на главную страницу

4 Марта 2009 года

Армия и общество

Среда

Влюбленные в небо

Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда».



О десантниках пишут часто, особенно когда есть повод рассказать о боевой учебе, прыжках с парашютом, выбросе техники. Но мы редко задумываемся о том, кто же помогает «голубым беретам», пилотируя самолеты и вертолеты. Эти люди в не меньшей степени рискуют собой в боевых условиях, от их мастерства зависит, насколько точно сумеют десантники выполнить поставленную им боевую задачу. Думаю, что эту несправедливость сегодня мы исправим, рассказав о 58-й отдельной военно-транспортной авиационной эскадрилье ВДВ.

     Скоростной экспресс всего за три часа переносит нас из шумной Москвы на Рязанщину, о которой так проникновенно писал Сергей Есенин. И кажется, что с тех пор мало что изменилось: те же березки, бескрайние поля, занесенные снегом... Улицы Рязани вскоре остаются позади, а наш путь лежит в военный городок, где находится штаб 58-й отдельной военно-транспортной авиационной эскадрильи. Встречал нас командир этой знаменитой в ВДВ воинской части подполковник Александр Георгиевич Мирович, который, не теряя времени, уже в кабине уазика начал рассказ:
     — Наша воинская часть была сформирована 41 год назад — 28 июня 1968 года. Численность составляла на тот момент всего 68 военнослужащих и 2 гражданских специалиста. Потом за четыре десятка лет много раз проводились у нас различные организационно-штатные мероприятия, но неизменным оставалось предназначение нашей части — выполнение полетов на десантирование войск. Речь идет об обеспечении боевой готовности Воздушно-десантных войск, авиаторов МВО, учебного процесса высших военно-учебных заведений города Рязани, тренировок спортсменов-парашютистов.
     Теперь о нашей технике. Сначала самолетный парк составляли только самолеты Ан-2. Это, важно подчеркнуть, замечательные машины, которых по праву называют великими тружениками неба. В 1978 году на вооружение поступили вертолеты Ми-8Т, которые составили первое вертолетное звено. В 2000 году при расформировании подольской эскадрильи наша часть увеличилась еще на одно вертолетное звено. Самолетный парк тоже рос: в 2001 году было организовано звено Ан-24 и Ан-26. Сейчас общая численность военнослужащих и гражданского персонала составляет более 200 человек.
     Так за разговорами незаметно пролетело время, и вот уже мы въезжаем в ворота части.
     — Все, что вы увидите, — говорит Мирович, — сделано руками тех самых пилотов, которые поднимают в небо самолеты с десантом. Но военные летчики — люди особые: и на земле могут справиться с любыми задачами. В 2005 году мы переехали на новое место жительства части. Конечно, нелегко было сниматься с насиженных мест, но, как и планировали городские власти, на месте старой казармы уже построили многоквартирный дом. Пришлось поднимать назначенное нам здание практически из руин, зато теперь нам есть чем гордиться. На первом этаже у нас солдатское общежитие, второй отдан штабу и службам. Ну а ближе к небу — на третьем этаже — располагается летный состав. Там теперь у пилотов есть несколько учебных классов: класс предполетных указаний, штурманский класс, классы Ан-2, Ми-8 и Ан-26. Увидите вы и сооружения на аэродроме — здания, построенные нашими предшественниками и нынешними сослуживцами, стоят и радуют глаз.
     Честно скажу — в этой поездке мне очень хотелось собственными глазами увидеть, как бравые десантники прыгают с самолетов или вертолетов. А может, чем черт не шутит, и самой рискнуть на прыжок. Сразу оговорюсь: не получилось, но мне пообещали, что в лучших погодных условиях обязательно позволят мне испытать на собственном опыте чувство полета в небе вместе с инструктором. Пока же, в ожидании отъезда на аэродром, рассказ о части продолжил заместитель командира эскадрильи по воспитательной работе майор Владимир Сабинин:
     — Рязанское училище, где готовятся десантники, всем известно, — говорит штурман Сабинин, — но далеко не все знают, что путевку в небо все без исключения выпускники этого популярного и уникального учебного заведения наших Вооруженных Сил получили, совершив свой первый прыжок с парашютом именно с наших самолетов. И успехи спортсменов, в числе которых много мастеров спорта, победителей различных мировых первенств, были бы невозможны без самоотверженного труда личного состава нашей эскадрильи. И мне хочется особо подчеркнуть: отдельные авиационные эскадрильи ВДВ занимают уникальное положение в современной авиации. Эти части, оснащенные надежной, хотя и далеко не суперсовременной авиатехникой и оборудованием, выполняют не менее значимые задачи, чем любые другие части ВВС. Приведу только один пример: более 80 процентов годовой программы десантирования войск ВДВ выполняют на наших самолетах Ан-2 и вертолетах Ми-8. Кстати, мы гордимся тем, что уже 5 лет наша часть уверенно занимает первое место среди всех эскадрилий авиации ВДВ. И эту высокую планку мы понижать не собираемся.
     Читаю историческую справку о части и поражаюсь цифрам: за все годы существования 58-й эскадрильи было десантировано более 1 миллиона 200 тысяч человек. Это личный состав управления ВДВ, курсанты Рязанского училища и 332-й школы прапорщиков ВДВ, офицеры и солдаты 137-го пдп 106-й ВДД, 45-го ОРП ВДВ и спортсмены ЦСКП ВДВ. Все это стало возможным в силу того, что военные летчики и штурманы обладают высокой летной выучкой, обеспечено надежное обслуживание авиационной техники. Но главное, как считают в этой боевой части, — это безграничная преданность воинскому долгу. И это не громкие слова, а лишь констатация факта. Ведь в послужном списке офицеров эскадрильи не только учебные, но и настоящие боевые вылеты в Афганистане, Таджикистане, Чечне, в районе недавнего конфликта на Северном Кавказе по принуждению Грузии к миру. Участвовали боевые летчики и в миротворческих операциях под эгидой ООН на территориях бывшей Югославии, Западной Африки (Марокко, Западная Сахара). За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, многие офицеры были удостоены высоких государственных наград.
     Возможно, у читателей начинает складываться некая благостная картина: мол, служат офицеры без всяких проблем и волнений. Так, как вы понимаете, не бывает. Конечно, не все просто складывается у летчиков в нынешних условиях, особенно если иметь в виду уровень оплаты их тяжелого, сопряженного с риском для жизни труда. Не секрет, что в гражданских авиакомпаниях с удовольствием принимают военных пилотов: люди в погонах обладают не только уникальным опытом действий в экстремальных условиях, но и стремятся постоянно повышать уровень подготовки, дисциплинированны, ответственны. Буквально за несколько минут до вылета Ан-26 спрашиваю членов экипажа самолета об их планах на дальнейшую жизнь. Один из молодых офицеров — помощник командира корабля — не скрывает, что собирается в запас, потому что ему предлагают гораздо более высокий оклад в коммерческой авиации.
     Командир не скрывает, что именно ему приходится постоянно решать проблемы такого рода. И тут же в разговор вступает командир корабля летчик 1-го класса майор Сергей Лауд, который сначала служил в дальней авиации, а с января 2001 года перешел в ВДВ. За плечами — 24 календарных года, в льготном исчислении уже больше 44 лет на летной работе.
     — Мне трудно комментировать то, что сказал мой подчиненный, — говорит Сергей Викторович, — но у нас, ветеранов, иная точка зрения. Авиация — это призвание, особенно если речь идет о войсковом звене. Никогда не ставил вопрос для себя в такой плоскости: мол, буду служить там, где больше платят. У нас особая судьба и задача в этой жизни. Знаете, как у нас принято говорить? Будем летать, пока самолеты летают, а винты крутятся. У нас, представителей ВДВ, есть девиз: «Никто, кроме нас». И этими словами все сказано. Да, есть некомплект личного состава, уходят некоторые молодые офицеры, но уверен, что эта ситуация скоро изменится, потому что вижу, что реформа идет в правильном направлении. Подавляющее большинство офицеров честно выполняют свой долг, потому что все мы присягали на верность Отечеству, знаем, что от нашего профессионализма зависит выполнение боевых задач при десантировании. И молодежь в основном это понимает, а случайные люди уходят, что, с моей точки зрения, только на пользу армии. Это ведь удивительная, прекрасная профессия. Я просто не представляю себе иной судьбы. Семья меня понимает и поддерживает.
     Это звено — самое что ни на есть боевое подразделение: в прошлом году в связи с известными событиями в Южной Осетии два экипажа на двух бортах принимали участие в перевозке оружия и личного состава. Все задачи были выполнены в срок, но никто не считает, что они совершили нечто особенное. Хорошо, если их труд будет отмечен. Ну а если высокое начальство посчитает, что ничего особо героического личный состав не совершил, никто не собирается обижаться, потому что эти действительно самоотверженные люди стремятся просто честно служить на благо Отечества.
     Судьба самого командира эскадрильи — самая яркая иллюстрация всего вышесказанного. Александр Георгиевич Мирович мечтал о небе и профессии пилота, но о военной карьере не думал. Окончил Кременчугское училище гражданской авиации, начал набирать мастерство, но в стране в связи с известными событиями в Афганистане требовались именно военные пилоты. Так, в 1983 году он, офицер запаса, был призван на военную службу. И попал в 7-ю дивизию ВДВ, где в 1950-е годы проходил срочную службу его отец. Вот и не верь после этого в судьбу. А потом началась служба, которую подполковник Мирович называет обычной. В том смысле, что для людей его поколения отдавать всего себя без остатка любимому делу — это нормально. Учился сам, окончив Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Учил подчиненных: лично подготовил 20 авианаводчиков, 25 руководителей полетов, 37 руководителей выброски на площадки приземления, подготовил и допустил к самостоятельной работе более 50 молодых летчиков и 30 летчиков-инструкторов. Сам в совершенстве освоил самолеты Ан-2, Ан-24, Ан-26, вертолет Ми-8Т. В 1999 году получил высшую летную квалификацию «Военный летчик-снайпер», в конце минувшего года Мировичу было присвоено почетное звание «Заслуженный летчик России». Смело и уверенно налетал за годы службы 8.500 часов, из них на сложные метеоусловия пришлось 1.800 часов, почти столько же ночью — 1.900 часов.
     В его жизни были и очень сложные периоды, когда приходилось доставлять грузы и личный состав в районы боевых действий. Сначала на прочность испытывала Абхазия, на территорию которой Мирович в качестве командира экипажа летал 17 раз (1994—1995 годы). Летчики перевозили оперативные группы ВДВ и различные грузы. В 1996 году начались полеты в Чечню: экипаж Мировича доставил в общей сложности 3.500 тонн стрелкового вооружения и боеприпасов для российской объединенной группировки войск на Северном Кавказе. На его самолете было вывезено 56 больных и раненых военнослужащих, доставлено более 100 тонн грузов. В 2001—2002 годах Мирович выполнял полеты по доставке гуманитарной помощи на аэродромы Моздок, Северный и Владикавказ.
     — Для летчиков нашей эскадрильи, — говорит подполковник Мирович, — это действительно нормальная служба. Для этого учились, для решения задач именно такого рода и предназначены. Не вижу в участии в боевых действиях чего-то выдающегося, а вот то, что удалось выполнить все поставленные задачи без потерь, точно и в срок — это, конечно, очень хорошо. Значит, правильно готовим личный состав. И я хочу вам сказать, что провести, к примеру, чемпионат мира по парашютному спорту не менее сложно. На базе нашей эскадрильи такой проводился в мае 2006 года. В нем принимали участие спортсмены из 32 стран, так что ответственность на нас лежала огромная. Весь личный состав приложил усилия, чтобы не было летных происшествий. По оценке командования и самих спортсменов, летчики показали высокие результаты при выброске спортсменов на точность приземления и групповых упражнениях. И самым приятным для нас стало первое место, которое завоевала армейская сборная.
     Мирович уверен, что без эскадрилий ВДВ не обойтись. И очень здорово, что решение об их создании было своевременно принято. Огромная роль в этом принадлежит начальнику авиационно-технической службы — начальнику авиации полковнику Петру Петровичу Турлюну.
     — Это выдающийся организатор и военачальник, — говорит Мирович, — который, будучи не летчиком, а штурманом, тем не менее возглавляет всю авиацию ВДВ. И я просто не представляю на его месте другого офицера, потому что у него действительно дар и стратегического мышления, и умения строить отношения с командованием и подчиненными. Он в 1990-х совершил настоящий переворот в авиации. Вы только вспомните то тяжелое время: не было топлива, самолеты не ремонтировались, новые в войска не поступали. И Турлюну удалось постепенно наладить процесс, обеспечить авиацию ВДВ всем необходимым для нормальной службы по предназначению.
     Александр Георгиевич с удовольствием говорит о нынешнем дне эскадрильи. Только за прошлый год общий налет составил более 1.800 часов, десантировано почти 36 тысяч парашютистов. Средний налет на один экипаж составил 106 часов. Все это позволяет успешно решать практически любые задачи с высоким качеством.
     Жаль, конечно, что не удалось самой прыгнуть с парашютом, но, даже просто стоя у открытой дверцы вертолета, когда под ногами плывут облака и прекрасно видно знаменитое село Константиново, я испытала пьянящее чувство скорости и полета. Ну а прыжки — дело будущего, обязательно попробую, потому что с такими профессионалами, которые служат в 58-й эскадрилье ВДВ, ничего не страшно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex