на главную страницу

6 Марта 2009 года

Страна и мир

Пятница

ПРО: НУЖНЫ РАЗВЯЗКИ, А НЕ УВЯЗКИ

Владимир КОЗИН,
государственный советник Российской Федерации 2-го класса, кандидат исторических наук.



Вслед за лондонской «Таймс», сообщившей 4 февраля о якобы наличии у нынешней американской администрации планов по сокращению на 80 процентов стратегических наступательных вооружений России и США, которые до сих пор так и не были подтверждены Вашингтоном, аналогичным образом проявила себя и небезызвестная «Нью-Йорк таймс». 3 марта она известила своих читателей о том, что Барак Обама в прошлом месяце направил Президенту России конфиденциальное послание, в котором говорится, что США откажутся от развертывания новой системы ПРО в Восточной Европе, если Москва поможет Вашингтону убедить Тегеран в целесообразности прекращения национальной военной ядерной программы. При этом газета сослалась на неких официальных представителей, которые на условиях анонимности утверждали, что это предложение не влечет за собой реализацию принципа «услуга за услугу», а призвано лишь намекнуть Москве на возможность «создания совместного с США фронта против Ирана». Ранее на эту тему примерно в таком же ключе высказалась и государственный секретарь США Хиллари Клинтон.

     Чем руководствовались в Вашингтоне, организуя «утечку» такого рода во влиятельном американском органе СМИ? Варианты могут быть разные. Возможно, это связано с намерениями Вашингтона усилить военно-политический нажим на Тегеран в соответствии с новой концепцией администрации Обамы «в еще большей степени сдержать ракетно-ядерные амбиции Ирана». Вполне вероятно, что подобным образом Белый дом пытался дать знать Кремлю, что такое сотрудничество поможет более эффективно «нажать кнопку перезагрузки» в российско-американских отношениях. Не исключено также, что она была специально организована, для того чтобы сохранить военно-политическую основу для строительства в Восточной Европе сомнительной противоракетной структуры США, исходя из того что Тегеран вряд ли откажется от своей мирной ядерной программы, что не запрещено международным правом (наличие у себя военных ядерных амбиций он неизменно отрицает).
     Хорошо известно, что в свое время Дж. Буш-младший энергично оправдывал проекты развертывания ударно-боевых и разведывательно-информационных элементов стратегической системы ПРО США в Польше и Чехии жупелом «иранской ракетно-ядерной угрозы», несмотря на то, что такая угроза носит надуманный характер, в особенности в отношении Соединенных Штатов. Судя по недавно сделанному высказыванию Хиллари Клинтон, нынешняя администрация США придерживается схожих взглядов. По утверждению «Нью-Йорк таймс», Обама лишь переформулировал эту линию, чтобы сделать ее более привлекательной для России. «Если с помощью решительных дипломатических усилий с Россией и другими партнерами мы сможем снизить или ликвидировать эту угрозу, то, разумеется, мы могли бы взглянуть на ПРО другими глазами», - многообещающе заявил в феврале в интервью Интерфаксу и заместитель госсекретаря США У. Бернс, когда посетил Москву, чтобы передать по назначению упомянутое послание Обамы.
     Тем не менее Москва по-прежнему убеждена, что проекты возведения третьего позиционного района ПРО США в Европе направлены исключительно против российского стратегического ядерного арсенала и призваны обеспечить Вашингтону материально-юридическую основу для нанесения первого обезоруживающего ракетно-ядерного удара по Российской Федерации. Ни администрация Дж. Буша, ни команда Б. Обамы так и не смогли убедить российскую сторону в обратном. И не убедят - нет аргументов. Даже схемы, приводимые на сайте агентства по противоракетной обороне США, свидетельствуют о том, что главное острие американской системы ПРО на европейском континенте, учитывая ранее размещенные Пентагоном в Великобритании, Дании и Норвегии стратегические РЛС, направлено против России.
     Пресс-секретарь главы Российского государства Н. Тимакова подтвердила поступление послания от президента США, но одновременно обратила внимание на отсутствие в нем каких-либо детальных предложений по урегулированию проблемы ПРО. «Это письмо стало ответом на послание российского лидера, направленное американскому президенту вскоре после его вступления в должность, - пояснила она. - Медведев оценил оперативность ответа и позитивный настрой, в котором выдержано послание. Письмо Обамы содержит различные предложения и оценки текущей ситуации. Но что касается каких-то конкретных предложений или взаимообязывающих инициатив, то их в послании не содержалось».
     Сам Дмитрий Медведев, выступая 3 марта в Мадриде, заявил, что в отношении ПРО непродуктивно ставить вопрос о каких-то разменах, в том числе по иранской проблематике. Отметив позитивные сигналы, идущие из Вашингтона, в частности, о том, что администрация Барака Обамы хочет интенсифицировать двустороннее сотрудничество, Дмитрий Медведев сказал, что сама инициатива по ПРО осложняет безопасность на европейском континенте. «Если новая администрация США проявит здесь здравомыслие и предложит новую конструкцию, мы готовы ее обсуждать. Но это должна быть нормальная полноценная глобальная конструкция», - констатировал российский президент. Он особо подчеркнул, что никто не обуславливает решение этого вопроса разменами.
     «Мы и так работаем по ядерной проблеме Ирана, они никогда не сворачивались. Мы и дальше будем обсуждать эту проблему на регулярной основе», - добавил Дмитрий Медведев. О том, что Россия придает значение данной проблеме, говорит совместное Заявление представителей Великобритании, КНР, России, США, Франции и ФРГ, сделанное
     3 марта 2009 года. В нем среди прочего разделяется озабоченность генерального директора МАГАТЭ по поводу отсутствия достаточного прогресса по остающимся вопросам, касающимся возможных военных составляющих ядерной программы Ирана. В документе содержится призыв к Тегерану выполнить требования совета управляющих
     МАГАТЭ, осуществлять соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, ратифицировать Дополнительный протокол и осуществлять все меры, требуемые для обеспечения уверенности в исключительно мирном характере иранской ядерной программы.
     В итоге на пресс-конференции, организованной 4 марта, Барак Обама поспешил отмежеваться от столь прямолинейного «увязочного» комментария «Нью-Йорк таймс», заявив в буквальном смысле следующее: «То, что я сказал в своем послании, заключается в том, что мы в определенном смысле уменьшаем приверженность Ирана к ядерному оружию и что это сокращает потребность или необходимость в развертывании системы ПРО». Хотя и добавил, что дискуссии с Россией на эту тему «не уменьшили мои обязательства по обеспечению того, чтобы Польша, Чешская Республика и другие государства - члены НАТО в полной мере пользовались существующим партнерством, поддержкой альянса и Соединенных Штатов в плане обеспечения их безопасности». Витиевато, но в целом понятно. В другом интервью он кратко заметил, что статья в «Нью-Йорк таймс» «неаккуратно» трактует его послание российскому руководству.
     Тем не менее нельзя исключить и того, что проблематика ПРО будет увязана если не с иранской ядерной программой, то с другой проблемой, касающейся развития российско-американских отношений и требующей своего конструктивного решения. Советские и российские переговорщики, занимавшиеся и занимающиеся проблематикой сокращения и ограничения вооружений, хорошо знают, что американцы являются специалистами по впутыванию в переговорную ткань разного рода увязок, главным образом искусственных. Хорошо знакома и тактика выдвижения Соединенными Штатами несуществующих схем, а потом их снятие после упорных дискуссий с целью вытягивания уступок с нашей стороны. Россия же в принципе выступает против надуманных увязок одних проблем, оказывающих воздействие на глобальную стратегическую ситуацию, с другими вопросами, не оказывающими такого влияния.
     В том числе и в отношении ПРО. Тем более что, разыгрывая некую слабо проиллюстрированную «уступку» в этом вопросе, в Вашингтоне, видимо, забыли о более радикально-практическом способе его разрешения. Это «нулевой вариант», изложенный Дмитрием Медведевым еще в ноябре прошлого года в интервью газете «Фигаро». Он заключается в том, что Россия отменит свои четыре акции в ответ на развертывание этой дестабилизирующей системы, если Белый дом первый откажется от соответствующих планов бывшей администрации. Можно еще раз напомнить, что в список ответных российских мер входили: отказ от снятия с боевого дежурства трех ракетных полков дивизии РСВН, дислоцированной в Козельске, и от расформирования самой дивизии к 2010 году; развертывание ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области; соответствующее использование там же средств РЭБ против РЛС ПРО США под Прагой, а также задействование сил российского ВМФ в целом. Некоторые военные эксперты высказывают предложения об ужесточении наших ответных мер. Их вполне можно рассмотреть в зависимости от складывающейся обстановки.
     Пойти на «нулевой вариант» Бараку Обаме при желании несложно: он не связан с решениями предыдущей администрации. Вопрос лишь в том, есть ли у него такое желание. Пока же Пентагон, по словам председателя комитета начальников штабов ВС США адмирала М. Маллена, сказанным им 1 марта в интервью телекомпании «Фокс», не получал от президента Барака Обамы указаний по поводу ускорения или замедления планов размещения элементов американской системы ПРО в Восточной Европе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex