Объективно анализировать военно-политическую обстановку, правильно определять угрозы Отечеству, меры по укреплению обороны и безопасности государства призвана современная наука, и прежде всего – военная наука. На основе научных данных определяются цели, направления, формы и методы военного строительства и строительства Вооруженных Сил, подготовки и воспитания личного состава.
Суть первого, научного аспекта духовно-нравственного воспитания военнослужащих состоит в том, что, опираясь на идеи патриотизма и государственности, современная наука может и должна давать ответы на вопросы: к какой войне и какими средствами следует готовить воина-профессионала. Если первая часть вопроса обращена преимущественно к военной науке, то вторая его часть адресована также науке церковной.
Признание возможности и перспективности военно-церковного сотрудничества в науке происходит постепенно. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны, причем сделаны в стенах нашей академии. Для многих памятна презентация церковно-научного центра «Православная энциклопедия», на которой был представлен девятый том энциклопедии, включающий статьи и наших преподавателей.
В последние годы в академии защищено несколько диссертаций, посвященных духовным основам военной безопасности государства и военно-конфессиональным отношениям в современной России.
Наши коллеги-ученые из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета на кафедре пастырского богословия также ведут научные исследования, обобщающие опыт новейшей истории взаимодействия Армии и Церкви. Материала для подобных научных обобщений накоплено немало.
2 марта сего года исполнится ровно 15 лет со дня установления официальных отношений между Русской Православной Церковью и Министерством обороны Российской Федерации. Думаю, уместно с благодарностью вспомнить, что начало современному этапу военно-церковных отношений положил недавно почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Успешное развитие этих отношений стало возможным в результате активного личного участия Предстоятеля Русской Православной Церкви в деле укрепления духовных основ воинского служения в современной России.
Сегодня уже тысячи священнослужителей добровольно в рамках существующих соглашений духовно окормляют российских военнослужащих и членов их семей, участвуют в их просвещении и воспитании. Их работа востребована на всех уровнях военной организации, и практически везде находятся точки приложения их знаний, умений и профессионального опыта: в казармах и на учениях, в аудиториях вузов и кабинетах командующих. Это подтверждают соглашения о сотрудничестве, инициативно заключенные всеми видами Вооруженных Сил и родами войск с Русской Православной Церковью.
Хорошо известно, что на протяжении всех 15 лет обсуждается вопрос о законодательном введении штатного духовенства в Вооруженных Силах и других силовых структурах Российской Федерации. Мнения высказываются самые различные, нередко прямо противоположные. Представляется, что свои суждения по данному вопросу должна высказать как военная, так и церковная наука. Глубокое научное исследование этой актуальной проблемы могло бы стать совместным проектом военных и церковных ученых. Уверен, что обоснованные ответы на вопросы о степени готовности Церкви и Армии к этому шагу принесут значительно больше пользы, чем многочисленные дискуссии и заявления, апеллирующие более к чувствам, чем к разуму.
Еще одной проблемой науки является выявление сущности и содержания современного военного противоборства государств и иных общественно-политических сил. В настоящее время ученые приходят к выводу, что нынешние войны все менее повторяют свои традиционные формы. Они все более становятся атипичными и асимметричными.
Можно отметить как минимум две особенности современных военных конфликтов. Во-первых, резкое возрастание роли информационно-психологического противоборства во время подготовки к войне и в ходе ее ведения. Во-вторых, ведение борьбы с противником нетрадиционными методами.
Каждая из этих особенностей должна учитываться во всесторонней подготовке личного состава Вооруженных Сил к участию в вероятных военных конфликтах. Центр тяжести в данной работе объективно смещается в направлении формирования духовной и морально-психологической готовности Вооруженных Сил России к войнам XXI века.
Перейдем ко второму аспекту проблемы духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях. Речь идет об образовании в самом широком смысле этого слова. Прежде всего, считаю нелишним напомнить, что процесс образования представляет собой неразрывное единство воспитания и обучения, и военное образование в этом отношении не является исключением. Напротив, выдающиеся русские полководцы, ученые, педагоги на первое место в образовании воина ставили воспитание, а уж затем обучение. Думается, не стоит упрощать такой подход, принижая одну из сторон образования. Важно понять, почему они делали такой акцент на воспитании.
Вспомним слова прекрасного ученого и офицера, выпускника, а затем и начальника Военной академии Генерального штаба Андрея Евгеньевича Снесарева. Рассуждая о том, почему и каким должен быть образованный военный человек, он, в частности, писал: «Хотя и распространено мнение, что военный человек является каким-то упрощенным профессионалом без нужных посторонних знаний и без научной базы, проще говоря – неучем, но нет грубее и ошибочнее этого взгляда. Было бы правильнее проповедовать совершенно противоположный взгляд. Военному теперь нужен кругозор, многосторонность понимания, сложный цикл сведений, особенно теперь, когда требование интеллигентности давно признается необходимым достоянием самого последнего рядового».
В первую очередь Снесарев имел в виду мировоззренческую культуру военного специалиста. Важнейшей военной наукой он считал так называемую «философию войны», которую определял как научно переработанное или «обнаученное» военное миросозерцание и которую называл «высшим учением о войне», позволяющим выяснить «истинное значение всех факторов военного искусства и особенно значение духовной стороны». Методологическая культура позволила ему вскрыть коренные изменения, происходящие в содержании войны, возрастающую роль воспитания.
Сегодня без преувеличения можно сказать, что каждому гражданину России, тем более военнослужащему, нужны не только профессиональные знания, но и непрерывный «курс родинолюбия и долга», широкая осведомленность о происходящих в мире геополитических и военно-политических процессах, умение оценить их с позиций интересов Отечества, выявить духовный и идейный смысл происходящих событий. Вполне осознанными и воспринятыми душой должны стать конституционно закрепленные ценности российского народа: государственный суверенитет, язык, народная власть, история, культура. Законодательно признанная особая роль православия в создании российской государственности и духовности, его непреходящие ценности также должны быть отнесены к предметному полю духовного пространства, подлежащему безусловной защите.
Снесарев, предлагавший обширную программу военного отечествоведения, замечал: «Знать свою страну – это долг всякого военного, знать ее с военной стороны – это его профессиональная обязанность». Только путем основательного изучения своей Родины может дозреть и укрепиться любовь к ней, которая для офицера должна быть краеугольным камнем его мировоззрения.
Конечно, было бы дико вообразить себе военного человека, который бы относился к своей стране с равнодушием или неуважением. Но «для военного мало инстинктивной любви, любви по привычке или по вере, а нужна любовь проверенная, основанная на знании фактов, на знании как положительных, так и отрицательных сторон своей страны».
В теснейшей взаимосвязи воспитания и обучения в Русской армии был сформирован уникальный тип офицера – носителя православных ценностей, преданного идее государственного служения, обладающего глубокими знаниями, честью и достоинством.
Излом национальной культурной традиции в начале ХХ века и постепенное возвращение к своим духовным истокам в настоящее время делает актуальным третий аспект духовно-нравственного воспитания, связанный с формированием военной культуры. Пора пересмотреть отношение к культуре военного человека как степени его эстетического воспитания, способности оценивать прекрасное и героическое в изобразительном искусстве и литературе и т.д. Это важные составные части внутреннего мира личности, но они далеко не определяют культуру человека, тем более военного.
Российская императорская армия не была совершенной, но обладала самобытной военной культурой, интеллектом и оставила нам богатейшее наследие русской военной классики. В ней содержатся принципиальные ответы на многие вопросы современного военного строительства. На этот бесценный духовный капитал следует в первую очередь опираться при возрождении военной мощи России.
Отечественная военная культура представляет собой спасительную систему идейного верования, духовной помощи и нравственного водительства, подлинный кладезь истинного патриотизма, плодотворных, жизненно важных, злободневных и перспективных знаний и идей. К великому сожалению, понимания этой прописной истины пока недостает.
По-прежнему не находит поддержки идея издания многотомной «Библиотеки отечественной военной классики» по примеру осуществленной уже государственной программы снабжения школьных библиотек России книгами классиков отечественной литературы (серия из 100 томов!). Все понимают необходимость обеспечения войск современной техникой и вооружением. Но существует и потребность в надежном духовном, информационном оружии для военнослужащих.
Решение этой архиважной проблемы посильно, на основе частного почина, при помощи ряда должностных лиц и многих отзывчивых людей продолжают подлинные энтузиасты возрождения военного культурного наследия России. В их числе коллектив «Российского военного сборника». Многим присутствующим хорошо известны изданные этим коллективом книги – «Душа армии», «Стратегия духа», «Государственная оборона России», «Афганские уроки», «Военно-морская идея России», «Христолюбивое воинство» и многие другие. Всего более двадцати. В настоящее время подготовлен к изданию очередной том – «Защита Отечества. Военные заветы и уроки Петра Первого», посвященный 300-летию Полтавской битвы, которое будет отмечаться в июне сего года.
Без преувеличения можно сказать, что многие труды советских и современных российских ученых достойно продолжают традиции отечественной военной классики. Свой вклад в это дело вносит и научно-педагогический состав Военной академии Генерального штаба.
В завершение доклада хотелось бы поставить еще один вопрос: какими качествами, умениями, знаниями должен обладать тот воспитатель и учитель, который смог бы передать современному воину все богатство духовной и военной культуры наших великих предшественников, научить обнаруживать скрытые угрозы, раскрывать замыслы противников, отражать «нетипичные» удары и при этом служить примером верности воинскому долгу и Отечеству?
В одночасье таких специалистов не сформируешь. И в одиночку таких задач не решить. Поэтому наша первоочередная задача в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих состоит в объединении усилий, оказании взаимопомощи, дальнейшем наращивании опыта взаимодействия и самого тесного сотрудничества. Каждому из нас – и офицеру, и священнику – следует неустанно обогащать духовный багаж, свои знания, следуя завету адмирала Макарова, призывавшему «помнить войну», и девизу А.В. Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою!»