на главную страницу

11 Марта 2009 года

Армия и общество

Среда

К оружию нового века

Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».



Как уже сообщала «Красная звезда», в рамках пресс-клуба Министерства обороны РФ начальник вооружения Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Владимир ПОПОВКИН рассказал журналистам о формировании государственного оборонного заказа, перевооружении соединений и воинских частей новыми (модернизированными) образцами вооружения и военной техники.
  Эта тема сегодня особенно актуальна в связи с тем, что Вооруженные Силы России вышли на важнейший этап реформирования. Он впервые за долгие годы обеспечен финансово. Безусловно, любая реформа, не включающая в себя переоснащение армии и флота самым современным вооружением и военной техникой, была бы обречена на провал.

     Современные угрозы безопасности России обусловливаются сложившейся военно-политической обстановкой в мире, которая в настоящее время характеризуется усилением экономической и политической конкуренции государств. Значительная часть угроз носит военно-технический характер. В связи с этим в интересах обеспечения обороны и безопасности государства необходимо проведение мероприятий по ускорению темпов переоснащения видов и родов войск Вооруженных Сил РФ современным вооружением.
     
Приоритет - ядерному сдерживанию

     Оснащение Вооруженных Сил вооружением в 2008 году в целом было успешным. Напомним, что развитие системы вооружения осуществляется в соответствии с целями и приоритетами, заложенными в действующей Государственной программе вооружения на 2007 - 2015 годы. Во-первых, это обеспечение политики ядерного сдерживания. Во-вторых, комплектные закупки образцов вооружения для переоснащения соединений и частей постоянной готовности и максимальное поддержание в исправном состоянии существующего парка вооружения.
     Реализация этих задач в рамках государственного оборонного заказа в 2008 году позволила в Стратегических ядерных силах обеспечить поддержание боевой готовности и ядерной безопасности наземных, морских и авиационных средств ядерного сдерживания (СЯС), увеличить темпы перевооружения группировки на современные средства, а также продлить сроки эксплуатации существующих комплексов.
     Для этого обеспечивается постепенное перевооружение ракетных полков стратегического назначения на подвижной грунтовый комплекс «Тополь-М», завершено изготовление очередной товарной партии баллистических ракет «Булава» для атомных подводных крейсеров. Также обеспечен ремонт атомных подводных крейсеров и проведен ремонт авиационных комплексов Дальней авиации Ту-160.
     Вместе с тем не все запланированные мероприятия реализуются в заданные сроки. Например, разработка нового ракетного комплекса стратегического назначения морского базирования характеризуется высокими техническими рисками. Могут иметь место неудачные результаты пусков комплексов, которые предопределяют увеличение количества летных испытаний, необходимых для подтверждения показателей надежности.
     В силах общего назначения главная задача на минувший год заключалась в поддержании в боеготовом состоянии вооружений соединений и частей постоянной готовности, в проведении выборочной модернизации и продлении сроков эксплуатации ВВТ, продолжении комплектного переоснащения частей и соединений Вооруженных Сил на модернизированные и новые образцы.
     В этих целях было продолжено строительство сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» и десантных катеров, обеспечено продвижение среднего ремонта тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» и атомного подводного крейсера. Также поставляются оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М» в отдельные ракетные дивизионы, продолжается оснащение войск танками Т-90А, БМП-3, БТР-80, проводятся ремонт и поставка самолетов фронтовой, военно-транспортной авиации и вертолетов, в значительном количестве проводится ремонт танков, БМП, БТР, БМД для восполнения естественной убыли в частях постоянной готовности.
     Уровень оснащенности Вооруженных Сил основными типами вооружения в настоящее время составляет около 100 процентов.
     
С учетом недавних конфликтов

     Что касается 2009 года, то в настоящее время техническое оснащение Вооруженных Сил осуществляется в рамках исполнения государственного оборонного заказа на 2009 - 2011 годы. Этот документ сформирован в конце 2008 года на базе параметров действующей Государственной программы вооружения на 2007 - 2015 годы с учетом мероприятий, направленных на переоснащение сил общего назначения.
     Минобороны России проведен детальный анализ итогов конфликта на территории Южной Осетии, который позволил сформулировать комплекс мероприятий для усиления контингента войск в Южном регионе и сил Черноморского флота.
     В отношении Сухопутных войск это ускорение модернизации имеющихся на вооружении РСЗО, разработка новых средств разведки тактического звена, увеличение объемов их закупок.
     В отношении авиационной техники - ускорение завершения модернизации самолетов МиГ-29, Су-25, вертолета Ми-28Н, увязка их в единое информационно-управляющее поле с авиационными комплексами и средствами поражения; дополнительная закупка самолетов (МиГ-29, Су-27СМ, Су-ЗОМК2), в том числе из имеющегося задела, а также вертолетов (Ка-52, Ми-28Н, Ми-24М, Ми-8МТВ5) с необходимыми средствами наземного обслуживания и поражения; оборудование летательных аппаратов бортовыми средствами радиоэлектронного противодействия.
     В отношении средств ПВО - закупка зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С», а также доработка имеющихся зенитных управляемых ракет.
     В отношении Военно-морского флота - завершение создания дизельной подводной лодки типа «Лада» с гидроакустическим комплексом, модернизация дизельных подводных лодок типа «Варшавянка», ускоренное создание большого десантного корабля нового проекта, берегового подвижного ракетного комплекса типа «Бал-У».
     Предусмотрены завершение комплектования дивизионов берегового ракетного комплекса «Бастион», а также закупка необходимого количества боекомплектов противокорабельных крылатых ракет, вертолетов радиолокационного дозора.
     Кроме того, для противодействия элементам ПРО, размещаемым в Польше и Чехии, запланировано создание радиолокационных станций дециметрового диапазона системы предупреждения о ракетном нападении высокой заводской готовности, а также завершение НИОКР и дополнительная закупка ракет и пусковых установок к ОТРК «Искандер».
     На реализацию этих задач Минобороны запрашивало дополнительные ассигнования. Вместе с тем на 2010 и 2011 годы эта заявка удовлетворена не была.
     Несмотря на это, по результатам выполнения ГОЗ на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов будут завершены важнейшие для обороноспособности страны работы.
     Для Стратегических ядерных сил будут приняты на вооружение: атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами проекта 955, корабельный ракетный комплекс стратегического назначения с малогабаритной БРПЛ, модернизированная автоматизированная система боевого управления ракетными войсками и ракетным оружием стратегического назначения.
     Военно-морской флот получит атомный подводный крейсер проекта 885, перспективный боевой многоцелевой корабль водоизмещением около 4.000 тонн.
     Сухопутные войска - ОТРК «Искандер-М» с ракетами, модернизированные реактивные системы залпового огня, модернизированное самоходное артиллерийское орудие, 120-мм самоходное артиллерийское орудие «Хоста», зенитные ракетные комплексы «Бук-МЗ» и «Тор-М2».
     Космические войска - комплекс Единой системы спутниковой связи 2-го этапа с космическими аппаратами на высокоэллиптической орбите, космическую систему оптико-электронной высокодетальной разведки объектов и детальной разведки районов на театрах военных действий.
     Военно-воздушные силы - новую ракету для самолетов дальней и стратегической авиации, самолет А-50У, модернизированный МиГ-31.
     Для разведки, связи и управления в строй будут введены: радиолокационный комплекс распознавания низкоорбитальных космических объектов, многоцелевая космическая система радиоэлектронной разведки и целеуказания.
     При этом, отметим, будет обеспечен и задел для последующего перевооружения.
     В целом запланированные мероприятия позволят существенно повысить темпы переоснащения Российской армии с учетом уточненного перспективного облика и полностью оснастить современными образцами ВВТ группировку Северо-Кавказского военного округа и сил Черноморского флота.
     
С кризисом придется считаться

     Вместе с тем в сложных финансово-экономических условиях не все запланированные мероприятия смогут быть реализованы в полном объеме и в намеченные сроки.
     Минобороны России вынуждено отказаться от разработок, которые могут быть заменены продукцией народнохозяйственного назначения. Придется сократить закупки ряда обеспечивающих средств. Увеличится срок оплаты части заданий принятого государственного оборонного заказа.
     Но при этом, безусловно, будут обеспечены: программа развития стратегических и космических средств; мероприятия, связанные с переходом к перспективному облику Вооруженных Сил Российской Федерации к 2020 году; работы по силам общего назначения, запланированные по результатам югоосетинского конфликта; проекты, решения по которым приняты Президентом и Правительством Российской Федерации.
     В Минобороны есть понимание того, что снижение заданий государственного оборонного заказа окажет негативное влияние на развитие предприятий промышленности, производящих вооружение и боеприпасы.
     Для стабилизации ситуации предпринимаются все необходимые меры по оплате заданий госзаказа по условиям контрактов. Это позволит сохранить рабочие места в ряде регионов, в первую очередь там, где предприятия ОПК градообразующие.
     В декабре 2008 года был определен перечень предприятий, которым необходима государственная поддержка. В этот перечень вошли 64 субъекта ОПК. При отборе предприятий руководствовались тем, что, во-первых, предприятие должно быть производителем важнейшего образца вооружения и военной техники, во-вторых, иметь объем ассигнований в гособоронзаказе на сумму не менее 500 млн. рублей. Данные предприятия имеют кооперацию с другими организациям, в связи с чем можно с уверенностью сказать о господдержке не только представленных в перечне предприятий, но и их соисполнителей.
     Финансирование заданий государственного оборонного заказа означает загрузку реального сектора экономики государства, поэтому сохранение объемов действующего ГОЗ, по мнению Минобороны, положительно скажется на финансово-экономическом и социальном состоянии предприятий ОПК и экономики государства в целом.
     
Сокращая типаж и номенклатуру

     Параметры технического оснащения Вооруженных Сил прорабатываются в ходе работ по формированию проекта новой государственной программы вооружения до 2020 года.
     Будущая программа призвана устранить дисбаланс в структуре расходов между содержанием Вооруженных Сил и их оснащением вооружением, военной и специальной техникой. К 2011 году планируется достигнуть уровня соотношения расходов на содержание и оснащение 50 на 50, а к исходу 2015 года - 30 к 70. Основной приоритет намечено отдать закупкам сложных высокотехнологичных образцов вооружения (около 70 процентов от объема программы). Также учтены уроки последних вооруженных конфликтов, в первую очередь в Южной Осетии.
     Разработка проекта государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы проводится в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ от 20 декабря 2007 г. За организацию разработки ГПВ в целом отвечает Министерство обороны России. Перечень участвующих в разработке ГПВ органов и организаций, а также алгоритм их взаимодействия по основным организационным, научно-методическим и практическим мероприятиям, направленным на качественное и своевременное формирование, обоснование и реализацию мероприятий ГПВ, определяют «Правила разработки и выполнения государственных программ вооружения», утвержденные постановлением Правительства РФ 30 августа 2007 года.
     В проекте госпрограммы вооружения на период до 2020 г. основные усилия планируется сконцентрировать на создании системы разведывательно-информационного обеспечения и систем боевого управления для построения на их основе единого информационного пространства поля боя.
     В части космических средств - на создании орбитальных группировок аппаратов различного назначения.
     Для ВВС будут созданы перспективные авиационные (в том числе беспилотные) комплексы, а также системы средств воздушно-космической обороны и соответствующая система управления под эту группировку.
     В части Военно-морского флота упор будет сделан на сокращение типажа разрабатываемых средств и на обеспечение реализации программ строительства и ремонта с целью удержания господства в ближней морской зоне, и на обеспечение боевой устойчивости морского компонента СЯС.
     В Сухопутных войсках также необходимо сократить типаж и номенклатуру разрабатываемого «традиционного» вооружения и сосредоточить усилия по трем составляющим - на создании системы унифицированных боевых платформ, средств высокоточного оружия, систем разведывательно-информационного обеспечения и управления.
     Таким образом, в рамках новой ГПВ необходимо обеспечить оснащение новым оружием новой армии, иными словами, привести облик системы вооружения к реалиям вооруженной борьбы XXI века.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex