Им должен стать запуск в космос северокорейского спутника. Когда это произойдет, в официальном сообщении Пхеньяна о намерении вывести на орбиту спутник «Кванменсон-2» («Яркая звезда-2») не говорится. Однако наблюдатели предполагают, что запуск может быть приурочен и к начинающимся в марте очередным выборам депутатов Верховного народного собрания КНДР. Пока же на стартовой площадке на полигоне Мусудан-ни в уезде Хвадэ-гун в северо-восточной провинции Хамген-пукто, откуда должна стартовать ракета-носитель «Ынха-2» («Млечный путь-2»), ведутся активные приготовления.
По сообщениям информационных агентств, самой ракеты на стартовом столе, который был переоборудован для заправки ее жидким топливом из подземного хранилища, построенного в конце прошлого – начале нынешнего года, пока нет. Однако северокорейцы уже приступили к проверке радаров и аппаратуры слежения за ней. На днях в провинции побывал лидер КНДР Ким Чен Ир, а агентство ЦТАК распространило заявление представителя Корейского комитета космических технологий (КККТ), в котором говорится, что подготовка к запуску вступила в заключительную стадию. В нем же подчеркивается, «если этот пуск пройдет успешно, можно будет сказать, что наша страна совершила значительный шаг в области развития космических технологий и построения экономической державы».
Между тем ряд стран, и прежде всего США, Япония и Южная Корея, требуют от Пхеньяна отказаться от этого запуска, считая, что за ним стоит испытание крупной баллистической ракеты нового типа под условным названием «Тэпходон-2». Сообщается, что эта ракета потенциально способна поразить цели на Аляске, Гавайских островах или даже на основной американской территории. США, как заявил в четверг уходящий руководитель американской делегации США на шестисторонних переговорах Кристофер Хилл, прилагают усилия, призванные не допустить этого запуска. По его словам, в Вашингтоне исходят из того, что резолюция Совета Безопасности ООН 1718 запрещает Северной Корее заниматься деятельностью, связанной с разработкой баллистических ракет. И поэтому неважно, идет ли речь о запускаемом в космос аппарате или обычной ракете, поскольку при их изготовлении применяются схожие технологии.
Следует напомнить, что в 1998 году КНДР произвела запуск искусственного спутника «Кванменсон-1». Тогда было объявлено, что стране удалось успешно вывести на орбиту свой первый искусственный спутник. Правда, многие эксперты поставили это под сомнение, ссылаясь на космические службы разных стран, заявивших, что не зафиксировали появление в околоземном пространстве нового спутника. Тогда для вывода аппарата в космос использовалась ракета-носитель, получившая в США условное обозначение «Тэпходон-1». Ее предполагаемая дальность 2-2,5 тыс. км. При запуске ракета потеряла первую ступень в Японском море, перелетела через Японию и упала в Тихом океане.
За подготовкой к нынешнему запуску внимательно следят в военных ведомствах США и их союзников. «Если ракета покинет пусковую установку, мы будем готовы к ответу незамедлительно после того, как последует соответствующее распоряжение президента США», – сказал, в частности, глава тихоокеанского командования США адмирал Тимоти Китинг. Его дополняет японский министр обороны Ясукадзу Хамада. Он не исключил возможности перехвата и уничтожения северокорейской баллистической ракеты в случае, если она будет направляться в сторону Японии. Министр обороны Республики Корея Ли Сан Хи также заявил, что Сеул расценит подобный запуск как угрозу и будет готов принять соответствующие меры.
Однако в Пхеньяне объявили, что готовы к любой реакции на запуск их спутника. «Что касается разговоров о каких-либо санкциях в отношении КНДР, о перехвате ракеты или об ответном ударе, то мы готовы ко всему», – говорится в распространенном агентством ЦТАК заявлении представителя государственного Комитета по мирному объединению родины (КМОР). И подчеркивается, что «если марионеточные милитаристы хотя бы на малую толику посягнут на наш суверенитет, мы накажем провокаторов и превратим их цитадель в пепел». В заявлении КМОР также отмечается, что если кто-то не уверен, что именно КНДР запустит – спутник или что-то другое, то им стоит подождать и посмотреть.
Отвергают в КНДР и предположения некоторых СМИ, что этот запуск северокорейскому руководству потребовался для того, чтобы привлечь к себе внимание новой администрации США во главе с Бараком Обамой. Эти заявления агентство ЦТАК назвало «издевательством», подчеркнув, что у КНДР «нет необходимости привлекать чье-либо внимание».
«Запуск спутника – это суверенное право нашей республики», – подчеркивается в Пхеньяне.
|