Темные века. Средневековье. Этими терминами мы привыкли называть целое тысячелетие европейской и мировой истории, начавшееся с падения в 476 году нашей эры Западной Римской империи и закончившееся крахом империи Византийской - взятием Константинополя в 1453-м. Эти столетия долгое время считались эпохой общественного регресса, религиозного фанатизма и невежества. Однако исследователь истории Великой Степи Мурад Аджи называет это время эпохой великого взаимообогащения культур Запада и Востока, вызванного Великим переселением народов и давшего Европе доменные печи и чугун, бумагу и книгопечатание, первые университеты и гражданское право.
- Мурад Эскендерович, года полтора назад по каналу НТВ+ промелькнул цикл телевизионных фильмов «Варвары...», словно снятый по мотивам ваших книг и выступлений. Наверное, впервые за тысячи лет европейцы признали, что варвары, оказывается, были не такими уж и дикими, и даже начали искать корни короля Артура или викингов в степных равнинах России.
- Сеять незнание было удобно. Ибо со времен Рима известно, что если народ лишить истории, то через два поколения он превратится в толпу, еще через два поколения им можно управлять, как стадом... Что касается дикости, то греческие статуи, например, как и храмы с колоннами, появились не сами по себе. Искусство ваяния и архитектуры пришло в античную Европу из Персии, то есть с Востока. И римское право зародилось вовсе не в Риме, оно, как иные обряды и символы христианства, давно существовало на «варварском» Востоке, по крайней мере за пятьсот - семьсот лет до нашей эры.
- Каждый народ в зеркале истории хочет выглядеть лучше...
- Здесь дело иное. Искажать правду о себе европейцы, вернее их тогдашняя «интеллектуальная элита», начали по крайней мере тысячу лет назад, когда делили церковь на восточную и западную. А затем, через два века, когда крестоносцы захватили Константинополь и власть полностью перешла в руки к папе римскому, уже вся мировая история пошла по новому пути. Провозгласив в 1204 году Царьград столицей Латинской империи, Вторым Римом, который должен был, но замыслу понтифика, расширить границы западной церкви до Сибири, папа объявил Византию колонией, а Восточную Европу - зоной своих интересов. Это была первая и очень весомая заявка на передел мира и мировое господство.
Мир должен был подчиняться западной церкви. То был принципиально новый политический ход. Закладывалась мощная невидимая пружина, которая привела в движение новый механизм геополитики на Евразийском континенте. Она с тех пор тайно двигала едва ли не всеми происходившими там крупнейшими событиями.
Латинская империя просуществовала недолго, в 1261 году она пала. Но идея ее не умерла... Идею Второго Рима осторожно начали вплетать в канву жизни стран и регионов, ей подчиняли стремления разных народов и династий. Завязывалась долгая и изнурительная борьба, наградой в которой была власть, освященная папой. Начиналась настоящая колониальная экспансия, ее прикрывали религиозной символикой. История не знает ни одной мусульманской или буддийской колонии, все они католические и протестантские. Это и есть суть политики папы.
И если свою восточную границу европейцы до XII века проводили в пределах бывшей Римской империи, захватывая часть Правобережной Украины, то Латинская империя стала претендовать на земли, лежащие дальше, к северу и востоку, где власть папы не признавалась, где царила иная, по сути, духовная культура.
- Вы имеете в виду Русь?
- Я говорю о восточных землях Европы, которые теперь зовутся Россией и по решению IV Вселенского собора входили в сферу греческой церкви. Эти земли относили к Антиохийской епархии. Но посланников с Запада там не жаловали, их проповеди были бессильными перед верой в Бога Небесного, с которой издревле жили здесь люди.
- А что же было?
- Было несколько попыток обратить людей в иную веру. И все тщетные. Отчаявшись проникнуть на Восток, византийцы назвали этих восточных людей «ханифами», а их веру «ханифейским исповеданием», посчитав, что она сильнее... В том много позже признался Антиохийский патриарх Макарий, повествуя в XVII веке о своей поездке на Московскую Русь. Объявив в XIII веке о Латинской империи, Запад вознамерился повторить путь греческих христиан. Началась кропотливая подготовка идеологической экспансии, которая растянулась на века. И в итоге католики руками первых Романовых разрушили «ханифейскую веру». Эта династия осуществила папский замысел. Она уничтожила старые традиции, словом, лишила Восток его национальной культуры и лица...
- Мурад Эскендерович, чтобы читателям было понятно, пора назвать наконец имя предшественницы России.
- Прежде территорию нынешней России, вернее ее большую часть, занимала страна, которую называли Дешт-и-Кипчак. То была могучая степная держава, простиравшаяся от Байкала до Альп, равных которой в мире не было. Ей в IV - V веках платила дань Римская империя. О былом величии степной страны нас заставили забыть: Западу неприятны те воспоминания. Даже намеки на них. Стараниями западноевропейских историков крупнейшую державу Средневековья превратили в «Дикое поле», в глушь, а ее народ, который не могли победить ни мечом, ни словом, - в «диких кочевников» и «поганых татар».
- Но «...скифы мы, да, азиаты мы»... Нельзя ли поподробнее о роли Романовых в русской истории?
- Заметим, Романовы в российскую политику явились неожиданно, людей с такой нерусской фамилией на Руси не было. Ее в 1613 году дали тщедушному Михаилу Захарьину-Кошкину, основателю новой династии правителей. Считали, что, став «Романовым», он станет «римским» - roman. То был сын Филарета, возведенного в церковный сан Лжедмитрием I, а на патриаршую кафедру - Лжедмитрием II. Человека, который окончил в Вильно
иезуитский колледж и был одним из первых русских иезуитов, о чем у нас стараются не вспоминать.
Реализуя в Московии свой сценарий, иезуиты дело обставили тонко, обозвав его Смутой. Все шло будто бы само собой. Смута - она и есть смута. Чтобы выбрать нового, «своего» царя, папские эмиссары, проникшие в Москву, уничтожили прежнюю династию. Рюриковичей, что доказала современная экспертиза, оказывается, просто вытравливали мышьяком и ртутью. И причиной тому была их несговорчивость с Римом, отказ Ивана Грозного добровольно принять власть папы.
Затем «летописцы», осевшие в романовской Москве, намеренно исказили историю Руси. И начали они с туманного IX века, с Киева. Им было важно умолчать о городах Дешт-и-Кипчака, о тюрках, исстари живших на степном пространстве от Алтая до Альп. Скрыли даже то, что сами степняки называли себя кипчаками - кыпчак. Это самоназвание народа Степи. Все это не составляло тайны еще в XVII веке, во время вхождения Захарьиных-Кошкиных во власть...
- Ну почему же, о Великой степи, Дешт-и-Кипчаке, говорится во многих энциклопедиях. Впервые, кажется, этот термин встречается у перса Насира Хосрова в XI веке. Нигде не отрицается, что многое из топонимики, например моей родной Курской губернии, имеет тюркское происхождение.
- Однако там не говорится внятно о том, что степную страну Дешт-и-Кипчак создало Великое переселение народов. Тогда, во II-V веках, массово заселялись огромные неосвоенные территории Евразии. Земли трудные для жилья, но богатые. Люди шли сюда с долин и степей Алтая, он был питающим истоком Великого переселения народов, его жизненной силой. А Древний Алтай - это вся Южная Сибирь с Байкалом на востоке и Памиром на западе, огромная горная страна, доходившая до Тибета. Современная карта хранит следы того времени: поныне существуют Монгольский Алтай, Гобийский Алтай.
Отсюда, с Алтая, текла человеческая река, которая началась с робких ручейков за пять веков до нашей эры, или даже раньше, и направилась в сторону Северной Индии, потом Персии, Ближнего Востока, Северной Африки. Затем она перекинулась на неоглядные евразийские степи. То был самый настоящий демографический взрыв планетарного масштаба. Его участников называли по-разному - гунны, саки, скифы, арии, геты, готы, тюрки, саксы, половцы, германцы, бургунды, куманы... Более тридцати имен придумали алтайцам. Однако говорили эти тридцать «народов» на одном языке - тюркском. И был у них один правитель - царь, или Верховный хан. Себя они называли огузами или кипчаками. Отсюда их название своей страны - Дешт-и-Кипчак, то есть Степь кипчаков.
Мощная алтайская миграция, решавшая судьбу миллионов человек, превратила Евразию в единое целое. Великое переселение народов, растекаясь по континенту, как бы соединяло между собой очаги различных цивилизаций древнего мира. Переселялись тысячи семей, появлялись новые страны и новые культуры, рушились старые твердыни. То был процесс сродни сотворению мира. Население в Европе увеличилось по крайней мере вдвое. Менялась ее культура. Пришельцы с Алтая делились с местными жителями своими навыками и богатым жизненным опытом, традициями и знаниями.
В 312 году пала Римская империя, которая семьсот лет хозяйничала в Европе. Вместе с ней ушла античность: на смену греко-римскому язычеству явилась новая религия. Она зародилась именно тогда, в IV веке, - с приходом кипчаков (если угодно, гуннов, варваров, германцев, готов, что уже неважно). И совсем не случайно предводителя кипчаков Аттилу языческий Рим называл Бичом Божьим, трепеща перед их стойким духом. Кипчаки верили в Бога Небесного, Создателя мира сего. Их духовную культуру отличали единобожие и равносторонний крест, который символизировал лучи божественной благодати, исходящей из единого центра на четыре стороны света. Отсюда имя - гунны, что значило «люди Солнца», «дети Неба».
Если добавить, что древние рунические письмена Европы и Алтая читаются одинаково, то, возможно, появится новый повод для раздумий над очевидным - над общностью языка. Впрочем, это доказал в XIX веке датский профессор Томсен, он первым прочитал древние рунические тексты. Знание тюркского языка помогло ученому. Сегодня в Европе забыли, постарались забыть, что на тюркском языке с IV века - с 312 года - читались первые молитвы. Что на тюркские иконы европейцы молились вплоть до VIII века, своих икон у них тогда не было. Что первые епископы и папы получали сан и благословение у степных священников в городе Дербенте, на Кавказе, где с IV века размещался Патриарший престол. Здесь, в центре новой культуры, европейцы учились вере в Бога Небесного, обрядам Его почитания.
Поразительно, но из европейских языков ушло само слово «тюрк», которое было широко в ходу в Средневековье и означало единобожник, то есть ханиф. У слова был, скорее, религиозный, чем этнический оттенок. Его потом подменили на нейтральное «турок», то есть житель Турции, а это абсолютно другое. Новое слово не передает глубины прежнего смысла, ограничивает его масштаб. Турки - капля в безбрежном океане тюркского мира.
- Естественный вопрос: как и почему это произошло?
- Кипчаки мешали Западу, своей историей они показывали, что не Рим был первым в этом мире. И отсюда началось многовековое гонение Церкви на тюрков, объявленных со времен инквизиции еретиками. Все началось именно с папской инквизиции XIII века, когда политика Запада обрела яркий колониальный, человеконенавистнический оттенок. Отсюда же, между прочим, и полное забвение степного народа на его родине - в царской России. Хотя нет, правда была известна, но узкому кругу - посвященным в тайну иезуитам, руководителям ордена. До сих пор сохранились документы той поры, которые не исчезли, их держат за семью замками в особом спецхране Ватикана - в Иезуитской библиотеке.
Казалось бы, как скрыть приход Бога в духовную культуру Европы? Просто. Тюркскую веру назвали ересью, ее последователей - еретиками. И все. Дальше началось их физическое уничтожение, в котором отличились монахи ордена доминиканцев. Казни продолжались до XVI века. Потом дело передали иезуитам, они убивали изощреннее - не топором, а словом. В итоге людей заставили забыть все. Вряд ли кто из европейцев назовет сейчас имя Всевышнего, Создателя мира сего. Это имя они не произносят, так как уже не знают. Бог Отец, образ которого в Европу принесли кипчаки, для них остался без имени и без почитания.
- Насколько мне известно, первым единобожником был египетский «фараон-солнце» - Эхнатон, живший в 1419–1400 гг. до нашей эры. Он вместе со своей женой Нефертити низверг все другие языческие божества и установил новый культ поклонения богу Солнца Атону.
- Религиозная традиция кипчаков теряется в пучине столетий, она сложилась в систему за пять веков до нашей эры. Вероятнее всего, рождение религии было связано с металлургическим горном, который изменил жизнь народа Алтая. Древний эпос связывает это земное событие с пророком Гесером, который рассказал алтайцам о Боге Небесном - Тенгри и научил плавить железную руду. Связь нового Бога и нового металла очевидна. Не случайно в поэтических творениях народ Алтая называл железо небесным металлом, подарком Неба. В том названии трепет и восторг, которые охватывали человека, нашедшего метеорит, потому что посланцы Неба, метеориты, дарили древним людям железо, которого в чистом виде, как известно, в природе нет. Из метеоритов сделаны самые ранние, известные науке железные ножи и кинжалы.
- Науке известны и другие древние металлургические центры: Кавказ, Малая Азия, однако следов религии, подобной алтайской, там нет и быть не могло. Почему?
- Там была иная технология, она давала мало металла и низкого качества, поэтому железо не могло влиять на ход жизни людей, оно по-прежнему, оставаясь редкостью, драгоценностью, ценилось выше золота. Нигде больше в мире не плавили железную руду. Железо старались выжигать из руды, а это кропотливый труд, требующий огромного расхода топлива. Алтайцы научились плавить!
Их новая жизнь считалась подарком Бога Небесного. Отсюда образ Тенгри - Вечного Синего Неба и обряды Его почитания. Например, праздник, посвященный Всевышнему, начинали с удара молота по наковальне, который наносил царь. Отсюда - колокол. Колокол - «калык кол» на тюркском языке означает «моли небеса». Именно железо и единобожие в своем неразрывном единстве сопровождали Великое переселение народов, были его знаком, его смыслом. Алтайская технология плавки и новая вера появлялись вместе с кипчаками. Так было в Северной Индии, в Персии, затем в Европе - у Дона, Днепра, на Рейне...
Важно понять, что наша планета заселялась не стихийно, не по чьей-то воле, а по демографическим законам. Лишь подготовленный народ способен переселиться и заселить новые земли, жить там. Таким народом две с половиной тысячи лет назад были кипчаки, совершившие у себя на Алтае научно-техническую революцию.
На снимке: Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал при поездке в Азербайджан был поражен заброшенным храмом в селении Киш, что неподалеку от города Шеки. Архитектурой он очень похож на храмы викингов. Храм - ровесник города, который заложен в IV веке до нашей эры, то есть до появления христианства.