на главную страницу

11 Марта 2009 года

Армия и общество

Среда

«Азард», «Аврора», «Перекоп»...

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото автора.



     РОЖДЕНИЮ Ленинградской военно-морской базы предшествовала история морских частей Санкт-Петербурга. С Петровской эпохи грандиозных преобразований Россия уверенно заняла достойное место в ряду великих морских держав, а город на Неве изначально стал и поныне остается морской столицей России. Именно здесь создавался, прошел становление и получил закономерное развитие отечественный регулярный Военно-морской флот.
     90 лет назад приказом № 117 от 15 марта 1919 г. по флоту Балтийского моря Морские силы Петрограда были преобразованы в Петроградскую морскую базу, начальником которой был назначен военный моряк Александр Николаевич Сполатбог, выпускник Морского кадетского корпуса. В то время на морскую базу возлагалась ответственность за дислокацию кораблей и судов, а также за принятие мер по обороне города с морских направлений. Тогда же был создан первый отряд боевых кораблей, включивший три линкора, три крейсера, миноносцы и пять яхт. На протяжении истории сначала Петроградской, потом Ленинградской военно-морской базы ее несколько раз упраздняли, переформировывали и вновь создавали. Но ее история имеет много славных страниц, достойных описания.
     Уже летом 1919 года экипажи миноносцев «Гавриил» и «Азард», а также подводной лодки «Пантера» под командованием блестящего морского офицера А. Бахтина открыли боевой счет базы, потопив подводную лодку Л-55 и эсминец «Виттория» ВМС Великобритании. Тогда в Финском заливе находилось 28 английских и 4 французских военных корабля, непосредственно угрожавших Петрограду. Командование Петроморбазы приняло все меры для обеспечения охраны водного района города.
     Когда началась Великая Отечественная война, на базе Управления военно-морскими учебными заведениями и частями флота были сформированы командование и штаб морской обороны Ленинграда и Озерного района. Они приступили к подготовке побережья Невской губы и реки Невы к противодесантной обороне, строительству артиллерийских батарей, формированию бригад морской пехоты. В начале сентября, когда противник вошел в зону огня корабельной артиллерии на юго-западных подступах к городу, они стали вести эффективный огонь по гитлеровцам на разных направлениях фронта.
     Около 100 тысяч военных моряков сражались на всех участках Ленинградского фронта. В 1941—1944 годах корабли и катера участвовали в проведении десантных операций в районах Стрельны, Петергофа, на Ладожском озере, в Выборгском и Нарвском заливах. В годы лихолетья тральщики совершили более 2.000 боевых выходов. Корабли базы перевезли несколько дивизий, тысячи танков, орудий, минометов и машин, около 200 тысяч тонн различных грузов...
     В период блокады Ленинграда флот обеспечивал связь осажденного города со страной через Ладожское озеро. Только по водной трассе Дороги жизни было перевезено 1,7 млн. тонн грузов и эвакуированы в тыл 1 млн. ленинградцев.
     После окончания войны перед ЛенВМБ стояла другая исключительно важная проблема - обеспечение безопасности мореплавания в акватории Балтийского моря. Только в водах Финского залива воюющие стороны оставили более 70 тысяч мин. Поэтому боевое траление стало главной задачей моряков ЛенВМБ. Лишь в 1955 году была прекращена проводка кораблей за тралами. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых задач, в том числе при тралении мин, тысячи моряков-балтийцев были удостоены высоких государственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1975 года за огромный вклад в укрепление обороноспособности страны Ленинградская военно-морская база была награждена орденом Красного Знамени.
     СЕГОДНЯ в составе ЛенВМБ несколько уникальных боевых единиц. В их числе учебный корабль «Перекоп». Он был построен на Щецинской судоверфи имени Варского в Польше. В октябре 1977 г. на нем был поднят Государственный флаг СССР, а в ноябре корабль вошел в состав советского ВМФ. Сейчас за бортом «Перекопа» - свыше 300 тысяч миль. Именно на этом корабле мне в прошлом году довелось обогнуть Европу, пройдя по маршруту Новороссийск - Севастополь - Лиссабон (Португалия) - Осло (Норвегия) - Балтийск - Кронштадт. Этот корабль может совершать плавания в любых условиях на всех морских и океанских театрах, поэтому большинство походов осуществляется с выходом в океан, где курсантам дается наиболее полная практика по использованию современных средств кораблевождения. На «Перекопе» также есть две оборудованные астрономические палубы, на которых курсанты производят замеры высот светил в дневное и ночное время для определения места боевой единицы. «Перекоп» предназначен и для обучения будущих офицеров приемам использования оружия. Для этих целей имеются по две спаренные 76-мм и 30-мм артиллерийские установки, а также две 16-ствольные реактивные бомбовые установки. Радиотехническое вооружение корабля обеспечивает контроль воздушной, надводной и подводной обстановки. Радиолокационные станции воздушного наблюдения, навигационные и гидроакустические станции также используются в процессе закрепления курсантами теоретических знаний.
     На этом корабле всегда служили и продолжают служить лучшие военнослужащие Ленинградской военно-морской базы. Потому, наверное, и стоит назвать тех, кому в разные годы доводилось командовать этой боевой единицей. Вот их имена: Василий Братков, Геннадий Шкирин, Юрий Бобарикин, Александр Цуненко, Дмитрий Мехряков, Павел Бережной, Александр Игнатьев, Дмитрий Коровин.
     Да и сам корабль продолжает и умножает славные традиции своих предшественников, на борту которых также красовалась надпись «Перекоп». Ведь первый корабль с таким названием был построен еще в конце XIX века. Это был товарно-пассажирский пароход. Он участвовал в Первой мировой войне.
     А в июле 1936 года в г. Горьком был заложен монитор «Перекоп». 19 декабря 1938 года началась его сборка в Хабаровске на Заводе имени С.М. Кирова. 14 июня 1939 года он был спущен на воду. В 1945 году участвовал в боевых действиях с Японией.
     Нынешний «Перекоп» - третий по счету. Он дал путевку на флот многим офицерам, адмиралам. Да и простым матросам служба на таком корабле запомнится конечно же на всю жизнь. Некоторые из них, призванные в Вооруженные Силы из далекой глубинки, только попав на «Перекоп», впервые увидели море. А за время службы стали настоящими морскими волками.
     В составе Ленинградской ВМБ есть и отдельный дивизион гидрографических судов, в состав которого некоторое время назад вошло новое гидрографическое судно «Вайгач». Современное, оснащенное новейшими технологиями, оно было разработано нижегородским конструкторским бюро по судостроению «Вымпел» и построено на Рыбинском судостроительном заводе «Волготанкер».
     А самая крупная боевая единица дивизиона - океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский», в истории которого немало ярких страниц. Именно «Адмирал Владимирский» в начале 1980-х гг. входил в состав экспедиции ВМФ, целью которой было изучение Мирового океана и особенно Антарктического бассейна. Наши моряки следовали по маршруту первой российской антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в 1819—1821 годах. Возглавлял ту экспедицию, в которую также вошло исследовательское судно «Фаддей Беллинсгаузен», вице-адмирал В. Акимов, научным руководителем был контр-адмирал Л. Митин. Суда прошли Средиземное море и в Атлантическом океане курсом шлюпов «Восток» и «Мирный» направились в воды Антарктики. В процессе всего пути с кораблей проводились научные наблюдения и измерения. Особенно интересными оказались результаты измерений так называемого циркумполярного течения, охватывающего Антарктиду гигантским кольцом. Энергия этого течения оказывает влияние на климат всей планеты.
     9 января 1983 года «Адмирал Владимирский» пересек Южный полярный круг, а на следующий день судно подошло к кромке льда в районе открытия Антарктиды русскими моряками в 1820 году. Далее судно посетило районы станций-обсерваторий «Молодежная» и «Мирный». К поселку «Молодежный» участники экспедиции добрались на судовом вертолете, на рейд «Мирного» «Адмирал Владимирский» вошел, пробив 30-мильную ледовую перемычку.
     В ходе экспедиции было уточнено месторасположение 13 островов, нанесены на карты неотмеченных ранее 178 подводных гор и возвышенностей, многие места побережья. Был собран обширный материал для составления новых и корректуры существующих лоций, карт и атласов. Проведены исследования в области океанологии, метеорологии, земного магнетизма и электрического поля планеты. Офицеры-гидрографы уточнили месторасположение Южного магнитного полюса и рассчитали его дрейф. Экспедиция находилась в походе 147 суток. Было пройдено 36 тысяч миль, из них 13 тысяч миль суда шли во льдах.
     И СЕГОДНЯ суда дивизиона активно выходят в море. Экипажи решают различные задачи. Среди них обслуживание плавучих средств навигационного оборудования, проведение гидрографических работ, доставка личного состава, ремонтных бригад, топлива, продовольствия и других грузов на островные и расположенные на необорудованном побережье маяки. А еще обеспечение испытаний новых надводных кораблей и подводных лодок как для российского Военно-морского флота, так и иностранных ВМС, построенных на судостроительных предприятиях города на Неве.
     Наши читатели, конечно, знают и о том, что в городе на Неве базируется самый, пожалуй, знаменитый корабль российского флота - легендарный крейсер «Аврора». Он был заложен на стапелях судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге еще в 1897 году. Имя «Аврора», что по-гречески означает «утренняя заря», крейсеру было дано в честь героического парусного фрегата флота России, прославившегося в Крымской войне. Корабль - целиком детище корабелов нашего Отечества. Автор проекта - талантливейший инженер-кораблестроитель Константин Токаревский. Под его руководством на Ижорском заводе рабочие выплавили сталь и броню для корпуса, на Франко-Русском построили машины, а Обуховский завод поставил артиллерию.
     На спуске «Авроры» в мае 1900 года находились послы различных иностранных государств, военные атташе. Свидетелем того знаменательного события был и выдающийся русский флотоводец и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров. На спуск крейсера прибыл сам государь-император России Николай II с почетной свитой.
     16 июля 1903 года корабль вошел в боевой состав Военно-морского флота России. На нем тогда проходили службу 23 офицера и 550 человек команды.
     Первым боевым крещением «Авроры» стала японская Цусима, к которой крейсер подошел, обогнув Африку, в составе Второй Тихоокеанской эскадры. Команда сражалась мужественно и стойко. Многие моряки проявили подлинный героизм. Вот выдержка из небольшой книги о корабле, выпущенной в 1914 году: «Потери личного состава: убит в боевой рубке наповал командир крейсера капитан 1 ранга Егорьев. Ранены осколками снарядов лейтенанты Прохоров, Лосев и Старк, мичман Шаховской и прапорщик Берг. Тяжело ранены мичман Яковлев - в ногу с оторванием мягких частей, лейтенант князь Путятин - в правый бок и старший офицер капитан 2 ранга Небольсин - в голову и в ногу.
     Нижних чинов: убито - 9, умерло от ран - 5, тяжело раненых - 32 и легко раненых - 42, главным образом из числа орудийной прислуги. Один из убитых нижних чинов был найден без головы, рук и ног, у другого в груди была гильза... В течение 12 часов, как в течение боя, так и в тяжелом напряженном состоянии во время минных атак, команда и офицеры бессменно стояли на своих постах: прислуга у орудий и боевая вахта в машине. Все работали безукоризненно и вносили все от них зависящее для успеха дела».
     После вынужденной стоянки в Маниле в феврале 1906 года «Аврора» вернулась в Россию, на Балтику. Крейсер был отремонтирован. Он вошел в состав учебного отряда кораблей Морского корпуса. С юнгами и гардемаринами на борту «Аврора» совершила ряд продолжительных дальних походов. Так, в 1911 году крейсер выполнил ответственную дипломатическую миссию, представляя Российский флот на коронации короля Сиама в Бангкоке. Вместе с другими офицерами ответственную походную вахту нес и старший лейтенант Георгий Старк, прослуживший на «Авроре» к тому времени уже восемь лет. Он вел дневниковые записи, в которых подробно рассказал и о пребывании корабля в Бангкоке.
     Празднование продолжалось четыре дня: с 18 по 21 ноября. 19 ноября, в день коронации, прогремел салют из 101 залпа. На рейде, где стояли корабли, прошел морской парад. Вечером «Аврору» украсила иллюминация. На борту сиамской канонерской лодки для офицеров боевых единиц, прибывших на торжества, был дан обед. Он «прошел в спокойном выдержанном тоне, разговоры велись на сугубо морские темы...»
     Нижние чины «Авроры» также сходили на берег. Их поведение было безупречным. Но не обошлось без серьезного происшествия. 15 матросов крейсера, находясь на берегу, получили пищевое отравление. Двух из них, к сожалению, спасти не удалось. Корабельный врач боялся, что это вспышка холеры, и на корабле были проведены профилактические мероприятия. Умерших моряков похоронили на кладбище Бангкока. Траурные события омрачили пребывание «Авроры» в королевстве Сиам. На крейсере были отменены официальный прием и участие официальных лиц из экипажа крейсера в ряде приемов на берегу.
     По пути домой корабль совершил несколько заходов в иностранные порты. В Неаполе, к примеру, на его борт поднялась великая княгиня Анастасия Михайловна, вручившая командиру «Авроры» и некоторым офицерам крейсера ордена «За верную службу».
     С началом Первой мировой войны «Аврора» несла боевой дозор в Финском заливе, а в ноябре 1916 года корабль был отправлен на ремонт в Петроград.
     С 1918 года крейсер находился в резерве Военно-морского флота, его орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. Только в середине 1920 года крейсер вновь был вооружен. На нем установили новые орудия, и он вошел в состав действующей флотилии. С 1923 года «Аврора» была учебным кораблем Балтийского флота, на ее борту проходили практику будущие офицеры.
     В 1940 году корабль ошвартовался в Ораниенбауме, где и простоял в течение всей Великой Отечественной войны. В августе 1944 года было принято решение установить крейсер навечно у Петроградской набережной Большой Невки, напротив здания Нахимовского военно-морского училища. 17 ноября 1948 года после основательного ремонта «Аврора» бросила якорь на место вечной стоянки. В 1956 году корабль стал музеем, который действует и сегодня.
     В июле 1992 года на «Авроре» был поднят возвращенный Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг. Интересно, что и в настоящее время на борту крейсера продолжают службу военные моряки нашего Отечества. Экипаж, конечно, не столь большой, как сто лет назад, - лишь несколько десятков человек. Но каждый старается служить на совесть, быть достойным сыном своего Отечества, продолжателем вековых традиций родного флота. Впрочем, как и каждый из тех моряков, кто сегодня служит в Ленинградской ВМБ.
     На снимке: учебный корабль ЛенВМБ «Перекоп».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex