на главную страницу

18 Марта 2009 года

Армия и общество

Среда

Оперативно, объективно, доступно

Генерал-лейтенант Анатолий БАШЛАКОВ, начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ.



Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная в прошлом году, включает целый ряд отдельных, хотя и взаимосвязанных направлений, о которых «Красная звезда» обстоятельно и предметно расскажет своей читательской аудитории. Сегодня наш разговор о совершенствовании информационного обеспечения деятельности армии, авиации и флота. Формирование качественно новой информационной среды, как предполагается, позволит гражданам страны получать оперативные и объективные сведения о деятельности Вооруженных Сил России, а военнослужащим – постоянно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире.
  Для достижения этих целей Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации разработало Стратегический план информационного обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на период до 2020 года. Знакомим читателей с его основными положениями.

     СТРАТЕГИЧЕСКИЙ план основывается на положениях Федерального закона «О средствах массовой информации», Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации» и других основополагающих нормативных документах в информационной сфере. Он взаимоувязан с реализацией всех других направлений Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года и мероприятиями по формированию нового облика Вооруженных Сил.
     Основной проблемой информационного обслуживания войск стало несоответствие объема и качества предоставляемых информационных услуг возросшим потребностям современного человека и уровню развития мировой информационной телекоммуникационной системы. Сегодня мы в этой сфере существенно отстаем от ведущих армий мира и от гражданского сектора центральных регионов России.
     Степень доступности военнослужащим массовой информации через телевидение, радио, периодическую печать и Интернет в административных центрах и удаленных гарнизонах различается на порядок.
     К примеру, в крупных городах потребители имеют возможность принимать от 8 до 19 телевизионных каналов. А вот в отдаленных гарнизонах и районах с неустойчивым приемом сигнала военные потребители могут видеть только одну телевизионную программу. Технически не обеспечен просмотр телевизионных программ в прямой трансляции на отдаленных полигонах и на кораблях, находящихся в море.
     В результате значительного сокращения объемов радиовещания, прекращения государственного финансирования, содержания мощных радиопередатчиков, износа оборудования, а также сокращения поставок в воинские части войсковых радиоприемников суммарная потеря военной аудитории государственного внутрироссийского радиовещания составила более 550 тыс. человек (в основном в удаленных гарнизонах).
     Устарели нормативы обеспечения личного состава печатными средствами массовой информации (на 100 человек – не более 7 газет и 2 журналов). Отставание по данному показателю от армий ведущих стран мира весьма значительно.
     

     НАША СПРАВКА. Обеспеченность периодическими печатными изданиями на 100 военнослужащих ежемесячно в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет 97 экз. (средним объемом 11 страниц), в Германии – 122 экз. (средним объемом 26 страниц). В армии США выпускается около 200 ежедневных (еженедельных) газет, 300 журналов и бюллетеней разовым тиражом 12 млн. экз. На каждого военнослужащего ежедневно приходится 4 единицы печатной продукции.
     

     Структура подписки на периодические издания в гарнизонных библиотеках недостаточно учитывает потребности детей, жен военнослужащих и ветеранов. В ряде гарнизонов недопустимо ограничен ассортимент изданий, которые могут быть приобретены за плату.
     Практически не используются в войсках возможности сети Интернет. Солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, имеют ограниченный доступ в Интернет, а для проходящих военную службу по призыву он полностью отсутствует. Количественные показатели пользователей сетью Интернет среди военнослужащих в различных регионах России отражены на схеме.
     Общий уровень удовлетворенности военнослужащих информационными услугами не превышает 11 процентов.
     Стратегический план, о котором речь, предусматривает создание современной системы информационного обслуживания, направленной на обеспечение равного доступа к информации (ст. 29 Конституции РФ), духовное развитие личности, формирование высоких боевых качеств, патриотизма, обеспечение морального превосходства и построенной на сочетании возможностей гражданского и военного секторов информационной сферы.
     Отличительными особенностями плана являются комплексный охват информационным влиянием целевых категорий потребителей (военнослужащих, гражданского персонала, ветеранов военной службы, а также членов их семей) и нацеленность на повышение качества воинского обучения и воспитания на основе использования новых информационных технологий.
     ИЗУЧЕНИЕ потребностей военнослужащих и возможностей информационной сферы позволило сформировать минимальный набор информационных услуг, включающий гарантированное предоставление общедоступных телевизионных и радиоканалов, обеспечение качественными российскими печатными изданиями и контролируемый доступ в Интернет. Данный пакет позволит обеспечить минимальные потребности людей и должен быть предоставлен потребителю независимо от места прохождения службы.
     В рациональном наборе, реализовать который планируется к 2012 году, будут значительно расширены объем и качество услуг на основе новых информационных технологий, передового отечественного и зарубежного опыта с широким использованием возможностей гражданского сектора и платных услуг.
     Стратегическим планом предусмотрено развитие информационных систем Министерства обороны (теле- и радиовещание, печатные СМИ, полиграфические комплексы, система снабжения войск техническими средствами воспитания), адаптированных к новому облику Вооруженных Сил и структуре базирования войск.
     Для реализации плана намечены следующие основные меры:
     а) в области теле- и радиовещания:
     - приведение систем приема теле- и радиосигнала для военных потребителей в соответствие с уровнем развития телерадиовещания в Российской Федерации и с учетом того, что к 2015 году в стране запланирован переход от аналогового к цифровому вещанию. При этом предусмотрено предоставление всем гражданам социально значимого бесплатного пакета общедоступных телевизионных и радиоканалов. Для военнослужащих предлагается дополнительно включить в пакет обязательных общероссийских телевизионных и радиоканалов телеканал «Звезда» и радио «Звезда-FM», а также региональное телевидение и радио (ГТРК);
     - оснащение в первоочередном порядке отдаленных гарнизонов и базовых военных городков спутниковым оборудованием, теле- и радиоприемниками с возможностью приема цифрового сигнала;
     - поставка в войска новых перспективных передвижных информационных комплексов, оборудованных спутниковыми системами, – подвижных телестудий, цифровых автотипографий, современных автоклубов и другой походной техники в целях гарантированного предоставления информационных услуг военнослужащим, решающим задачи боевой учебы и службы в отрыве от мест дислокации, на полигонах и в морских походах;
     - дальнейшее содействие развитию телеканала «Звезда», направленное на расширение зрительской аудитории, повышение его рейтинга и, как следствие, усиление влияния на формирование позитивного отношения и общественной поддержки деятельности государства и Министерства обороны по созданию нового облика Вооруженных Сил России;
     - создание в военных округах и на флотах, в формируемых бригадах и на военных базах за пределами Российской Федерации сети телерадиостудий, оснащение их современным оборудованием для кабельной и эфирной ретрансляции общероссийских каналов для личного состава, подготовки оперативных видеоматериалов и программ по войсковой проблематике.
     б) в области печатных СМИ:
     - развитие газеты «Красная звезда» на основе использования передового медийного опыта, современных издательских технологий, повышение оперативности доставки газеты потребителю в отдаленные гарнизоны за счет открытия дополнительных пунктов децентрализованной печати;
     - оптимизация сети и структуры региональной военной прессы, проработка вопроса о создании объединенной медиаструктуры с включением в состав редакции газеты «Красная звезда» ряда ведомственных журналов, газет военных округов и флотов в качестве филиалов, что позволит при сокращении общей численности нарастить творческий потенциал, расширить корреспондентскую сеть и диапазон услуг, предоставляемых читателям по подписке;
     - расширение коллективной подписки библиотек культурных центров гарнизонов на периодические тематические издания для целевых категорий – членов семей военнослужащих, ветеранов военной службы, курсантов вузов, суворовцев и нахимовцев;
     - улучшение качества полиграфии окружных, флотских и многотиражных газет за счет перехода к многоцветному исполнению и приобретения платных полиграфических услуг по изданию газет на конкурсной основе;
     - использование новых походных автотипографий для оперативного обеспечения печатными СМИ военнослужащих, находящихся в полевых условиях.
     в) в области доступа к использованию сети Интернет:
     - увеличение аудитории интернет-пользователей среди всех категорий военнослужащих за счет поэтапного оборудования в воинских частях компьютерных классов и абонентских пунктов в библиотеках и общежитиях, подключенных к сети Интернет;
     - выпуск интернет-версий печатных военных изданий и интернет-приложений к ним со звуковым сопровождением, фото- и видеоизображением, достижениями высоких информационных технологий;
     - обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам, в т.ч. к государственной системе правовой информации.
     
* * *

     ПРИ ЭТОМ предусмотрены меры по усилению влияния Минобороны на содержательную сторону деятельности средств массовой информации, активное вовлечение СМИ в процесс военно-патриотического воспитания военнослужащих и молодежи.
     В их числе:
     - включение в контент общероссийских и региональных телеканалов медиапроектов, популяризирующих службу в Вооруженных Силах, на основе опыта, наработанного в 2007-2008 годах при проведении совместных информационно-пропагандистских акций («Первый» в армии», «Служба по контракту – твой выбор», «Мировой парень», «Катюша»), а также освещение учений, мероприятий оперативной подготовки и жизнедеятельности войск («Мирная миссия-2007», «Стабильность-2008», военные парады, походы кораблей);
     - создание по заказу Министерства обороны художественных и документальных фильмов, приобретение для воинских частей игровых фильмов и литературных произведений патриотической направленности;
     - участие Министерства обороны в организации и проведении в 2009–2015 годах федеральных и региональных журналистских конкурсов по патриотической тематике, проведение конкурсов среди военных средств массовой информации, учреждение призов и премий Министерства обороны в номинациях на военно-патриотическую тематику.
     

     НАША СПРАВКА. Начиная с 2009 года предусматривается закупка по гособоронзаказу современного профессионального и бытового телевизионного и радиооборудования, в том числе телевизионных и радиоприемников, отвечающих требованиям перехода на цифровое вещание; поставка в войска стационарного и подвижного цифрового полиграфического оборудования; перевод в цифровой формат архивных материалов и кинофотодокументов киностудии Минобороны России, киновидеообъединений военных округов и флотов.
     

     Особое внимание будет уделяться совершенствованию программной политики телеканала «Звезда» в рамках создания холдинговой компании «Красная звезда» (в составе открытого акционерного общества «Оборонсервис»).
     Предусмотрены меры по повышению оперативности и качества освещения телеканалом «Звезда» мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности войск непосредственно из мест дислокации и районов проведения учений; разработке и проведению информационной политики канала, направленной на формирование позитивного отношения к процессам, происходящим в войсках, информационную поддержку перехода к новому облику Вооруженных Сил, объективное освещение проблемных вопросов военного строительства; последовательному повышению объемов вещания военно-патриотических программ и сохранение лидирующих позиций по этому показателю по отношению к другим каналам телевидения, в том числе за счет эксклюзивных программ собственного производства.
     Для успешного выполнения мероприятий Стратегического плана предусмотрено создание системы и механизма управления, включающих:
     - совершенствование нормативной правовой базы, разработку стандартов и критериев качества по всем составляющим информационного обслуживания (предоставление телевизионных и радиоканалов; обеспечение периодической печатью; доступ к сети Интернет) в целях выравнивания обеспечения услугами потребителей Вооруженных Сил независимо от места дислокации воинской части или учреждения;
     - создание системы взаимодействия с Минкомсвязи, ВГТРК, Первым каналом, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и «Телевизионным техническим центром «Останкино», «Роспечатью» и «Почтой России» в целях определения ведомственного перечня обязательных общероссийских телевизионных и радиоканалов, организации их трансляции в воинских частях, координации действий по последовательному (по регионам) переходу к цифровому вещанию, формирования пакета общественно значимых периодических изданий и норм коллективной подписки военнослужащих, повышения оперативности доставки газет и журналов непосредственно в воинские части и подразделения, обеспечения подключения к сети Интернет;
     - разработку и реализацию технической политики развития информационных услуг;
     -l переход на государственные бюджетные задания для подведомственных электронных и печатных средств массовой информации;
     - привлечение к сотрудничеству высококвалифицированных управленцев и специалистов в области телерадиовещания и военной журналистики, а также профессионально подготовленной молодежи;
     - внедрение механизмов конкуренции.
     

     НАША СПРАВКА. Предусматривается использование «грантов» для поддержки лучших ведомственных газет и журналов; проведение конкурсов среди журналистов в различных номинациях; совершенствование системы оплаты труда журналистов в зависимости от качества и результатов деятельности; использование дополнительного целевого финансирования за высокие результаты (в соответствии с ежегодно определяемым рейтингом СМИ).
     

     ВАЖНЫМ инструментом выполнения мероприятий Стратегического плана является повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств на развитие информационных услуг, особенно на первом этапе, с учетом финансовых ограничений.
     В интересах повышения эффективности информационного обслуживания потребителей в Стратегическом плане предусмотрен соответствующий механизм контроля.
     Мероприятия Стратегического плана предлагается реализовать в три этапа:
     - на первом этапе (2008 – 2012 годы) обеспечить условия для приема в войсках (силах) каналов теле- и радиовещания в цифровом формате, оборудовать абонентские пункты сети Интернет в гарнизонных библиотеках, повысить качество полиграфического исполнения печатных военных СМИ, разместить их интернет-версии на сайте Министерства обороны России;
- на втором этапе (2013 – 2017 годы) обеспечить качественный прием программ теле- и радиовещания в цифровом формате для 100 процентов целевых категорий потребителей в Вооруженных Силах, увеличить объем      печатных СМИ, довести уровень оснащенности воинских частей абонентскими пунктами доступа в Интернет до 85 процентов и достичь 70 процентов уровня удовлетворенности предоставляемыми информационными услугами. На данном этапе будут предприняты основные усилия для улучшения качества информационного обслуживания;
     - на третьем этапе (2018 – 2020 годы) обеспечить устойчивый прием теле- и радиосигнала спутниковыми приемными комплексами и кабельной сетью во всех казармах и общежитиях, довести подписку воинских частей периодическими печатными изданиями до уровня 20 газет на 100 военнослужащих с предоставлением широкого доступа к электронным версиям печатных СМИ, завершить в полном объеме оснащение воинских частей абонентскими пунктами сети Интернет.
     Реализация мероприятий Стратегического плана позволит достичь следующих итоговых результатов:
     - обеспечить военных потребителей, независимо от места дислокации воинских частей и учреждений, многоканальным цифровым телевещанием, включая телеканал «Звезда», а также возможностью просмотра дополнительных телеканалов на платной основе;
     - обеспечить личный состав качественными бесплатными периодическими изданиями, включая их электронные версии;
     - создать в войсках (силах) широкую сеть пунктов доступа к сети Интернет;
     - достичь повышения удовлетворенности военных потребителей доступностью и качеством информационного обслуживания до уровня 90 процентов и выйти на показатели ведущих армий мира.
     Реализация стратегического плана, с которым мы ознакомили читателей, позволит обеспечить к 2020 году достижение целей, определенных Стратегией социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере информационного обслуживания.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex