на главную страницу

11 Марта 2009 года

Геополитика

Среда

Дальний Восток: новые расклады

Андрей ДИЕВ, эксперт Института
  геополитической информации «Энергия».



В мировой экономике с конца прошлого века наблюдается смещение тяжести деловой активности в Азиатско-Тихоокеанскую зону. Большинство аналитиков предрекает, что XXI век станет столетием Тихого океана, как XIX и XX века были столетиями Атлантики. Возможно, начавшийся глобальный экономический кризис внесет коррективы в наметившиеся контуры мира будущего, но пока азиатско-тихоокеанский вектор сохраняет свое доминирующее значение в развитии мировой экономики.

     В НАЧАЛЕ этого года в экономической жизни России произошли два знаковых события, показавших, что Москва вслед за другими мировыми центрами силы начинает фокусировать свое внимание на тихоокеанском направлении. 18 февраля состоялся ввод в эксплуатацию первого в России завода по производству сжиженного природного газа, построенного на острове Сахалин (поселок Пригородное) в рамках реализации проекта «Сахалин-2». Мероприятие прошло на государственном уровне: в нем приняли участие Президент РФ Дмитрий Медведев и высокопоставленные государственные деятели стран - партнеров по реализации проекта «Сахалин-2». Среди них - премьер-министр Японии Таро Асо, герцог Эндрю Йоркский, министр экономики Королевства Нидерландов Мария ван дер Хувен.
     «Сегодня мы дали старт производству СПГ в России, - заявил на церемонии пуска завода председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. - Это станет мощным импульсом для развития экономики российского Дальнего Востока. Реализация проекта «Сахалин-2» позволит укрепить позиции «Газпрома» на мировом энергетическом рынке, будет способствовать развитию торгово-экономических отношений России со странами АТР, диверсификации источников поставок газа в этот регион и тем самым повысит его энергобезопасность».
     Первый в России завод по производству СПГ на Сахалине состоит из двух технологических линий производительностью 4,8 млн. тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год каждая. Выход предприятия на проектную мощность запланирован на 2010 год. В 2009 году, по оценке Минэнерго России, производство СПГ может составить примерно 6 млн. тонн. Строительство этого масштабного объекта велось с 2003 года. В строительных работах участвовало около 10 тыс. рабочих и специалистов из более чем 40 стран. Сырьевой базой производства станут месторождения, осваиваемые в рамках проекта «Сахалин-2». Проект включает освоение двух нефтегазовых месторождений на северо-восточном шельфе Сахалина - Пильтун-Астохского и Лунского, извлекаемые запасы которых оцениваются в 500 млрд. кубометров газа и 150 млн. тонн нефти. Добыча нефти на «Сахалине-2» запланирована на уровне 5 млн. тонн (торжественная церемония первой отгрузки нефти на экспорт состоялась в декабре 2008 г.).
     Путь к реализации проекта был довольно труден. Российская сторона изначально не входила в состав акционеров. Когда же в 2006 году интерес к вхождению в проект обозначил «Газпром», иностранные компании ответили ему отказом. После вмешательства ряда российских госструктур (Росприроднадзора, Роснедр и Генпрокуратуры) противостояние было прекращено. В конце 2006 года акционеры оператора проекта - консорциума Sakhalin Energy (британо-голландская компания «Шелл», японские компании «Мицуи» и «Мицубиси») - решили продать «Газпрому» половину своих акций. Доля «Шелл» в этом проекте сократилась до 27,5 процента, а японских «Мицуи» и «Мицубиси» - до 12,5 и 10.
     ИНТЕРЕС российского «Газпрома» к участию в проекте был не случаен. И дело здесь не только в финансовой выгоде. «Газпром» традиционно добывает «голубое топливо» на материковых месторождениях, но по мере их истощения осваивать придется шельф, прежде всего в Арктике. В распоряжении компании имеется Штокмановское газоконденсатное месторождение, расположенное в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Его запасы составляют 3,7 трлн. кубометров газа и более 31 млн. тонн газового конденсата.
     Но для того чтобы приступить к добыче арктических углеводородов, необходимо овладеть рядом современных технологий, в освоении которых Россия отстает от индустриально развитых стран. Речь идет в первую очередь о технологиях разработки шельфовых месторождений и сжижении природного газа. Участие в проекте «Сахалин-2» совместно с англо-голландской компанией «Шелл», контролируемой одной из ветвей влиятельнейшей «семьи» банкиров Ротшильдов, позволяет освоить технологии работы на шельфе.
     Рынок СПГ сегодня быстро развивается, постепенно превращаясь в общемировой по аналогии с нефтяным. Спрос на этот вид топлива, утверждают западные эксперты, будет составлять к 2020 году около 400 млн. тонн в год (ныне - 170 млн. тонн в год). Не последнюю роль в росте спроса на СПГ играет его экологичность: по сравнению с нефтью и углем при использовании природного газа в атмосферу попадает меньше углекислоты. Производство сжиженного газа быстро развивается, в частности в Австралии, Нигерии, Венесуэле и Иране. И российским компаниям важно не отстать от конкурентов. Тем более что недавние газовые конфликты (российско-украинский, российско-белорусский) показали опасность ставки на трубопроводные пути экспорта. Сжижение газа позволяет избавиться от «капризов» стран-транзитеров, а также открыть для российского газового бизнеса новые рынки - Японии, Китая, Южной Кореи, Индии и США.
     
Наша справка. 98 процентов будущего СПГ с завода в Пригородном уже законтрактовано японскими, корейскими и американскими компаниями на долгосрочной основе - на 20 и более лет, при этом 65 процентов СПГ будет поставляться 9 японским компаниям. После выхода на проектную мощность завод будет обеспечивать до 5 процентов мировых поставок СПГ. Второй российский завод по сжижению газа предполагается построить в районе Штокмановского месторождения - возможно, в поселке Териберка (Мурманская область). СПГ начнут производить там в 2014 году. По мнению экспертов, после 2020 года Россия может занять около 10 процентов мирового рынка СПГ.

     Немаловажно и то, что овладение технологией сжижения газа позволяет России более уверенно чувствовать себя на переговорах с Евросоюзом. Пока трубопроводный экспорт России ориентирован на Европу, и возможное снижение продаж на Западе можно будет компенсировать выходом на азиатско-тихоокеанский рынок СПГ. Кроме того, в запасе у России есть два проекта трубопроводных поставок газа в Китай, возможность реализации которых также является, по мнению независимых экспертов, аргументом в диалоге с Евросоюзом, продолжающим по инерции считать, что Москва зависит от продажи энергоресурсов Европе больше, чем европейцы от их приобретения. В СМИ уже появились сообщения, что Россия способна увеличить до 27 процентов долю Азиатско-Тихоокеанского региона в своем экспорте природного газа и до 24 процентов - в поставках нефти.
     НАЧАЛО работы сахалинского завода, первая партия СПГ с которого будет отгружена для одного из японских покупателей в конце марта 2009 года, окажет, возможно, позитивное влияние на общее состояние российско-японских отношений. Известно, что они остаются не урегулированными со времен окончания Второй мировой войны. Участие российского «Газпрома» в снабжении Страны восходящего солнца энергоресурсами позволяет нашей стране создать более благоприятный фон для переговоров о статусе Курильских островов. Ныне премьер-министром Японии является Таро Асо, бывший министр иностранных дел страны. Он известен жестким подходом к решению территориального вопроса с Россией и предлагал в бытность главой МИДа «разделить поровну» территорию спорных островов Курильского архипелага.
     
Наша справка. Япония предлагает возвратить ей так называемые северные территории - южнокурильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду необитаемых островков, именуемых японцами Хабомаи. Россия выступает за решение проблемы на основе советско-японской Совместной декларации 1956 года. Тогда, во времена Никиты Хрущева, СССР заявил о готовности в знак «доброй воли» передать своему восточному соседу два острова - Шикотан и Хабомаи (форма передачи не оговаривалась), однако для этого официальному Токио предстояло подписать мирный договор.

     В случае реализации предложения Асо получится так, что госграница между Японией и Россией пройдет по острову Итуруп, 75 процентов площади которого составляют как раз половину общей площади четырех островов. Но в складывающейся сейчас ситуации в мировой экономике, когда пик кризиса еще не пройден, проблема южнокурильских островов является для японского правительства все же не приоритетной. Кабинету Асо приходится концентрировать свои усилия на выводе страны из глубокого кризиса, чреватого ростом социальной нестабильности.
     Со своими проектами на Сахалине японские бизнесмены и политики связывают немалые надежды на повышение уровня энергетической независимости страны, хотя пока объемы получаемых оттуда ресурсов будут относительно невелики - около 7 процентов потребностей Японии в природном газе и 3 процента импорта нефти. Но «Сахалин-2» может явиться «трамплином» к углеводородным месторождениям Восточной Сибири, которые станут вскоре потенциально доступны для Японии - после завершения строительства нефтепровода к Тихоокеанскому побережью России (вдоль его возможно строительство и экспортного газопровода).
     Крупная энергетическая компания Японии «Токио гасу», как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, намерена использовать три танкера для транспортировки сахалинского СПГ. Разгрузкой газа предстоит заниматься трем приемным станциям, расположенным в зоне Токийского залива. Затем топливо вернут в газообразное состояние и начнут развозить по городским газовым службам и промышленным предприятиям. Вместимость японских танкеров составляет по 145 тыс. кубометров.
     «Сахалин-2» - не единственный проект с участием иностранного бизнеса на острове. Имеется также «Сахалин-1», который предполагает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе Сахалина. Возможные извлекаемые запасы оцениваются там примерно в 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. кубометров газа. В проекте участвуют, помимо «Роснефти» (доля в проекте 20 процентов), американская «Экссон-Мобил» и японский консорциум «Содэко» (по 30 процентов), индийская государственная нефтегазовая корпорация ONGC (20 процентов). В рамках проекта уже добыто 20 млн. тонн нефти и 3 млрд. кубометров газа.
     ВТОРЫМ знаковым азиатским проектом России стало достижение договоренностей с Китаем о долгосрочных поставках ему нефти на приемлемых для обеих сторон условиях кредитования. Эти договоренности, которые на два десятилетия определят взаимодействие РФ и КНР в области топливно-энергетического комплекса, были достигнуты в ходе состоявшегося в минувшем месяце в Пекине третьего раунда российско-китайских переговоров в рамках энергетического диалога. Российскую делегацию на переговорах возглавлял заместитель председателя Правительства РФ Игорь Сечин.
     Энергодиалог между двумя державами шел непросто. Круг обсуждаемых проблем касался предоставления китайской стороной компаниям «Роснефть» и «Транснефть» кредитов на сумму 15 млрд. и 10 млрд. долларов соответственно. Эти средства предполагалось получить в обмен на долгосрочные поставки нефти в Китай и строительство ответвления в КНР от магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). В январе этого года глава «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что переговоры между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и российскими компаниями «вышли на уровень, требующий политического согласования».
     Февральские переговоры в Пекине позволили достичь согласия. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что в ходе переговоров стороны «вышли на новый уровень сотрудничества». По его словам, это является «результатом дружественного сотрудничества между Китаем и Россией в экономической сфере, а также свидетельством нашего стратегического партнерства и взаимодействия». Глава китайского правительства обратил внимание на то, что «в условиях совместного противодействия мировому финансовому кризису дальнейшее углубление нашего совместного сотрудничества во всех сферах имеет не только экономическое, но и политическое значение».
     Каковы же конкретные результаты поездки российского вице-премьера в Пекин? Подписано два соглашения с Банком развития Китая о предоставлении российским компаниям кредитов на общую сумму в 25 млрд. долларов, парафированы соглашение между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) и «Транснефтью» о начале строительства ответвления на КНР от нефтепровода ВСТО и соглашение между «Роснефтью» и КННК о поставках нефти сроком на 20 лет (ежегодно 15 млн. тонн). Строительство нефтепровода планируется завершить до конца 2010 года, а поставки по нему начнутся с 2011 года.
     Китай, таким образом, получил гарантированный и безопасный доступ к нефтяным ресурсам России, минуя морские пути доставки. Это уже второй сухопутный маршрут поставки «черного золота» в Поднебесную. Первый, казахстанский, уже успешно функционирует. Пекин сейчас реализует договоренности по строительству второй очереди казахстанско-китайского нефтепровода Атасу - Алашанькоу (мощность его первой очереди - 10 млн. тонн нефти в год). Одновременно завершается (к концу 2009 года) строительство казахстанского участка газопровода Туркмения - Китай с пропускной способностью 30 млрд. кубометров «голубого топлива» в год. Пекин целенаправленно и без лишней пропагандистской шумихи укрепляет свою энергобезопасность и диверсифицирует каналы получения необходимых для развития китайской экономики энергоресурсов по прогнозируемым ценам.
     У РОССИИ потенциально существует и третий азиатский проект - организация экспорта нефти и природного газа в Южную Корею. Возможность импортировать нефть по трубопроводу ВСТО интересует Сеул. Представители Корейской национальной нефтяной компании (KNOC), как сообщалось, уже имели контакты с «Транснефтью» на предмет строительства ответвления от ВСТО из Приморья через Северную Корею. Нефтепровод может быть проложен в одном коридоре с газопроводом. Правда, у этого проекта сохраняется серьезное препятствие - сложная военно-политическая ситуация на Корейском полуострове, которая периодически обостряется и начинает балансировать на грани вооруженных столкновений.
     Альтернативой сухопутному маршруту для поставок газа может стать морской. Технически возможно, хотя глубина моря достигает 3 километров, проложить подводный газопровод из Владивостока до Самчхока (более 600 км по прямой) или Пусана (870 км). Возможны поставки и форме СПГ. Пока сторонам удалось выйти на общие политические договоренности по этому вопросу в прошлом году, когда в Москве побывал с визитом президент Южной Кореи Ли Мен Бак. Тогда между компаниями «Газпром» и южнокорейской компанией Kogas был подписан меморандум о взаимопонимании, согласно которому Россия будет поставлять ежегодно в течение 30 лет 10 млрд. кубометров газа по трубопроводу через КНДР с началом поставок в 2015 году.
     Сырьевой базой должны стать месторождения Сахалина. Если с КНДР договориться не удастся, то «Газпрому» придется на первых порах поставлять газ в сжиженном виде. Но не исключается все же и сухопутный маршрут. Пхеньян, испытывающий большой энергетический голод, может пойти на достижение договоренностей с Москвой и Сеулом. Экономика может взять верх над политикой и идеологией. Во всяком случае «Газпром» рассчитывает в 2009 году приступить к строительству магистрального газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток. Намечено обеспечить ввод трубопровода в эксплуатацию и подачу газа в город Владивосток в третьем квартале 2011 года. Оттуда он может пойти на Сеул.
     Очевидно, что строительство транскорейской газотранспортной артерии имело бы не только экономическое, но и геополитическое значение, способствуя процессу объединения «двух Корей». Этому же будет способствовать реализация другого, уже обговоренного сторонами транзитного проекта - воссоздания, при участии КНДР, Транскорейской железной дороги и ее стыковки с Транссибом. Восстановление участка Раджин - Туманган - Хасан займет около пяти лет. Так что геоэкономические проекты России на Дальнем Востоке имеют и геополитический аспект, способствуя новым, более благоприятным для Москвы «раскладам» в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex