В Самаре, похоже, зреет очередная конфликтная ситуация, связанная с особым отношением городских властей к армии. «Красная звезда» уже рассказывала о попытках местных чиновников присвоить квартиры бывшего гарнизонного жилищного фонда под предлогом его передачи на обслуживание муниципалитету. Сообщали мы и о намерениях города заполучить в свое ведение некоторые объекты социальной инфраструктуры гарнизона. Эти и другие «инициативы» городских чиновников благодаря позиции газеты позже вылились в судебные разбирательства, завершившиеся принятием решений в пользу военных.
И вот новая попытка самарских властей ущемить интересы людей в погонах. На этот раз речь идет об отказе принимать решения, связанные с юридическим подтверждением права на возведение и последующий ввод в эксплуатацию двух жилых домов, построенных в Самаре для военнослужащих на средства федерального бюджета.
Суть истории в следующем. Некоторое время назад на территории окраинного Куйбышевского района города, в месте, где традиционно ведется строительство жилья для военнослужащих (район Кряж), было начато возведение двух 9-этажных жилых домов на 72 квартиры каждый. Параллельно началась работа по оформлению документов, разрешающих данное строительство. Стоит отметить, что в последнее время во всем строительном комплексе страны вынужденно сложилась практика определенного «упреждения», когда время на получение разрешения - а оно может достигать и полутора, и двух лет - закладывается уже в сам процесс строительства. С одной стороны, это определенное нарушение. Но с другой - в условиях, когда участок заведомо никем не оспаривается, а проект, как и всегда, разработан с соблюдением всех норм и требований, оснований для отказа в строительстве военные не видели.
С нормативными требованиями по проекту у военных все оказалось в порядке. Да к тому же участок в принципе и был запланирован под гарнизонное строительство. Так что сомнений в получении разрешения не возникало.
Однако самарские власти неожиданно решили по-иному. Уже в период сооружения домов военные были поставлены перед фактом: разрешение на строительство они не получат в связи с якобы неисполнением некоторых требований Градостроительного кодекса. Часть из этих требований касалась предоставления в администрацию города определенных документов (бумаги были тут же оперативно подготовлены и переданы чиновникам). А другая часть - «отклонения» строительства от так называемых предельных параметров.
Дело оказалось в том, что город в своих планах предполагаемой перспективной застройки отнес территорию данного микрорайона к некоей зоне Ж-3, где максимальная высота зданий была ограничена 6 этажами. Военные же соорудили девятиэтажки. На момент вынесения претензий по этажности дома уже были построены и даже частично заселены бесквартирными военными. Что же теперь - разбирать «лишние» этажи?
Здесь, наверное, стоит обрисовать территорию, на которой появились данные новостройки. Для тех, кто хоть немного знает Самару, удивительно вообще слышать о каких-либо проблемах вокруг этих мест. «Спорные» дома выстроены фактически на пустыре. До ближайшего жилья - несколько сотен метров. Кому и как могли помешать «избыточные» этажи?
В других районах Самары, где земля подороже и попрестижней, дома сегодня строятся чуть ли не «один на другом», подавляя друг друга и этажностью, и массивностью. Под стройки захватываются все более-менее свободные участки. Эта застройка, которой местные чиновники придумали обтекаемое название «точечной», похоронила сегодня многие нормы и правила в плане соблюдения комфортности городской среды. Жители целых кварталов Самары, зажатых новостройками, вынуждены были устраивать акции протеста в защиту своих дворов и скверов. Тем не менее подобные проекты всегда получали у городской власти необходимые разрешения. Здесь дополнительная этажность, видимо, никого не смущала.
А может быть, городские власти, требуя у военных соблюдения неких норм, заботятся о будущем развитии этого района? Вряд ли. Ведь перспективность освоения данной зоны у многих вызывает серьезные сомнения. Дело в том, что район Кряжа не просто окраинный. У большинства застройщиков он считается непрестижным по целому ряду факторов. Здесь и неразвитость социальной инфраструктуры, и плохая транспортная доступность. Муниципалитет собственного строительства здесь не ведет и по всем признакам (прежде всего финансовому состоянию города) в обозримой перспективе его не планирует. Нет интереса к этому району и у частных застройщиков. Автор этих строк специально обзвонил несколько самарских строительных компаний: ни в одной из них данный район в качестве планируемого направления застройки не назвали. Фактически строительство в этом микрорайоне уже много лет ведется исключительно военными. Участие города в развитии данных территорий минимальное и касается в основном содержания жилья. Откуда пошли разговоры о развитии района, откуда появилась эта неожиданная заинтересованность городских чиновников в соблюдении требований под будущую реализацию неких «перспективных планов» - непонятно.
Кстати, абсурдность поставленного военным в вину «несоблюдения требований по этажности» уже признана самими городскими структурами. В частности, правомочность строительства в микрорайоне Кряж тех самых 9-этажных домов подтвердил в своем заключении департамент самарской мэрии, ведающий строительством и архитектурой. В письме начальнику 37-го отдела капитального строительства (ОКС) ПУрВО глава городского департамента строительства и архитектуры А. Бачев сообщил, что «в соответствии с Генпланом, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.08 г. № 539, испрашиваемый земельный участок расположен на территории многоэтажной жилой застройки 9 этажей и выше». То есть оснований для претензий по этажности у города нет, что письменно и подтвердил глава департамента строительства и архитектуры Самары.
Однако в структурах самарского муниципалитета левая рука, видимо, не ведает, что творит правая. Ибо чем иначе можно расценить все-таки подписанный в октябре прошлого года главой Самары Виктором Тарховым отказ в выдаче разрешения на строительство тех несчастных девятиэтажек. Аргументация градоначальника (или тех, кто готовил ему документ на подпись) все та же - «отклонение от предельных параметров разрешенного строительства». Правда, текст письма самарского мэра изобилует нестыковками, которые указывают на, мягко говоря, неосведомленность по поводу ситуации. К примеру, в письме утверждается о том, что «земельный участок находится в зоне Ж-5 и Ж-3 - среднеэтажной жилой застройки 3—6 этажей», и подчеркивается, что «размещение домов свыше 6 этажей в зоне Ж-3 требует получения разрешения». Однако в том же письме Тархова говорится, что «зона Ж-5 предназначена для развития любого типа жилья». Напомним: департамент строительства и архитектуры города подтвердил правомерность застройки на данном земельном участке жилых домов в 9 этажей и выше. Так в чем же дело, господин мэр? Уточните хотя бы, какую же из «зон» вашего градостроительного плана нечаянно нарушили дома самарских служивых, построенные на этом кряжском пустыре?
Ситуация, связанная со строительство домов, по мнению многих, откровенно «забюрократизирована». По последней информации из самарской мэрии, на конец февраля назначены так называемые слушания по внесению изменений в генплан. Процедура, заявленная в свое время чиновниками как общественное обсуждение, но считающаяся у горожан исключительно условной (все равно к мнениям жителей впоследствии никто не прислушивается), должна по идее дать городским властям основания на корректировку планов застройки. В том числе и по тем самым «неудобным» девятиэтажкам. Если эти изменения будут приняты, то бумага, разрешающая строительство домов, будет наконец выписана. Если, конечно, у чиновников неожиданно не возникнут новые претензии к военным...
Все бы ничего, если бы в ситуации с теми самыми домами дело ограничилось лишь получением разрешения на их строительство. Проблема здесь вырисовывается куда масштабнее. Дело в том, что военные строители начали потихоньку прощупывать почву и на предмет будущего получения разрешения теперь уже на ввод домов в эксплуатацию. И здесь «подводные камни» оказались гораздо массивнее...
Вот что рассказал «Красной звезде» старший инженер-инспектор 37-го ОКС ПУрВО подполковник Алик Бегизардов. По сведениям офицера, непосредственно занимающегося вводом в эксплуатацию «военных» домов в Самарском гарнизоне, ряд местных предприятий, предоставляющих услуги по коммунальному обеспечению, уже выдвинули военным так называемые технические условия, выполнение которых обычно дает право на подключение к сетям. Такие условия, как правило, связаны с непосредственным обеспечением подводки инженерных коммуникаций к новостройкам. Хотя бывают и отклонения - когда город просит, скажем, поучаствовать в частичном обновлении общих систем коммуникаций.
Таким «отклонением» в случае с этими гарнизонными новостройками стали техусловия, выставленные муниципальным предприятием «Самараводоканал». За присоединение домов к своим системам водоснабжения и канализации эта организация потребовала от военных ни много ни мало - построить городу два водовода общей протяженностью свыше 6 километров! При этом обе магистрали имеют к вводимым новостройкам лишь косвенное отношение, так как расположены от них на значительном удалении.
- От одного «куска» водовода нам кое-как удалось отбиться, - рассказал подполковник Бегизардов, - однако сооружение второго «Водоканал» поставил непременным условием для будущего подключения. При этом для нас необходимости в проводке данного водовода нет: для обеспечения микрорайона водой мы в свое время построили собственную водонасосную станцию, которая исправно работает и обеспечивает наши дома. Однако чиновники строительство многокилометрового водовода объяснили необходимостью создания в районе «резервной» линии. При этом то обстоятельство, что от магистрали, которую предлагается построить на средства военного бюджета, будут впоследствии «запитаны» сторонние потребители, в том числе частные и коммерческие, никто во внимание не принимает. Более того, по планам города та самая построенная нами водонасосная станция должна быть также «закольцована» в общую сеть и работать впоследствии на тех же сторонних потребителей.
Не менее эфемерные требования, связанные с будущим вводом в эксплуатацию домов на Кряже, предъявила гарнизону и еще одна структура - департамент городского хозяйства и экологии Самары. Этим ведомством предписано, в частности, разработать проект и построить водоотвод поверхностных стоков (дождевой коллектор) с подводкой к общегородскому очистному сооружению. Важное уточнение - к очистному сооружению, которого... еще нет! В письме департамента городского хозяйства и экологии, направленном в адрес 37-го ОКС, так и написано: «Сброс организовать временно в реку Подстепновку» (письмо № 176 от 4.05.2007 г.). При этом неминуемые проблемы с надзорными инстанциями военным также рекомендовано решить самим. В частности, незаконный со всех позиций сброс стоков в природный водоем предписано согласовать и с Ростехнадзором, и с Росприроднадзором, и даже со «Средневолжрыбводом». А чтобы заранее списать с себя возможные претензии, городской департамент в своих требованиях отдельно указал, что «загрязняющие вещества, сбрасываемые в дождевой коллектор, должны соответствовать гигиеническим требованиям к сбрасываемым сточным водам».
По существующему порядку невыполнение требований городских служб влечет за собой отсутствие разрешения на ввод жилья в эксплуатацию. Таким образом, структуры города, беспардонно пользуясь предоставленными им полномочиями, выдвигают военным застройщикам откровенно издевательские и заранее невыполнимые условия.
- Город просто решил переложить на нас свои проблемы, решить задачи муниципалитета за счет армии, - констатирует подполковник А. Бегизардов. - А ведь волшебной палочки у нас нет, и средства на работы, связанные с выполнением требований городских служб, надо откуда-то брать. При этом расценки получаются нешуточные: строительство, к примеру, только одного водовода длиной 2,5 километра может стоить не меньше возведения как минимум одноподъездного многоквартирного дома. И это при нынешней острой нехватке жилья, в условиях необходимости обеспечения квартирами увольняемых со службы военнослужащих!
Но городские власти и предприятия типа «Самараводоканал» и слышать ничего не хотят. Подполковник Бегизардов свидетельствует: такого противодействия, такого нежелания вникать в ситуацию и идти на компромисс в истории строительства в Самарском гарнизоне еще не было. Конечно, спорные моменты в этой сфере случались и ранее. Но нынешняя ситуация, как признаются в гарнизоне, и вовсе из разряда тупиковых.
- Со стороны самарских чиновников и руководителей предприятий я и мои коллеги встречаем фактически одно только сопротивление, - констатирует офицер. - Взаимодействия почти нет. Такое впечатление, будто речь идет не о строительстве и вводе в строй социального жилья для военнослужащих и членов их семей, а о сооружении очередного торгового центра или развлекательного комплекса, которые в будущем должны будут приносить прибыль.
Нельзя сказать, что армия полностью отказывается от участия в решении вопросов обустройства городского хозяйства Самары. Военнослужащие гарнизона - тоже ведь горожане. И за последние десятилетия военными было немало сделано для развития города, построены десятки объектов, проложены новые коммуникации. Такого рода взаимодействие с муниципалитетом в той же Самаре, в ряде других гарнизонов ПУрВО всегда присутствовало. Сегодня армия также говорит о готовности к паритетному участию. Но выдвигаемые требования должны быть соизмеримыми по масштабам строительства, считают военные.
Вообще позиция самарских властей по отношению к людям в погонах вызывает, мягко говоря, недоумение. Особенно на фоне того, как армия реально помогает региону в решении целого ряда жизненно важных задач. Чего стоит одно только участие подразделений ПУрВО в ликвидации последствий катастрофического стихийного бедствия - мощнейшего снегопада, накрывшего прошлой зимой Самару и ряд других регионов Поволжья. Именно армия первой пришла на помощь в расчистке погребенных под снегом самарских улиц и федеральных магистралей. Именно военная техника в те тяжелые дни осуществляла снабжение парализованных снегопадом учреждений самарской «социалки». Тогда никто не выдвигал городу никаких условий - военные просто пришли и помогли людям. Откуда же такая вот «благодарность» со стороны властей?
Сейчас дома, построенные в микрорайоне Кряж, остаются, по сути, домами-невидимками. Напомним, речь идет не о баньке, незаконно выстроенной на садовом участке, не о гараже-ракушке. «Вне закона» - два многоэтажных 72-квартирных дома, где второй сезон живут военнослужащие и их семьи! К счастью, обоим новостройкам удалось хотя бы присвоить почтовые адреса. Но в реестре местного органа регистрации этих домов нет. Основанием для юридической процедуры, связанной с регистрацией, должно стать как раз разрешение главы города на ввод новостроек в эксплуатацию. До момента подписания этого документа новоселы не имеют возможности оформить право собственности на свое жилье, выполнить ряд других процедур. А ведь это жилье многие ждали не по одному десятку лет, поколесив по стране, сменив множество гарнизонов. И не вина этих людей в том, что их долгожданные квадратные метры оказались на самарской земле, где право на жизнь сегодня определяется «закорючкой» городского чиновника или одобрением начальника местной канализации.
На снимке: те самые «дома-невидимки».