на главную страницу

13 Марта 2009 года

Армия и общество

Пятница

НЕУЖЕЛИ СЛОЖИМ КРЫЛЬЯ?

А.И. КОСТРИЦА, летчик-инструктор 1-го класса, мастер спорта по самолетному спорту, в РОСТО (ДОСААФ) с 1973 года, начальник Центрального аэроклуба Республики Мордовия с 2006 по 2009 г.



     Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину бывшего начальника Красноярского авиаспортклуба РОСТО («Красная звезда», 11 марта 2009 года) заставило меня, теперь уже бывшего начальника Центрального аэроклуба РОСТО (ДОСААФ) Республики Мордовия, высказать и свое мнение о состоянии, в котором находятся авиационные клубы РОСТО.
     О фактическом состоянии дел в аэроклубе и перспективах авиационной деятельности я неоднократно информировал руководство республиканского и Центрального советов РОСТО. Но в нашей организации принцип гласности, как оказалось, не в почете. Всех, кто имеет мнение, отличающееся от мнения руководства советов РОСТО, начинают рассматривать как инакомыслящих и от них избавляются, невзирая на результаты их работы. Так получилось с предыдущими двумя директорами департамента авиации РОСТО (ДОСААФ), двумя предыдущими начальниками Центрального аэроклуба РОСТО имени В.П. Чкалова, начальниками Тюменского АСК, Московского городского объединенного аэроклуба, со мной (уволен 2 марта 2009 года)...
     В марте текущего года согласно приказу председателя Центрального совета РОСТО (ДОСААФ) запланирован очередной сбор начальников авиационных организаций РОСТО, на котором департамент авиации будет «обучать» начальников клубов «правильному переводу авиационной деятельности в правовое поле авиации общего назначения».
     Подавляющее большинство начальников клубов в недоумении. Какое обучение? Какая авиация общего назначения? Когда будет снят запрет на полеты? Что делать спортсменам-авиаторам сборных команд России по самолетному, планерному, вертолетному и парашютному спорту? Кто и за счет каких средств будут погашать долги клубов?
     В декабре 2008 года при подведении итогов на ежегодном сборе руководящего состава директор авиационного департамента РОСТО С.А. Соколов рассказал о перспективах развития авиации РОСТО на период до 2015 года согласно принятой Центральным советом РОСТО (ДОСААФ) концепции. Никто из начальников клубов не принимал участия в ее разработке и обсуждении, в результате все были буквально шокированы ее содержанием. В конечном итоге к 2015 году всем клубам предстоит стать самостоятельными и коммерчески прибыльными организациями.
     Это сказка, которой никогда не суждено сбыться в силу финансово-экономического и материально-технического состояния клубов. Но если поверить в конечный результат концепции, то возникает вопрос: если это коммерция, то при чем здесь РОСТО и как быть с военно-патриотическим воспитанием и другими уставными задачами Оборонной организации, как называют ее руководители центрального и региональных аппаратов?
     Уже два месяца аэроклубы не летают, снятия запрета на полеты неизвестно сколько еще ждать. Клубы не выполняют заключенные с органами государственной власти договоры на совместную деятельность по специальным авиационным работам и подготовке авиационных спортсменов высших достижений и спортивного резерва, по воспитанию молодежи, в том числе и так называемых трудных подростков. В тяжелом кризисе находится процесс подготовки спортсменов сборных команд России по самолетному, планерному, вертолетному и парашютному спорту к Всемирным воздушным играм, чемпионатам мира и Европы и к всероссийским соревнованиям в 2009 году.
     Всем в РОСТО известна причина запрета полетов и путь его отмены. Но ЦС РОСТО и ее авиационный департамент упорно насаждают идею перехода в авиацию общего назначения (АОН). Между тем переход авиации РОСТО в АОН в данное время и при существующем воздушном законодательстве невозможен. Причин для этого множество.
     Основная причина заключается в том, что в Государственной и гражданской авиации к эксплуатантам применяются требования, которые по многим показателям значительно отличаются друг от друга. Так, к одному и тому же типу воздушного судна применяются различные нормативные эксплуатационно-технические требования. Различные критерии в двух видах авиации имеются в отношении авиационного персонала, аэродромов, видов управления и обеспечения полетов.
     А теперь зададимся вопросом: что необходимо сделать аэроклубам, чтобы осуществлять свою деятельность по нормам АОН и достаточно ли у них ресурсов?
     Главный и наиболее сложный вопрос - это регистрация и получение свидетельства летной годности на воздушные суда. На эксплуатируемые в клубах воздушные суда отсутствуют документы, устанавливающие право собственности. Самолеты, вертолеты и планеры были переданы Министерством обороны СССР в ДОСААФ СССР, а из ДОСААФ - по умолчанию в РОСТО. Документы, подтверждающие передачу воздушных судов от ДОСААФ в РОСТО, отсутствуют.
     Фактически авиационную технику, которая эксплуатировалась в ДОСААФ, в подавляющем большинстве клубов после смены названия Оборонной организации на РОСТО продолжали эксплуатировать в тех же клубах.
     Но без документов, подтверждающих право собственности, процесс регистрации воздушных судов ставится под сомнение.
     Отсутствие вышеназванных документов не позволило в авиаспортклубах поставить воздушные суда на баланс организации. Налоговые органы выявили при проверке в ряде клубов нецелевое использование денежных средств, полученных по программам совместной деятельности от региональных органов управления, которые частично использовались на закупку авиатоплива, запасных частей и ремонт самолетов и вертолетов, которые являлись забалансовым имуществом.
     Для получения свидетельства летной годности по нормам, действующим в гражданской авиации (АОН), практически всем клубам необходимо провести ремонт воздушных судов, который мало кому по карману, так как стоимость ремонта самолета Ан-2 составляет около трех млн. рублей, вертолета Ми-2 - более пяти млн. рублей. В РОСТО более 10 типов воздушных судов, большинство из которых в гражданской авиации не эксплуатируются, и, следовательно, техническая документация и специалисты отсутствуют. Как их вводить в эксплуатацию?
     Следующая проблема: квалификация авиационного персонала по нормативным требованиям гражданской авиации. Летный состав РОСТО - это в основном работники ДОСААФ и бывшие военнослужащие, которым необходимо проходить переподготовку в образовательных учреждениях гражданской авиации на платной основе, сумма за которую может составить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Летный состав, не имеющий соответствующего образования, сможет квалифицироваться только после получения диплома об окончании образовательного учреждения гражданской авиации.
     Это приведет к увольнению значительного числа работников этой категории, ведь кому на старости лет захочется учиться в течение нескольких лет за большие для них деньги? А главное, ради чего? Ради зарплаты в 3-10 тысяч рублей, которую в прошлом году получали, и неизвестности о том, что будет в 2009 году?
     Откуда пригласить необходимое количество подготовленного авиационного персонала, который в течение неопределенного периода времени должен будет трудиться без заработной платы ежедневно с утра до вчера, чтобы для возобновления полетов провести все необходимые по нормам АОН мероприятия?
     Неподъемными являются для клубов и вопросы с регистрацией и дальнейшей эксплуатацией аэродромов и посадочных площадок, лицензированием службы обеспечения горюче-смазочными материалами, службы управления воздушным движением и многие другие. Кто и из каких источников будет финансировать?
     Что делать в этих условиях?
     На этот вопрос представляется возможным только один ответ: необходимо принять срочные меры, чтобы сохранить право летной деятельности по нормам Государственной авиации, где нормативно-правовыми актами регламентируются все виды авиационной деятельности, осуществляемые авиационными организациями РОСТО.
     Если не согласиться с данным мнением, то клубы ждет банкротство. Кто будет платить по долгам, которые в среднем на клуб составят от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей?
     Вероятно, Центральный совет РОСТО (ДОСААФ), как всегда, эту неблагодарную миссию переложит на сами аэроклубы. Выживут единицы, остальные будут ликвидированы. Имущество и технику продадут, деньги поделят в Центральном совете.
     Декабрьское обещание С.А. Соколова того, что разработанные возглавляемым им департаментом проекты нормативных документов для специальной авиации общего назначения, т.е. для авиации РОСТО, будут в ближайшее время введены в действие Минтрансом России, на сегодняшний день не исполнено. Да и как оно может быть исполнено, если указанные проекты документов противоречат действующему воздушному законодательству. Таким образом, время потрачено впустую. Результат - запрет полетов для более чем 100 клубов РОСТО на всей территории России.
     На том же декабрьском сборе более 50 начальников авиационных организаций РОСТО подписали обращение к председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, в котором предложили мероприятия, исключающие введение ограничений на эксплуатацию воздушных судов в 2009 году. Однако, по имеющейся информации, данное обращение не было направлено Соколовым в Правительство Российской Федерации.
     Как это понимать? Выходит, мнение начальников клубов при разработке концепции развития авиации не учитывается? Проигнорирована тем самым судьба более тысячи работников авиационных организаций РОСТО.
     Уже было немало публикаций в средствах массовой информации о том, что Осоавиахим и ДОСААФ создавались государственными правовыми актами и за счет средств госбюджета в интересах содействия обороноспособности страны. Коль РОСТО - преемник Осоавиахима и ДОСААФ, то какие еще могут быть споры о предназначении Оборонной организации, материально-техническом и имущественном комплексе, видах деятельности и целесообразности контроля за ее работой со стороны государства?
     В нынешних условиях руководству Центрального совета РОСТО (ДОСААФ) необходимо прислушаться к мнению авиационного сообщества, а не ставить аэроклубы на грань банкротства. На этой грани из-за отсутствия финансирования находятся уже около двадцати клубов, в которых в течение нескольких лет не выполняются полеты и парашютные прыжки. Через один-два месяца подобных клубов может быть уже большинство.
     Предлагаю начальникам клубов накануне мартовского сбора хорошо подумать и оценить реальные возможности своих организаций по дальнейшей деятельности. Мое мнение однозначно: концепция С.А. Соколова не оправдала себя, привела к значительному усугублению финансово-экономического положения клубов, а главное - к потере доверия со стороны потенциальных партнеров и заказчиков, которыми в основном являются органы государственной власти.
     При всем моем искреннем уважении к Сергею Александровичу как к человеку и заслуженному летчику должен признать, что в сложившейся обстановке его позиция ведет в тупик. Необходимо прекратить непродуманные эксперименты над авиацией РОСТО. Переход в АОН требует длительного времени, изменений в существующем законодательстве и значительных финансовых ресурсов.
     В настоящее время у большинства коллективов авиационных организаций и их руководителей сложилось общее мнение о Центральном и региональных советах РОСТО (ДОСААФ): свои обещания они не подтверждают делами в интересах развития аэроклубов, авиационных видов спорта, патриотического воспитания и уважения к авиационным профессиям.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex