на главную страницу

4 Марта 2009 года

Военное кино

Среда

Фон Штауффенберг и другие

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



В ранней скандинавской мифологии валькирии - это воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в жестоких битвах. В более поздних мифах этот образ стал шире, симпатичнее. В XIX веке его увидели и услышали в опере Рихарда в Вагнера «Валькирия». В наше время такое название получила шведская музыкальная группа. В авиации - сверхзвуковой американский самолет. В артиллерии - южноафриканская система залпового огня. В истории Второй мировой войны - неудавшаяся операция по ликвидации Адольфа Гитлера. В кинематографе - фильм Брайана Сингера, сюжет которого основан на июльских событиях 1944 года, связанных с заговором высокопоставленных офицеров вермахта.

     Фильм «Операция «Валькирия» в прокат вышел в конце прошлого года. В Германии поначалу к нему отнеслись настороженно. В том числе в министерстве обороны. Немцы опасались фальсификаций, на которые американские сочинители, как известно, большие мастера. Однако потом опасения были вытеснены ощущениями, что современному поколению граждан ФРГ этот фильм совсем не повредит.
     Что и говорить, захватывающая, технически хорошо сделанная кинолента о таком герое, как полковник Клаус фон Штауффенберг, широкому немецкому зрителю должна была прийтись по вкусу. Ведь на экране нет ни зверств гестаповских следователей, ни расстрелов русских военнопленных, ни еврейских очередей перед воротами крематориев, ни эсэсовских карательных экспедиций по тылам оккупированных стран. Внешне приятные офицеры, представители элиты общества, готовятся убрать зарвавшегося фанатика. Это доказывает, что даже в верхнем эшелоне третьего рейха действовало Сопротивление. То есть страна, что бы о ней ни писали раньше, сопротивлялась коричневому злодейству, как и другие европейские страны.
     Многие немецкие газеты и журналы дружно отметили, что фильм многое изменит в представлениях о Германии середины прошлого века. Что он уже сделал для имиджа страны больше, чем все проведенные в ней европейские футбольные чемпионаты. Что мир теперь узнает: у Германии был не только бесноватый Гитлер, но и благородные рыцари вроде казненных заговорщиков.
     Словом, Голливуд порадовал немецкую общественность. Но, конечно, далеко не всю. В частности, директор Мемориального центра немецкого Сопротивления Петер Штайнбах так и не изменил своего мнения о картине, которое сложилось у него еще до ее просмотра. «То, что я видел - это лишенная всякого контекста история, в которой третий рейх и национал-социализм используются попросту как театральная декорация. Такое часто мы видим в американском игровом кино», - сказал он.
     В свое время мне довелось побывать в берлинском Мемориальном центре и послушать впечатляющий рассказ экскурсовода о покушении на Гитлера. Кажется, это было накануне очередной годовщины казни фон Штауффенберга, когда завершалась подготовка к мероприятиям в память об участниках провалившейся акции. Должен заметить, что в Германии весьма трепетно относятся к подаче этой темы. И уж тем более к ее раскрытию посредством кинематографа. Ведь кино способно в несколько дней создать положительный (либо негативный, ложный) стереотип у значительной части населения.
     В ФРГ 20 июля (день покушения на Гитлера) является государственным днем траура по казненным офицерам и ежегодно сопровождается проведением разного рода торжеств. К примеру, на месте казни графа фон Штауффенберга и его товарищей проводится торжественное принятие присяги военнослужащими. За Клаусом фон Штауффенбергом официально закреплен статус героя Сопротивления. В 2007 году вся Германия отмечала столетие со дня его рождения.
     В Баварии, на родине офицера, тогда состоялась торжественная церемония в его честь. Сейчас газеты вспоминают, как премьер-министр этой федеральной земли Гюнтер Бекштайн заявил в своем выступлении, что граф фон Штауффенберг относится к «величайшим личностям в истории Германии», своим поступком продемонстрировавший, что «даже в самые темные и страшные времена нашлось место голосу совести, сопротивлению против жестокого и унизительного насилия». Министр обороны ФРГ Франц-Йозеф Юнг заявил тогда, что для бундесвера полковник фон Штауффенберг символизирует приоритет чести и совести над военными приказами. Журнал «Шпигель» в свою очередь назвал полковника Штауффенберга единственным героем Германии XX века.
     С выходом фильма на экраны Германии придирчивые к деталям немцы старшего поколения сразу нашли ряд искажений реальных фактов и умолчаний, которые, как они считают, в данном случае недопустимы. А члены семейства фон Штауффенберга еще в ходе съемок указывали на недостатки постановщиков. К примеру, они со значением указывали, что в будущей кинокартине ничего не сказано о том, что войти в круг заговорщиков их знаменитого родственника наставлял его дядя Николаус фон Окскюль. Или вот: главный герой в фильме слушает Вагнера, которого в действительности полковник Штауффенберг не любил. Да и вообще родне реального героя не понравилось, что в главной роли снялся Том Круз, принадлежащий к секте сайентологов, вызывающей отторжение в Германии.
     Этот момент может опорочить память борцов с нацизмом, писали по данному поводу некоторые немецкие газеты. Против Круза, внешне, кстати, очень похожего на казненного графа, особенно был настроен его сын - Бертольд фон Штауффенберг. Он, как и другие представители нынешней германской знати, подчеркивал, что Клаус фон Штауффенберг был из старинного дворянского рода, аристократом, литератором, убежденным католиком, а всего этого Круз абсолютно не смог изобразить. Актер слишком прямолинеен для создания образа, близкого к оригиналу. С немецкими журналистами, между прочим, соглашается «Нью-Йорк таймс», отмечая, что Штауффенберг был «фигурой слишком сложной для такого фильма».
     Вообще же фильм Брайана Сингера привлек большое внимание критиков. Причем в первую очередь не теми достоинствами или слабостями, какие обычно смакуются профессиональными экспертами от кинематографии, а своей сомнительной идеологической подоплекой. На родине Голливуда в замысле создателей картины усмотрели скрытую «апологию нацизма». Так, кинокритик «Фокс ньюс» Роджер Фридман считает, что «Операция «Валькирия» может стать «отправной точкой для опасной новой мысли, что холокост и другие деяния нацистов являются вопросами второстепенной важности по сравнению с борьбой за дело немецкого патриотизма». Фридман раскритиковал художников по декорациям за то, что они минимизировали или сознательно убрали из кадра свастики, ставшие символом преступлений нацизма.
     Обозреватель «Вашингтон пост» Филипп Кенникотт упрекнул авторов военного триллера за то, что они не удосужились рассказать зрителям о жизни своих героев до истории с покушением. По его мнению, действия заговорщиков были мотивированы не ненавистью к нацистским преступникам и их вождю, а ощущением грядущего краха Германии, который стал следствием бездарного ведения войны. Иначе говоря, здесь имеет место замешанный на авантюризме политический прагматизм, а не самоотверженная готовность к подвигу во благо соотечественников.
     Такой точки зрения, отметим, придерживаются многие и за пределами Америки, включая Германию. Но, конечно, далеко не все. Кто-то из знатоков немецкой истории справедливо указал на то, что один из основных участников заговора, Хеннинг фон Тресков, еще в 1938 году числился в оппозиции к Гитлеру и выступал против массовых расстрелов евреев и коммунистов. А к покушению на фюрера начал готовиться в 1942 году, когда поражением Германии и не пахло.
     Пять лет назад, в связи с 60-летием неудачной попытки совершить покушение на Гитлера, газета «Зюддойче цайтунг» писала: «Во всем этом ощущается сожаление об утраченном шансе. Ведь тогда история Германии могла бы изменить направление своего развития... Германия, окажись попытка покушения удачной, сама бы себя освободила от тирании, в установлении которой она одна была виновата».
     Однако звучали и другие голоса. «В случае удачи государственного переворота война закончилась бы раньше и миллионы людей остались бы в живых. Однако катарсиса, который вызвала катастрофа 1945 года, немцы бы в своем сознании не пережили. Скорее всего, вновь ожила бы легенда 1918 года о «кинжале в спину», то есть о военном поражении вследствие государственной измены. Так что неудача 20 июля - это, возможно, тоже своего рода завет», - писала газета «Кельнер штадт-анцайгер».
     Ну а что же Россия, что думают у нас? Такое впечатление, что никакой особо значимой «информации к размышлению» голливудский кинематографический шлягер для нашей разнородной аудитории не представляет. Не впечатлил, знаете ли. Далековато фильму Сингера до наших качественных военных фильмов. Избалован наш зритель подлинными шедеврами о войне. Его на голливудской мякине не проведешь, как бы красочно она ни была снята.
     Можно, конечно, подискутировать о других причинах в целом безразличного приема фильма на российской ниве. Но стоит ли? Мы каждый год смотрим «Семнадцать мгновений весны», в котором не то что «аристократ и литератор» в полковничьей форме - сам шеф гестапо Мюллер показан так, что своей проницательностью, хитростью, если хотите, многогранностью удивил всю Россию. Ослабла ли от этого наша национальная ненависть к фашизму? Пожалуй, не возьмусь ответить на этот вопрос.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex