Это еще не война, но уже очень и очень серьезно. Во всяком случае, развитие последних событий на Корейском полуострове дает основание так считать. В частности, с 9 марта на Юге и в прилегающих к нему водах в действие приведена мощная группировка американских и южнокорейских войск. До 20 марта она будет проводить учения под кодовыми названиями «Ки ризолв» и «Фоул игл», в которых принимают участие 26 тысяч американских и несколько десятков тысяч южнокорейских военнослужащих. На море ее дополняет ударный атомный авианосец «Джон Стеннис» с кораблями поддержки, в том числе оснащенными системами ПРО «Иджис», а в воздухе - американские бомбардировщики B-2 и истребители F-22. Нельзя не заметить, что эти учения являются беспрецедентными за последние годы по числу участвующих в них военнослужащих, длительности сроков проведения и задействованной военной технике.
В Пхеньяне назвали эти учения «замаскированной подготовкой к агрессии» и привели в полную боевую готовность Корейскую народную армию. Ее верховное командование выступило со специальным сообщением, где подчеркивается, что над страной «висят черные тучи войны, приближается реальное столкновение огней». В документе отмечается, что армия получила приказ «быть в полной боевой готовности и отслеживать все действия агрессора в сложившейся серьезной ситуации», а в случае вторжения противника на суше, в воздухе или на море дать ему решительный отпор. «Ответная мера наших вооруженных сил не будет иметь предела, она непредсказуема, и ее нельзя избежать», - говорится в этом сообщении.
Одновременно Пхеньян заявил о закрытии единственной прямой линии связи с военными представителями Южной Кореи и предупредил, что не гарантирует иностранным гражданским самолетам безопасность, если они будут пролетать над северокорейской территорией в период проведения американо-южнокорейских военных учений.
Следует отметить, что все это происходит на фоне эскалации противостояния Пхеньяна и Сеула. Она началась в прошлом году, когда новый президент Южной Кореи Ли Мен Бак отказался от двух деклараций, подписанных лидерами двух стран в 2000 и 2007 годах и направленных на всестороннее сближение Севера и Юга, мотивировав свое решение необходимостью «достичь воссоединения полуострова на основе свободы и демократии». В Пхеньяне восприняли эти действия как стремление Сеула проводить политику «национального антагонизма» и стали принимать ответные меры. В конце января северокорейское руководство заявило, что аннулирует все договоренности, касающиеся окончания политической и военной конфронтации со своим южным соседом, а 19 февраля было объявлено, что КНДР готова к войне с Республикой Корея.
В свою очередь, министерство обороны Южной Кореи в ежегодном отчете назвало КНДР «прямой и серьезной угрозой» безопасности страны. В подобных предыдущих документах использовался менее «сильный» термин - «серьезная угроза». В подтверждение своей новой оценки южнокорейское военное ведомство приводит данные, что Северная Корея увеличила численность своей армии до 1,2 миллиона человек и завершила развертывание ракетных комплексов средней дальности. Эти ракеты способны нести боеголовки весом до 650 килограммов и поражать цель на расстоянии до трех тысяч километров. Согласно отчету, численность спецотрядов, натренированных на быстрое проникновение на территорию Южной Кореи, увеличилась в полтора раза и составила 180 тысяч человек. Презентация документа сопровождалась заявлением министра обороны Южной Кореи о том, что армия нанесет удар по пусковым ракетным установкам и другим целям в КНДР, если страна подвергнется нападению с Севера.
Ситуацию усугубляет намерение Северной Кореи запустить в ближайшее время с помощью ракеты-носителя «Ынха-2» искусственный спутник «Кванменсон-2». КНДР, для которой полет «Кванменсона» станет не только технологическим триумфом, но и идеологической победой над Южной Кореей, настаивает на том, что запуск спутника является правом суверенного государства, и не намерена отказываться от него. А именно этого от нее требуют Вашингтон, Токио и Сеул. Там считают, что Северная Корея готовится не к запуску спутника, а к испытанию баллистической ракеты, способной долететь до США, и тем самым нарушает соответствующие положения резолюции 1718 СБ ООН. Более того, заявляют, что в случае запуска «Кванменсон-2» тут же перехватят его.
В этой связи Пхеньян распространил заявление представителя генштаба Корейской народной армии, в котором США, Южная Корея и Япония предупреждаются, что их «любые попытки перехватить запуск спутника КНДР приведут к немедленному контрудару». «Мы ответим на любой акт перехвата нашего спутника, который предназначается для мирного использования, немедленными контрударами с использованием самых мощных военных средств. Открытие огня по нашему мирному спутнику будет определенно означать акт войны», - подчеркивается в этом заявлении.
Наблюдатели связывают ужесточение позиции Пхеньяна еще с одним фактором - разочарованием в политике нового президента США Барака Обамы по отношению к КНДР. В ходе переговоров представителей вооруженных сил КНДР и США, состоявшихся 2 и 6 марта в районе Пханмунджом, северокорейская сторона самым категорическим образом потребовала, чтобы США отменили совместные с Республикой Корея военные учения. При этом было отмечено, что факт их проведения говорит о том, что обещание решить проблему Корейского полуострова путем диалога, данное новым американским правительством, есть не что иное, как «лживые и сладкие, как мед, слова». Если США не отменят совместные военные учения, то Пхеньян будет рассматривать это как продолжение новой американской администрацией враждебной в отношении КНДР политики и будет готов применить жесткие ответные меры, при этом вся ответственность за последствия ложится на Вашингтон.
Россия обеспокоена эскалацией напряженности у ее дальневосточных границ. «Откровенно говоря, нас, - заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, - не может не беспокоить эскалация напряженности на Корейском полуострове и вокруг него, сопряженная с действием целого ряда факторов. Решение КНДР о запуске ИСЗ с озабоченностью воспринято рядом стран как завуалированная попытка испытания баллистической ракеты дальнего радиуса действия. В то же время КНДР обостренно реагирует на начавшиеся на днях американо-южнокорейские военные учения. Идет нагнетание конфронтационной риторики. Особую тревогу вызывают обсуждаемые в некоторых странах планы уничтожения северокорейской ракеты-носителя сразу после ее запуска и предупреждение Пхеньяна о том, что в ответ на такие действия будут предприняты меры возмездия. На наш взгляд, такая взрывоопасная эскалация может иметь пагубные последствия». В этой связи Москва призвала все вовлеченные государства прекратить враждебную риторику, воздержаться от любых действий, способных подорвать безопасность в этом регионе.