Сколько раз убеждался: музыкант в любой ситуации остается артистом, художником звука. Предконцертная лихорадка в одинаковой степени свойственна всем творческим коллективам вне зависимости от того, облачены они в сценические костюмы или в парадную военную форму. Вот и находясь на борту ракетного корабля КФ, посещавшего с визитом Казахстан, с интересом наблюдал со стороны за оркестром Каспийской флотилии за два часа до концерта.
Прежде всего творческий коллектив во время выступления просто обязан быть в прекрасном настроении. И тут, как говорят, нет вариантов. Без воодушевления, вне единого музыкального порыва исполнительской удачи не видать.
Начальник оркестра Каспийской флотилии подполковник Владислав Ивасенко собирает своих музыкантов в кружок на юте ракетного корабля и о чем-то им рассказывает. Вдруг все десять весьма почтенно и солидно выглядящих служителя искусства буквально взрываются дружным смехом. Понятно, что Владислав Ивасенко, дирижер с именем и опытом, ни с кем не делится своими секретами психологического воздействия на творческих личностей. Концертмейстер старший прапорщик Сергей Бондарев в волнении еще и еще раз «притирает» к рукам, к губам свою неразлучную трубу. Кто-то, немного отрешено глядя в небесную синеву - такого простора нигде больше, как здесь, на пересечении пустынь, степей и седого Каспия, не найти, манипулирует во всех плоскостях барабанными палочками.
Чуть раньше, еще до творческой разминки, дирижер в разговоре со мной посетовал. Мол, неведомые «темные силы» включили в походный список всего девять оркестрантов. А посещая другое государство, когда творческое лицо флота представляет именно оркестр, подобным составом не блеснуть. Требование же командования - обеспечить полтора часа непрерывной игры на концерте практически невыполнимо. Если только... Здесь Владислав пристально посмотрел на меня и неожиданно предложил выступить в роли конферансье. Мол, у вас, у журналистов, как и у нас, артистов, музыкантов, нестандартное мышление и умение находить нужное слово. Как и любой конферансье, помоги немного потянуть время, дав музыкантам возможность отдышаться, размять занемевшие губы. Поначалу я опешил от подобного развития ситуации. Но, взглянув в дирижерские глаза, понял: мой отказ оскорбит его творческое сердце. Словом, срочно пришлось осваивать очередную профессию, о чем я впоследствии ни на секунду не пожалел.
Виртуозность при внешне изящной легкости игры музыкантов военного оркестра достигается титаническим трудом. В прописной, казалось бы, истине еще раз убеждаюсь, когда готовлюсь к непривычной для себя роли ведущего концерта.
В списке произведений, отобранных для концерта, восемнадцать композиций. Напомню: все это надо сыграть, причем мастерски, лишь девяти исполнителям, не считая дирижера. Правда, все оркестранты в разное время получили высшее музыкальное образование. Пять из них неоднократно становились лауреатами международных исполнительских конкурсов. В творческой палитре представлен широчайший диапазон произведений: от непременного «Прощания славянки» и классического старинного марша «Гренадер» до эстрадной «Бразилии» с французским вальсом «Под небом Парижа». Но будет ли публика, представленная в большинстве молодыми казахстанскими парнями, благосклонна к духовой музыке? Особенно к той, которую, видимо, не знают, не слышали.
Немного забегу вперед. Курсанты военных заведений - казахстанцы - великолепно приняли российский оркестр. Музыкальные композиции, как оказалось, были для них узнаваемы и близки. Особенно знакомые до слез всем жителям постсоветского пространства мелодии из кинофильма «Цыган», «Иван Васильевич меняет профессию».
Великий язык искусства объединяет народы. Кстати, года три назад у подполковника Ивасенко на международном фестивале военных оркестров в Москве произошла удивительная встреча с коллегой - начальником президентского оркестра военно-воздушных сил США. Ни американский, ни наш дирижеры не владели языками друг друга. Но одинаково великолепно владели универсальным языком музыки. Как выяснилось позже, партитуры российского и американского оркестров легко читаются профессионалами. Произошел паритетный творческий обмен. С тех пор и появилось в репертуаре нашего оркестра знаменитое на весь мир шуточное произведение Ф. Колдица «Барабан и труба».
Так стоит ли удивляться, что и в Казахстане выступление российского творческого коллектива вызвало восторги молодежной зрительской аудитории, бурю оваций и непременное «бис»? А начальник военно-морского института минобороны Казахстана капитан 1 ранга Марат Тулекбаев даже торжественно пообещал нашим морякам, что при следующем визите российских кораблей в Актау в стенах его института они услышат национальный профессиональный оркестр.
Доля настоящего музыканта трудна невероятно. Даже небольшое по времени выступление выматывает физически и душевно. Как и любые творческие люди, оркестранты время от времени задаются вопросом: а чем, собственно, обусловлена необходимость каждодневного изматывающего труда? Причем труд ведь этот не обходится без профессиональных заболеваний. Тяжелейшую болезнь зубов - пародонтоз испытал, будучи курсантом военно-дирижерского факультета Московской консерватории, и трубач высокого уровня Владислав Ивасенко, ныне начальник оркестра. В середине 90-х годов прошлого века пришлось играть в составе сводного оркестра московского гарнизона буквально на износ: и в слякоть, и в жару, и в трескучий мороз. Едва не потерял зубы. В солидной клинике за лечение запросили баснословную для курсанта сумму. Но нашлись почитатели у русских военных музыкантов и в то смутное для российской истории время.
Правда и в том, что единожды начав движение на пути к высокому искусству, невозможно остановиться. Ведь каждый из оркестрантов - Андрей Гусев, Сергей Бондарев, Андрей Крутилов, Александр Таценко, Алексей Кузнецов, Дмитрий Кострыкин, Алексей Назариков, Денис Кузнецов и Владимир Новокрещенных - являет собой личностное отражение великой российской музыкальной школы. Имена ведущих профессоров из Москвы и Саратова Тимофея Александровича Докшицера и Анатолия Дмитриевича Селянина звучат для военных музыкантов одой, если хотите, гимном. Они себя воспринимают вечными должниками исполинов отечественной школы мастерства, известной во всем мире. И это не позволяет остановиться в творческом росте хотя бы на мгновение. Талантом исполнителей и определяется величие русского военного оркестра!