на главную страницу

14 Марта 2009 года

Армия и общество

Суббота

И контракт, и высшее образование

Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».



     Социальная адаптация военнослужащих, уволенных с военной службы, была, есть и будет одной из злободневных проблем российского общества. В нынешних же условиях, когда речь идет о значительном сокращении численности офицерских кадров в Вооруженных Силах, данная проблема становится еще более острой. Увы, но не всегда военнослужащий, выполнявший специфические задачи в армии, может найти себя на «гражданке». К сожалению, «последним пристанищем» бывших офицеров и прапорщиков зачастую становятся различные охранные предприятия, но даже и они в условиях разгорающегося кризиса вряд ли смогут обеспечить работой всех нуждающихся.
     Да, есть конечно же и другие предложения, как, например, идея Министерства транспорта о том, что оно готово трудоустроить всех безработных на строительстве российских дорог, но даже в таком случае было бы глупо использовать в качестве обычных рабочих людей, имеющих порой не одно высшее образование, богатый жизненный опыт и практические навыки. И это в то время, когда в каждом российском регионе есть свои специфические производства, где бы все это могло пригодиться, – необходимо лишь дать офицерам запаса специальное образование.
     В этой связи не может не обращать на себя внимание опыт Московского государственного горного университета (МГГУ), который на протяжении вот уже многих лет готовит к поступлению и успешно обучает военнослужащих по контракту и членов их семей.
     Собеседником корреспондента «Красной звезды» стал один из главных идейных вдохновителей программы организации и работы подготовительных отделений непосредственно в воинских частях ученый секретарь совета МГГУ, доктор технических наук, профессор Александр ВЕРЖАНСКИЙ.
     - Исторически наш вуз, отметивший недавно свой 90-летний юбилей, неразрывно связан с армией, – начал нашу беседу Александр Петрович. – По сути, с создания в 1918 году Московской горной академии (МГА), основной состав которой первоначально был сформирован почти полностью из бойцов Красной Армии. Такой подход к подбору студентов, преимущественно из числа военнослужащих, сохранялся еще длительное время. Это было связано с окончанием Гражданской войны и проведением военной реформы под руководством М.В. Фрунзе, в ходе которой Красная Армия была сокращена на несколько миллионов человек и уволенным в запас красноармейцам необходимо было получать мирную профессию и образование. Выпускники МГА активно участвовали в освоении только что открытых месторождений Курской магнитной аномалии, помогали восстанавливать разрушенную экономику страны. Московская горная академия, правопреемником которой стал Московский горный институт, активно развивалась и стала одним из ведущих вузов страны, а впоследствии – колыбелью шести технических вузов.
     - Александр Петрович, самым первым соединением, куда МГГУ пришел со своими инициативами, стала Таманская дивизия. Расскажите, как это происходило.
     - Надо отметить, что еще в 1969 году было создано подготовительное отделение Московской горной академии для повышения общеобразовательного уровня военнослужащих Советской Армии и Военно-морского флота, уволенных в запас, рабочей молодежи и других граждан до уровня, необходимого для поступления в вуз, – продолжил Александр Вержанский. – И уже новый этап в развитии этого направления начался в 2002 году с инициативы руководства МГГУ по созданию филиалов подготовительного отделения университета на базе воинских частей.
     Тогда по решению ректора МГГУ – член-корреспондента РАН Л.А. Пучкова первый филиал подготовительного отделения (ПО) было предложено открыть в гвардейской мотострелковой Таманской дивизии. Это предложение вызвало живой и оперативный отклик командования, с которым был заключен договор об открытии на базе этой дивизии первого филиала ПО МГГУ. Сразу после этого началась активная практическая работа: занятия проводились непосредственно на местах несколько раз в неделю в пунктах постоянной дислокации частей Таманской дивизии, приезжали преподаватели МГГУ, которые читали лекции по физике, математике, русскому языку и другим дисциплинам. В университет слушатели приезжали только для сдачи экзаменов. После сдачи выпускных экзаменов в ПО они зачислялись на заочную форму обучения без отрыва от прохождения воинской службы по контракту. Преподавателями МГГУ были разработаны специальные учебные планы, программы и учебно-методические материалы для военнослужащих, позволяющие перенести основную нагрузку на самостоятельное изучение ими учебных тем, без ущерба качества подготовки обучающихся.
     Всего за прошедший период на подготовительном отделении университета проходили и проходят обучение 342 военнослужащих. Из них 147 успешно завершили обучение и поступили на первый курс МГГУ, в основном по заочной и незначительная часть – по вечерней формам обучения. В настоящее время военнослужащие Таманской дивизии первого выпуска подготовительного отделения учатся на шестом курсе и успешно усваивают знания по выбранной ими специальности. Так что этой весной будем проводить первый выпуск. А вообще, – смеется Вержанский, – с недавних пор в Таманской дивизии даже отмечается наш профессиональный праздник – День шахтера. Не это ли высшая характеристика наших отношений!
     - А как же ваш вуз, простите, «занесло» в Калининград? Ведь от Москвы до анклава дорога-то не близкая, да еще и через несколько границ.
     - После того как мы начали работать с Таманской дивизией, нашу инициативу горячо поддержало Главное управление воспитательной работы (ГУВР) Вооруженных сил РФ, – пояснил профессор Вержанский. – Между МГГУ и Министерством обороны РФ в лице ГУВР было заключено Соглашение о сотрудничестве, в котором указывалось, что опыт МГГУ признан положительным, имеет большие перспективы и подлежит распространению применительно к другим вузам и воинским частям.
     В этой связи университет при поддержке ГУВР открыл региональный филиал подготовительного отделения в Калининграде на базе Центра социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, который возглавляет генерал-майор запаса В.И. Степанов.
     Вы спросите, почему руководство МГГУ обратило внимание именно на этот регион? Он интересен Московскому государственному горному университету – базовому в системе высшего горного образования – прежде всего тем, что в нем нет вузов по подготовке специалистов горного профиля. В то же время существующее на Балтике месторождение янтаря составляет более 90 процентов разведанных мировых запасов, не говоря уже о возможностях для такой уникальной специальности университета, как технологии художественной обработки материалов.
     Именно поэтому было принято решение увеличить представительство МГГУ в этом регионе, и летом 2006 г. был заключен договор с командованием Балтийского флота, согласно которому часть военнослужащих учится в Центре социальной адаптации (г. Калининград), а другая часть (морские пехотинцы и моряки надводных кораблей) – в г. Балтийске.
     Надо признать, что на начальном этапе деятельности филиала ПО МГГУ на Балтике существовала проблема – его выпускникам было экономически невыгодно поступать и обучаться в Московском горном университете. Да, изначально затраты на билеты для поездок на сессии два раза в год в Москву и на проживание там в период сессий были соизмеримы с размерами оплаты за обучение в местных платных негосударственных вузах. Но в 2006 г. вышло постановление Правительства РФ, которое предусматривает оплату проезда к месту учебы военнослужащих-контрактников. Таким образом, для военнослужащих Балтийского флота эта проблема была решена.
     Безусловно, инициативы МГГУ в масштабах страны имеют куда большее значение, чем просто обучение. Так, например, работа МГГУ с военнослужащими самого Западного региона России очень важна с экономической точки зрения, поскольку здесь в обозримом будущем предстоит разработка шельфовых месторождений. Кроме того, образование, как дополнительный бонус к службе по контракту, позволит привлечь в данный регион молодежь из других уголков России, а это уже и вопросы социально-демографического характера.
     Сегодня, по мнению многих, в том числе и военных специалистов, необходимо проведение подобной работы и другими российскими вузами, причем с изменением направления ее вектора в сторону наших восточных территорий – Забайкалья, Камчатки, Сахалина, Чукотки и так далее.
     - Александр Петрович, но ведь нельзя же объять необъятное. В конце концов, посылать преподавателей и в Калининград, и в Забайкалье весьма накладно, да и физически может быть невозможно. У вас есть какой-то особый секрет?
     - Мы активно работаем над внедрением методов дистанционного обучения, что как раз и позволит большему числу военнослужащих готовиться к поступлению в вуз, обучаться в нем, не покидая на продолжительный период места прохождения службы, – говорит Александр Вержанский. – Есть основание полагать, что такая форма обучения получит поддержку командования воинских частей и соединений. Да и как это может не найти поддержки, если внедрение подобных инновационных программ, причем не только в МГГУ, но и в других вузах, поможет решить несколько важнейших государственных задач. Во-первых, это, безусловно, повысит престиж и привлекательность военной службы по контракту, так как контрактнику предлагается не только денежное содержание, но и возможность бесплатно получить высшее гражданское образование в одном из ведущих вузов страны. Во-вторых, это будет способствовать решению государственных социальных программ для военнослужащих и членов их семей. В-третьих, вузы, которые возьмут на вооружение эту программу (разработают свою), станут участниками государственной программы социальной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, и членов их семей. В-четвертых (по перечислению, но не по значению), как в горное дело, так и в другие важные отрасли экономики и науки России будут приходить квалифицированные кадры с хорошей морально-психологической подготовкой, организованные, исполнительные, дисциплинированные и инициативные.
     По мнению военнослужащих, обучающихся сегодня в МГГУ, а также представителей Министерства обороны и ветеранской общественности армии и флота, опыт, накопленный в МГГУ, по организации обучения военнослужащих-контрактников в филиалах ПО, создаваемых непосредственно в воинских частях и гарнизонах, высокоэффективен и чрезвычайно важен. Это демонстрация по-настоящему ответственного и государственного подхода к важнейшим вопросам обеспечения интеллектуальной и экономической мощи России, ее национальной безопасности. Такая деятельность заслуживает безусловной поддержки и распространения.
     На снимке: Балтийцы - будущие студенты Московского горного университета.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex