на главную страницу

14 Марта 2009 года

Страна и мир

Суббота

Барак Обама демонстрирует характер

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Новый президент США сделал первое жесткое внешнеполитическое заявление. Он объявил, что на год продлевает односторонние экономические санкции против Ирана, поскольку Исламская Республика по-прежнему представляет «чрезвычайную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике США». При этом Барак Обама подчеркнул, что США продолжат свое военное доминирование. «У нас будут самые мощные вооруженные силы за всю мировую историю. Мы сделаем все, что потребуется, чтобы поддержать наше технологическое преимущество и защитить наши интересы, победить любого врага», – сказал хозяин Белого дома.
     Является ли это президентское решение тревожным сигналом, в том смысле что заявленные недавно намерения того же Обамы изменить в лучшую сторону отношения с Тегераном взяты назад? Нет, конечно. Санкции продлены просто потому, что настало время их продлить. Соответствующие функционеры, отвечающие за ближневосточное направление, посмотрели на календарь, оценили плюсы – минусы и сочинили новую бумагу: дескать, оснований для отмены или послаблений нет. Значит, продление «автоматом». Ну а всякие там слова о «чрезвычайности угрозы» и прочее – это дежурные штампы, менять которые не позволяет консервативный англосакский характер.
     Однако и слишком упрощать данный факт не стоит. В решении продлить экономические санкции в условиях мировой депрессии отражена многолетняя политика Вашингтона в отношении Ирана, сочетающая двойной подход. С одной стороны, публичная жесткость, демонстрирующая американскую великодержавность. С другой – регулярная подача разного рода сигналов о готовности преодолеть черную полосу враждебности и потихоньку вернуться к временам до 1979 года, когда Иран был главным оплотом Америки в регионе. И в каком бы тоне ни шел «диалог», какие бы ругательные слова ни произносились (одна «ось зла» чего стоит!), в уме американцы всегда держали Иран в качестве запасного игрока, хотя бы в отдаленной перспективе.
     Настоящие торгово-экономические ограничения, введенные при администрации Билла Клинтона 15 марта 1995 года, запрещают американским компаниям проводить практически все операции с Тегераном, включая участие в разработке нефтегазовых месторождений. При правлении Джорджа Буша были сделаны некоторые послабления, касающиеся закупок иранской икры, фисташек и ковров. Барак Обама решил пойти дальше и попытаться использовать возможности Тегерана в решении проблем в Афганистане. Соответственно повела себя и Хиллари Клинтон, заявив на прошлой неделе в Брюсселе о необходимости пригласить Иран на международную конференцию по Афганистану в конце августа. Сюда же отнесем призыв Обамы к Москве постараться отговорить иранское руководство от реализации военного элемента ядерной программы, что позволило бы отменить планы по установке системы ПРО в Восточной Европе.
     То есть тут явно просматривается стремление новой команды Белого дома ослабить напряженность в отношениях с когда-то верным союзником. При этом принимаются в расчет все нюансы внутреннего состояния Ирана, в том числе наличие большого количества сторонников нормализации связей с США, особенно в образованной среде.
     Главной причиной гонений на Иран, как хорошо известно, являются подозрения в том, что он не сегодня, так завтра станет обладателем ядерного оружия. Не все в Америке этим подозрениям верили, в том числе в экспертной среде. Даже министр обороны Роберт Гейтс не раз прилюдно говорил, что Ирану до статуса ядерной державы еще далековато. И вот теперь – сообщение американского информационного агентства АП о документе, представленном конгрессу главой разведывательного управления генерал-лейтенантом Пентагона Майклом Мейплзом и директором национальной разведки Деннисом Блэром. Суть которого – Иран не располагает высокообогащенным ураном, необходимым для создания ядерного боеприпаса. Стало быть, в ближайшем будущем он не сможет его создать.
     В то же время в наличии военной составляющей национальной ядерной программы Ирана американские разведчики не сомневаются. Разумеется, у них есть полная ясность насчет того, что, даже собрав в 2010 или 2012 году одну или три бомбы, Иран не способен соперничать с тем ракетно-ядерным потенциалом, которым располагают США.
     Весьма важным является такой момент. Характер американо-иранских отношений (это никогда не было секретом) во многом зависит от отношений межу Ираном и Израилем. А они из рук вон плохие. Предпосылок для нормализации никаких. Во всяком случае, при нынешнем политическом режиме в Тегеране, который отрицает само право на существование Государства Израиль на Ближнем Востоке. В ответ израильтяне обвиняют Тегеран в пособничестве терроризму и «незаконных» работах в сфере изготовления ядерного оружия. Ясно, что обвинения в противоправности возмущают иранцев больше всего. Дескать, кто обвиняет-то!
     В общем, в силу названных обстоятельств кардинального улучшения отношений между Вашингтоном и Тегераном ожидать не приходится. Пока. Идеология тут однозначно превалирует над всем прочим. Столь же очевидно, что США будут по-прежнему пытаться «развести» Иран на какие-то встречные шаги.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex