В капитане Сергее Манакове сразу чувствуется уверенность в собственных силах и кипучая энергия, способность мгновенно оценить ситуацию и выдать единственно верный вариант решения. Таких, как он, называют прирожденными командирами. И первое впечатление действительно не обманчиво: за четыре года службы в Берлинской дважды Краснознаменной ракетной бригаде Сергей показал себя высококлассным специалистом и завоевал негласный статус одного из наиболее перспективных офицеров-ракетчиков.
По стопам отца
- Выбор учебного заведения, как, впрочем, и военной специальности, был сделан задолго до выпускных классов, - вспоминает Сергей. - О каких вариантах может идти речь, когда мой отец служил в ракетных войсках на протяжении двух десятков лет, закончил службу в звании подполковника в должности начальника оперативного отделения ракетной бригады? Нет, варианты, конечно, существовали, но альтернатива офицерской карьере мной никогда даже не рассматривалась.
В советское время ракетные войска были окутаны завесой строжайшей секретности: бригады зачастую действовали под официальной вывеской более традиционных формирований, а подразделения осуществляли специальные тренировки преимущественно в парке техники и обязательно ночью. Четверть века назад, если приподнимешь при перегрузке на «пусковую» ракету больше необходимого, когда становится видна «болванка» над забором, пусть даже темно вокруг, хоть глаза выколи, - считай, нажил большие проблемы. В общем, в детстве Сергей практически ничего не знал о службе отца, слышал только иногда сквозь сон рычание мощных двигателей или видел мелькавшие за окном тени - это уходили на полевые занятия, возвращались с марша ракетные подразделения.
Взрослея, Сергей проявлял к ракетным войскам все больший интерес. Его отец Владимир Григорьевич мог бы рассказать много - служил он на довольно распространенном в 1980-е ракетном комплексе 9К72, по натовской классификации «SCAD-B», однако чаще предпочитал обходиться общими фразами. Всерьез подполковник запаса стал обсуждать памятные моменты своей карьеры значительно позже - после поступления сына в Саратовское высшее военно-командное инженерное училище ракетных войск в 1999 году. Во многом именно благодаря полученным от отца советам Сергей сумел определить наиболее важные направления в своем профессиональном становлении.
Последний курс он окончил уже в Михайловском военном артиллерийском университете и c выбором места будущей службы не мешкал. Дальний Восток издавна славился своими артиллеристами и ракетчиками, а значит, оставался наиболее перспективным регионом для начала офицерской карьеры.
Попадание в «Точку»
Впрочем, вскоре появился повод и для временного огорчения - училищная подготовка на реактивные системы залпового огня «Смерч» не пригодилась, молодой лейтенант получил распределение на должность начальника расчета самоходной пусковой установки тактического комплекса «Точка-У». Сергей сначала даже опешил - в военных вузах он изучал «Точку» на нескольких ознакомительных занятиях и, понятное дело, практически ничего не помнил. Как выяснилось, волнения лейтенанта оказались напрасными.
- Берлинская ракетная бригада славится четкой, отработанной до малейших деталей системой боевой подготовки, - объясняет офицер. - Естественно, в первые месяцы службы основной проблемой оказался недостаток практических навыков, разумеется, пришлось учиться работать с личным составом, но в целом становление как начальника «пусковой» проходило довольно быстро. В феврале 2005 года я получил допуск к самостоятельной работе, а мой расчет победил в соревнованиях и получил почетное право на пуск ракеты. Событие знаковое! Как правило, ракетчики удостаиваются такой чести один-два раза в жизни.
Надо сказать, большинство аналогичных бригад осуществляет ракетные пуски на государственном полигоне Капустин Яр. Ввиду объективных сложностей, связанных с переброской техники на другой конец страны, для дальневосточников сделано исключение. На тактические учения «берлинцы» выдвинулись к родному, изученному вдоль и поперек полигону. Для лейтенанта марш в полторы сотни километров показался бесконечным. Волнуясь, молодой офицер постоянно прислушивался к работе агрегатов и узлов, но двигатель работал без сбоев, ровно - не зря натаскивал своих подчиненных командир батареи капитан Илья Махотин. Впрочем, впереди предстояло более серьезное испытание. С момента перевооружения на «Точку» практически все пуски бригада осуществила на оценку «отлично». Офицер был обязан продолжить традицию, пополнить копилку ракетчиков еще одним «пятаком».
Пуск
Сергей запомнил этот день по минутам. Целью служило одинокое дерево в 20 километрах от стартовой позиции батареи. Ввели данные, дальше комплекс продолжил работу в автоматическом режиме. После герметизации машины военнослужащие, «упакованные» в бронежилеты и каски, укрылись на удалении в несколько десятков метров в заранее подготовленном окопе. Оператор нажал кнопку на выносном пульте, пошел отсчет времени в режиме «Пуск», и время для офицера словно остановило свой ход... Наконец раскрепилась и пошла на подъем направляющая, сработал турбогенераторный источник питания, и ракета, выбив в земле солидную яму и оставив за собой след из черного дыма, взмыла к заданной цели. Красиво, аж дух захватило!
Облако пыли осело, расчет наконец-то освободился от противогазов. Согласно требованиям военнослужащие готовили «пусковую» ко второму пуску. Каждый жил в этот момент своими переживаниями. Солдаты жаждали поскорее вымазать большие пальцы в копоти, обильно покрывавшей технику, и поставить черные отпечатки в военные билеты. Сергей, отдающий уважение давней традиции, в большей степени переживал за результаты ракетного удара. Через несколько минут пришло долгожданное подтверждение: задача выполнена четко. Ракета, снаряженная в боевой части эквивалентом тротила, выбила огромную воронку всего в нескольких метрах от дерева - считай, «командный пункт» условного противника уничтожен. Значит, пять баллов.
Пуск ракеты - серьезный повод для выдвижения на вышестоящую должность. Справедливости ради отметим, что в дальнейшем продвижении по служебной лестнице не менее важными для офицера стали исследовательские тактико-специальные учения в 2005 году. В общей сложности в ИТСУ были задействованы около 200 единиц техники и более 800 человек. В июне «берлинцы» получили боевую задачу, отмобилизовали запасников, сняли технику с длительного хранения, а затем в течение месяца раз за разом отрабатывали получение и доставку, подготовку и передачу ракет. И все это под неусыпным вниманием генералов и офицеров из Москвы. В общем, сложно приходилось. Результатом исследовательских учений стали серьезные изменения в штатах ракетных формирований по всей стране.
Козырные карты
Скажем, в череде нововведений с 1 декабря 2006 года появилась новая должность - начальник топографической службы бригады. Желающих повысить служебный статус, ясное дело, хватало. Аттестационная комиссия провела серьезный анализ кандидатур и приняла окончательное решение в пользу Манакова. А должность, надо сказать, совсем непростой оказалась. С одной стороны, в зоне ответственности только склад топографических карт - не надо копаться на технике в суровые дальневосточные морозы и жаркие летние деньки, тем более заниматься бесконечными процессами воспитания и профессиональной подготовки солдат. С другой стороны, на карту - в прямом и переносном смысле - ложилось качество выполнения учебно-боевой задачи, а в случае реальной войны и жизнь военнослужащих.
Во время тактических учений начальник топослужбы входил в состав рекогносцировочной группы и выполнял обширный комплекс задач. Он оказывал командиру ракетной бригады помощь в выборе маршрутов выдвижения и определении районов позиций подразделений. Но, как известно, без определенного багажа знаний и навыков умный совет начальнику не дашь. Следующие два года Сергей активно занимался повышением своего профессионального уровня - прислушивался к мнению старших офицеров, читал специализированную литературу, колесил вдоль и поперек по Сергеевскому полигону. И такое отношение к доверенному делу не могло не остаться незамеченным, начальство прочило офицеру будущее командира стартовой батареи.
Долгожданное назначение
- Весной этого года состоялось долгожданное назначение на должность, - рассказал Сергей. - В свое время майор Дмитрий Ульянкин вывел стартовую батарею на лидирующие позиции в дивизионе. К слову, на тактических учениях бригады в феврале - марте текущего года подразделение показало хорошие результаты, отстрелялось на «отлично». Мне оставалось лишь закрепиться на достигнутых рубежах и постепенно двигаться вперед, к новым вершинам. Пока, вроде, получается.
Батарея считается основным тактическим звеном бригады, но, по словам вышестоящих командиров, капитан Манаков «созрел» для должности. Одиночная подготовка военнослужащих, слаживание расчетов, тактические учения стартовой батареи и дивизиона показали профессиональную состоятельность нового командира. Сергей способен заинтересовать и увлечь за собой личный состав. Знаний хватает, а опыт, как говорится, дело наживное. Заводить разговор о поступлении в академию офицер пока считает преждевременным, но одно ясно совершенно четко: захочет - добьется. Сергей не ошибся с выбором своего жизненного пути и достойно продолжил династию ракетчиков.
На снимке: капитан Сергей МАНАКОВ.