на главную страницу

4 Марта 2009 года

События, комментарии

Среда

Фактор ПРО

Виктор РУЧКИН.



     Вернуться к проблеме ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений можно только при условии, если в должном масштабе будет учтен фактор противоракетной обороны, заявил в беседе с корреспондентом газеты «Красная звезда» депутат Государственной Думы академик РАН Андрей Кокошин. «В свое время даже при наличии многих тысяч ядерных боезарядов, развернутых на средствах межконтинентальной дальности, обе стороны предельно чувствительно относились к проблеме противоракетной обороны. Сегодня, когда речь идет о более значительном ограничении и сокращении наступательных вооружений, фактор ПРО становится куда более весомым и куда более рельефным», - отметил депутат, который в 1990-е годы занимал пост секретаря Совета Безопасности РФ.
     По его словам, в США есть специалисты и даже политики, которые понимают это и придерживаются похожих взглядов на проблемы стратегической стабильности. «Собственно, эти взгляды у нас вырабатывались совместно с Соединенными Штатами при разных режимах еще с 1960-х годов, - сказал академик Кокошин, - и только на основе этих общих принципов удалось достичь соглашений в 1970-е и в последующие годы». Он отметил, что в США среди экспертов, специалистов и политиков, которых принято называть истэблишментом национальной безопасности, довольно активно сейчас идут дебаты относительно противоракетной обороны, ее облика, роли в обеспечении стратегической стабильности и воздействии ПРО на российско-американские отношения, а также на отношения с другими странами.
     «Необходимо иметь в виду, что всегда разграничивалось как минимум два типа противоракетной обороны. Это стратегическая противоракетная оборона, предназначенная для защиты от межконтинентальных стратегических ракетных средств, средств межконтинентальной дальности, со своими особенными характеристиками, в том числе по скоростям, по траекториям и так далее. И противоракетная оборона на театре военных действий, или ПРО на ТВД», - уточнил депутат.
     Он отметил, что в период пребывания у власти администрации Клинтона велись российско-американские переговоры, касающиеся разграничений стратегической ПРО и ПРО на ТВД и адаптации советско-американского договора по ПРО применительно к проблемам противоракетной обороны на ТВД. Но администрация Джорджа Буша-младшего просто решила отказаться от договора по ПРО, без всяких модификаций, без всяких сложных российско-американских переговоров. «В итоге, - констатировал А. Кокошин, - мы, к сожалению, этого договора не имеем».
     По его мнению, сегодня к этим принципам необходимо вернуться. И прежде всего, к принципу равенства и равной безопасности сторон. «Конечно, реализовать на практике эти принципы будет очень и очень непросто, - отметил он. - Предстоят, я бы сказал, достаточно сложные переговоры по этому вопросу. Может быть, даже проще будет договариваться по новым международным мерам и по двусторонним механизмам сотрудничества в области нераспространения оружия массового поражения».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex