что в связи с завершением строительных работ в Бушере компания «Атомстройпроект», входящая в состав «Росатома», теперь приступила к пусконаладочным работам (ожидается, что они завершатся к осени 2009 года). Глава «Росатома» также сообщил, что Россия и Иран планируют в ближайшее время заключить контракт на поставку для АЭС «Бушер» ядерного топлива на десять лет, а также ведут переговоры о создании совместного предприятия по эксплуатации этой атомной станции. Следует напомнить в этой связи, что еще в январе прошлого года Россия поставила Тегерану партию ядерного топлива для реакторов, причем в рамках заключенного на этот счет соглашения и в соответствии с требованиями МАГАТЭ весь поставленный уран после его отработки иранцы обязаны будут вернуть.
     В свою очередь глава Организации по атомной энергии Ирана Голямреза Агазаде подчеркнул, что Иран намерен укреплять сотрудничество с Россией в сфере мирного атома и одновременно активно развивать свою ядерную программу. В частности, по словам иранского вице-президента, его страна заинтересована во взаимодействии с Международным центром по обогащению урана в Ангарске, откуда Иран сможет получать ядерное топливо, но при условии сохранения собственной программы по обогащению. Как особо отметил главный иранский атомщик в ходе пресс-конференции, иранская ядерная программа не претерпела никаких изменений и страна намерена и в дальнейшем устанавливать и запускать центрифуги в соответствии с программой развития ядерной энергетики, принятой Ираном в 2005 году. По словам Агазаде, в настоящее время в иранском Натанзе действуют около 6 тысяч центрифуг, а до 2014 года количество установленных центрифуг возрастет до 50 тысяч. Озвучивая столь амбициозные планы, иранские руководители в то же время подчеркивают, что не собираются в решении ядерных вопросов оглядываться на Запад, и в том числе на США. Примечательно в этой связи следующее высказывание руководителя иранской атомной программы, сделанное им в Бушере и широко растиражированное СМИ: США должны «повернуться лицом к реальности и принять существование ядерного Ирана».
     Примечательно, что госдепартамент США в целом позитивно откликнулся на начало пусковых испытаний на АЭС «Бушер» в Иране. Как заявил на этой неделе официальный представитель этой структуры Роберт Вуд, «договоренности о поставках топлива и возврате отработавшего топлива, заключенные между Ираном и Россией, - это целесообразный механизм для получения Ираном выгод от мирного использования атомной энергии». Как добавили в госдепартаменте, наличие такого механизма «показывает, что у Ирана нет необходимости разрабатывать свой потенциал для обогащения урана».
     Напомним, что Советом Безопасности ООН при активной поддержке Соединенных Штатов начиная с июля 2006 года были приняты четыре резолюции по ядерной программе Ирана. В них к стране предъявлялись требования приостановить все работы в области обогащения и переработки урана, пока не будут сняты озабоченности международного сообщества в связи с разработками Ираном ядерных технологий двойного (мирного и военного) назначения в нарушение своих обязательств по ДНЯО. Резолюции Совбеза ООН также вводили ограниченные экономические санкции против Ирана, поскольку он отказался приостанавливать обогащение. В то же время санкции не затронули ни строящуюся при содействии России АЭС в Бушере, ни помощь, оказываемую МАГАТЭ Ирану в ядерной области.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex