В распоряжении редакции газеты «Красная звезда» оказался текст открытого письма, с которым к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину обратился бывший начальник Красноярского аэроклуба РОСТО Михаил Пегов. Михаил Иванович, 1943 года рождения, большую часть жизни проработал в ДОСААФ и, судя по письму, неравнодушен к тому, что происходит в этой общественной организации. Учитывая большую государственную значимость поставленных им вопросов, публикуем (с сокращениями) текст этого открытого письма. Полностью с текстом обращения можно ознакомиться в Интернете на сайте Российского авиационно-космического портала (http://www.avia.ru).
Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину
Уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!
С ДОСААФ я связан с 1956 года. Занимался авиамоделизмом, судомоделизмом, мото- и водномоторным спортом, радиоспортом, парашютным и самолетным спортом, был курсантом-летчиком Красноярского аэроклуба. Работал в ДОСААФ с 1963 года техником связи, инструктором-летчиком, командиром парашютного звена, 10 лет повышал квалификацию в гражданской авиации пилотом самолетов Ан-24 и Ил-18, затем командиром корабля Ил-18. С 1982 года был начальником Красноярского аэроклуба, затем заместителем председателя Красноярского краевого совета РОСТО по авиации. С 2003 года - на пенсии, но связи с организацией не теряю, в курсе всего, что происходит. Избран в Совет ветеранов РОСТО Красноярского края.
В коридоре Красноярского краевого совета РОСТО (ДОСААФ) висит плакат с выпиской из стенограммы совещания Президента РФ с членами Правительства РФ 15 января 2007 года о роли РОСТО при переходе на сокращенный срок службы в Вооруженных Силах РФ. Отсюда мне понятно, что о неблагоприятном состоянии дел в РОСТО вам известно. Обидно только, что за это время положение дел в РОСТО только ухудшилось, хотя возможность развития РОСТО в этот период при нормальном отношении с Министерством обороны РФ была уникальной.
Не буду писать о значении ДОСААФ СССР, его роли в обеспечении обороноспособности страны, об этом сказано немало. Скажу только, что благодаря ДОСААФ миллионы юношей и девушек того времени были заняты полезным делом, приобретая нужные навыки в работе и профессии. А не готовили себя, насмотревшись ТВ, в бандиты, путаны и т.п. Помимо подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, в ДОСААФ готовились миллионы специалистов массовых профессий для народного хозяйства. При этом большинство населения страны и не подозревало об истинном назначении ДОСААФ, считая, что председатель первичной организации всего лишь собирает членские взносы по 30 копеек...
На деле же деятельность ДОСААФ имела государственное значение.
После развала СССР в 1991 году развалилось на несколько частей и ДОСААФ. Ближе всех к руководству страны оказался А. Анохин со своим проектом Российской оборонной спортивно-технической организации, которая в 1993 году была объявлена правопреемником ДОСААФ.
Во все времена существования ДОСААФ у руководства этой организацией стояли всегда заслуженные и известные военачальники, государственные люди, начиная с первого председателя ОСОАВИАХИМа А.И. Рыкова, в то время председателя Совета народных комиссаров. Вся страна знала также дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Д.Д. Лелюшенко, Героя Советского Союза генерала армии А.Л. Гетмана, трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина, Героя Советского Союза адмирала флота Г.М. Егорова.
Кому же досталось наследство ДОСААФ? А.И. Анохину, который дослужился до полковника, сидя в орготделе ЦК ДОСААФ СССР. О его военных подвигах и других достижениях в Советской Армии населению страны, а также членам ДОСААФ - РОСТО неизвестно. Зато известно, что за несколько лет он из полковника стал генерал-полковником! На каких полях сражений есть еще такие примеры?
Впрочем, в те времена генеральские звания в Центральном совете РОСТО раздавались довольно щедро - до 17 генералов в год. Ну просто кузница генералов!
Первые 3 - 4 года существования РОСТО была еще надежда на восстановление оборонной организации. Работники РОСТО, а правильней сказать, ДОСААФ, десятилетиями воспитанные в духе патриотизма и действительно беззаветно преданные своему делу, прилагали невероятные усилия для сохранения работоспособности организации, ее кадров, техники и имущества. Каждый год руководство РОСТО хвалило их, призывало потерпеть еще немного, обещало, что на следующий год все улучшится (финансирование, новая техника, содержание). Именно благодаря стараниям этих самоотверженных людей осталось хоть что-то. Мы жили надеждами.
Однако надеждам этим не суждено было сбыться. Крохотный ручеек бюджетного финансирования постепенно иссяк. Мало того, Центральный совет РОСТО установил как бы дополнительный налог - 8 процентов от доходов организаций надлежало отчислять в ЦС РОСТО. Руководству страны тогда, видимо, было не до контроля за общественной организацией, а генералы от РОСТО этим пользовались. Пользовались льготами и авторитетом ДОСААФ, звездами на погонах. Начался развал РОСТО - ДОСААФ. Как и во всей стране, началось разбазаривание накопленного имущества, поборы и т.д. Впрочем, все это достаточно подробно описано в материалах уголовного дела, заведенного на генерал-полковника А.И. Анохина и его подельников...
В настоящее время практически выполняется только подготовка кадров массовых технических профессий для народного хозяйства (водителей различных категорий), что вообще-то неплохо, но с этой работой вполне могли справиться (и справляются) частные автошколы. Нетрудно понять, что без помощи Министерства обороны РФ автошколы РОСТО не смогут конкурировать с частными и ведомственными автошколами, ведь тем не нужно кормить структуры, подобные региональным советам и ЦС РОСТО. Вспоминается цинично-«прогрессивное» начинание 1994 - 1996 годов, когда военкоматы направляли призывников в автошколы РОСТО, которые за свои деньги обучались полгода на водителей категории «С». Автошколы РОСТО до сих пор эксплуатируют бесплатно полученную армейскую автотехнику и сдают в аренду доставшуюся недвижимость.
Из-под влияния РОСТО вышли почти все технические виды спорта. Авто-, мото-, радио-, водно-моторные и другие виды спорта развиваются отдельно от РОСТО, в некоторых организациях используется символика РОСТО, но участие РОСТО минимально и значения не имеет.
Исключение составляют авиационные виды спорта, где влияние РОСТО пока еще велико, хотя в настоящее время уже появляются частные аэроклубы. Авиационная подготовка - дорогостоящее занятие. Авиационные виды спорта перестали быть доступными большей части молодежи. Аэродромы РОСТО становятся местом для развлечения и подпитки адреналином «сильно обеспеченных» граждан. Но не для этого они строились.
Первичные организации РОСТО - основа организации, но в большинстве своем они существуют только на бумаге и в придуманных отчетах. Быть может, они и не нужны. Тогда нужно внести изменения в устав.
Разросшиеся в разы, по сравнению с 1980-ми годами, штаты региональных советов РОСТО живут своей, отдельной жизнью. Заняты изысканием средств на свое содержание, сдают в аренду счастливо доставшееся имущество, часто в ущерб уставной деятельности, практически не оказывая никакой помощи подчиненным организациям. При этом объем полезной работы уменьшился в десятки раз.
Чувствуя незащищенность РОСТО, различными структурами у нее отбирается недвижимость. Красноярская администрация одно время собиралась на территории аэродрома РОСТО создать туристическую базу - перспективное направление развития Красноярского края. Здания и сооружения аэродрома были объявлены муниципальной собственностью и выставлялись на торги.
Мне, как человеку, 45 лет отдавшему авиации и небезразличному к судьбе авиации ДОСААФ, хотелось бы особо отметить состояние дел в этом виде деятельности РОСТО. Авиационные виды спорта, парашютная подготовка призывников для ВДВ и других ведомств, летная подготовка кандидатов для летных училищ, переподготовка летчиков-офицеров запаса - это то, чем всегда занимались авиационные организации ДОСААФ. Достаточно сказать, что взамен кадровых летчиков, погибших в первые месяцы Великой Отечественной войны, на смену им пришел резерв из ОСОАВИАХИМа. В учебных полках, созданных тогда на базе аэроклубов, инструкторами в большинстве своем были аэроклубовцы. Они-то и готовили и переучивали будущих героев войны.
Велико и послевоенное значение авиации ДОСААФ. Летные, военные и гражданские училища никогда не знали недостатка в кандидатах на обучение. При этом лучшие летчики - это летчики, получившие подготовку в ДОСААФ, ведь они отфильтровывались из громадного потока молодежи, стремившейся тогда в небо.
Развал авиации РОСТО сегодня продолжается. Нынешний председатель Центрального совета сменил еще раз состав Управления авиации (теперь департамент) и назначил на должность директора департамента кандидата экономических наук С. Соколова. Я допускаю, что для получения звания Героя России достаточно прыгнуть с парашютом на Северный полюс, но для руководства авиацией РОСТО, насчитывающей более тысячи единиц авиатехники, этого совершенно недостаточно. Тем более имея отрицательный опыт перевода Егорьевского аэроклуба РОСТО из Государственной авиации в авиацию общего назначения (АОН). Ничего хорошего из этой затеи не вышло. Да и не могло выйти! Тем не менее этот опыт решили перенести на всю авиацию РОСТО, проводя в жизнь линию на конфронтацию с Министерством обороны РФ.
Идея слияния ДОСААФ и АОН не нова. В период 1993 - 1994 годов РОСТО, как организации, имеющей большой опыт в эксплуатации и руководстве легкомоторной авиации, уже предлагалось взять под свое крыло авиацию общего назначения. Однако тогдашнее руководство от предложения отказалось. В то время такой симбиоз был возможен - авиация РОСТО была еще достаточно мощной организацией. В свое время мне довелось быть создателем и руководителем, пожалуй, самого мощного и авторитетного в то время учебно-методического центра авиации общего назначения. Достаточно сказать, что центр был аккредитован на выдачу пилотских свидетельств на месте - в городе Красноярске.
По Воздушному кодексу 1997 года АОН была отнесена в гражданскую авиацию. Отношение воздушного законодательства к ней по многим параметрам почти такое же, как и к коммерческой авиации. В результате развитие АОН затормозилось. В стране тысячи воздушных судов (в основном списанных и самостоятельно построенных), которые в свое время выполняли полеты под флагом Федерации любителей авиации, в настоящее время оказались вне закона, тем не менее продолжают выполнять в большей части неконтролируемые полеты. В такой ситуации перевод авиации РОСТО, находящейся на грани развала, из Государственной авиации, где все достаточно понятно, в АОН, развитие которой за 12 лет не сдвинулось с места, - безумие.
Не нужно быть кандидатом экономических наук, чтобы понять: если совместить что-то плохое (состояние дел в АОН) и очень плохое (состояние дел в РОСТО), ничего хорошего из этого не получится.
Авиация РОСТО - вопиющий пример безразличия к ее деятельности. Брошенная на произвол судьбы с громадным парком авиационной техники (устаревшей, разграбленной и т.п.), практически без средств к существованию, без загрузки какой-либо работой (а возможности огромные), не имея опыта функционирования в создавшихся условиях, правдами и неправдами добиваясь возможностей выполнения нехарактерных для себя неуставных работ, без какой-либо правовой помощи. Такая авиация обречена.
Контроль за подготовкой летно-технического состава со стороны департамента авиации недостаточен. Сборы руководящего состава авиационных организаций, как правило, носят формальный характер. Региональные советы авиационными специалистами не укомплектованы. Инспекторские проверки авиационных организаций проводятся, как правило, после катастроф или происшествий. Большинство руководящих документов не обновлялось со времени образования РОСТО.
Как в таких условиях можно нормально работать?
Во все времена деятельность РОСТО (ДОСААФ) осуществлялась под руководством и в полном контакте с Министерством обороны, финансировалось государством, при этом всем было понятно, что это была форма финансирования потребностей обороны. При сохранении авиации РОСТО в Государственной авиации и стабилизации отношений с Министерством обороны РФ возможны возобновление полетов в кратчайшее время, замена самолетного парка (вопрос ставится с 1995 года), централизованное снабжение ГСМ, ремонт авиатехники, восстановление аэродромного хозяйства, централизованная подготовка и переподготовка летно-технического состава и т.д.
Что ждет Российскую оборонную организацию? Каковы возможные пути развития событий?
Прежде всего, как представляется, на государственном уровне нужно решить: нужна ли она России.
Если нужна, то надо определиться, какая организация требуется: образца довоенного ОСОАВИАХИМа, послевоенного (до 1964 г.) или доперестроечного ДОСААФ, РОСТО 1995 - 2008 годов или какая-то другая. Например, по типу ДОСАВ (добровольного общества содействия авиации), просуществовавшего с 1948 по 1951 год под руководством Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Н.Т. Каманина.
В любом случае организация, которая будет создана на развалинах РОСТО, должна иметь государственный статус или государством контролироваться и обеспечиваться (скорее всего, не полностью). При этом должны быть определены законные пути изыскания средств, позволяющие обеспечить нормальное развитие организации и ее подразделений, которые в состоянии зарабатывать какую-то часть средств самостоятельно...
В Красноярском краевом совете РОСТО на уровне заместителей председателя идут упорные разговоры о закрытии аэроклубов, как уже решенном в Москве вопросе. Судя по активности, с которой растаскивается авиаспортклуб (гараж, автотехника, с трудом удалось отстоять 60 процентов учебных площадей), это не лишено оснований. Ведь авиационные организации в теперешнем состоянии нерентабельны.
Центральный совет РОСТО, лишившись финансирования, вполне может решить избавиться от лишнего имущества (недвижимости). И я не удивлюсь, если Калужское летно-техническое училище РОСТО, практически не работающее уже два года, будет реализовано как балласт, а за ним и остальные авиационные организации.
Считаю, что сложившаяся в авиации РОСТО ситуация требует неотложного принятия мер со стороны государственных органов для поддержки авиации ДОСААФ - еще до принятия решения по РОСТО в целом.
Я понимаю, что вернуться в 1930-е годы невозможно, я не призываю к возрождению ОСОАВИАХИМа с его стратостатами, ГИРДом и другими замечательными делами. Но создать на базе РОСТО, используя опыт и традиции ДОСААФ, нужную и полезную для страны организацию - должно. Это вопрос государственной важности.
С уважением, Михаил ПЕГОВ, ветеран РОСТО (ДОСААФ).