на главную страницу

21 Марта 2009 года

Страна и мир

Суббота

Полпред Генштаба

Виктор ИВАНОВ.



     Порой о первых неделях и месяцах Великой Отечественной войны пишут как о периоде неразберихи, недоразумений, безостановочного отступления и трагических потерь. Но уже тогда, летом и осенью сорок первого, в первых, пусть и не всегда успешных боях геройскими делами заявили о себе очень многие командиры и комиссары, работники штабов, специалисты тыла и служб. И именно в первые недели войны вермахт растерял в ожесточенных боях те батальоны, которых ему так остро не хватало под Москвой. Уже в первые недели войны командование фронтов и армий выявляло в боевых порядках тех, кто со скромными «кубарями» и «шпалами» на петлицах искуснее других решал тактические задачи, проявлял волю к победе, умение управлять людьми и вдохновлять их примером личной самоотверженности.
     Если все это отнести к Анатолию Ивановичу Грибкову, которому 23 марта исполнилось бы 90 лет, то можно сказать, что его в сорок первом заметил и благословил на яркую военную карьеру К.К. Рокоссовский, в то время генерал-майор. Это он, Константин Константинович, прибыв в разгар Смоленского сражения в 127-ю танковую бригаду, при вручении ордена командиру роты старшему лейтенанту Анатолию Грибкову обменялся с ним десятком фраз и понял: у этого молодого танкиста, участвовавшего еще в советско-финляндской войне, широкий военный кругозор и ярко выраженная профессиональная хватка. Он тут же распорядился направить старшего лейтенанта на краткосрочные курсы при Военной академии имени М.В. Фрунзе.
     Правда, в Москве Грибкова ждала не тишь учебных аудиторий. Враг был у стен столицы. Слушателей, только что прибывших из войск, отправили на Хорошевскоге шоссе. Каждого приставили к сорокапятке и обязали обучить артиллерийскому делу расчет из народных ополченцев. С этим расчетом танкист Грибков и держал оборону под Можайском.
     Когда обстановка несколько разрядилась, всех слушателей академии - и в их числе Грибкова - вернули на занятия. А когда курсы были окончены, строевой офицер, командир по образу мыслей и настроениям, Анатолий Грибков получил неожиданное назначение: его, как одного из самых способных, включили в так называемый корпус офицеров - представителей Генерального штаба. Тем самым была предопределена вся его дальнейшая военная судьба: приобщившись к штабной работе в начале Великой Отечественной войны, Грибков осознал ее истинное значение для войск, вник во все тонкости и стал в этой сфере управления истинным мастером.
     С июня 1942 года А.И. Грибков представлял Генштаб при штабе 1-го танкового корпуса на Брянском фронте. Затем этого деятельного офицера, имевшего прямой выход на Москву, хорошо знали и ценили в штабах 1-го механизированного корпуса (Калининский фронт), 19-го танкового корпуса (Центральный фронт), 2-го танкового корпуса (Воронежский фронт). А с августа 1943 г. по май 1944 г. Грибков представлял Генеральный штаб уже при штабах фронтов - Южного и 4-го Украинского. За год до Победы его отозвали из боевых порядков действующей армии для работы непосредственно в Генштабе.
     На фронте на долю Грибкова выпало немало испытаний, о которых он и спустя десятилетия не мог рассказывать без волнения. Особенно врезался ему в память вывод из окружения 1-го мехкорпуса в районе города Белый. Комкор генерал-майор Михаил Соломатин тогда спрашивал у Грибкова: «Какой видит организацию прорыва Генеральный штаб?» Анатолий Иванович в тот драматический момент не только изложил свою оценку ситуации, но и попросил назначить его командиром экипажа одного из трех уцелевших танков.
     Корпус тогда вырвался из кольца, нанеся противнику серьезные потери. Сам Г.К. Жуков после прорыва распорядился представить комкора М.Д. Соломатина к ордену Суворова и званию генерал-лейтенанта, а капитана А.И. Грибкова через Генштаб - к званию майора и ордену Красного Знамени.
     А после Победы подполковника Грибкова, трудившегося в Генштабе, ждал сюрприз: его, имевшего пять боевых орденов, но не имевшего высшего военного образования (только Харьковское бронетанковое училище и краткосрочные курсы), направили в порядке исключения на учебу в Военную академию Генерального штаба. Окончил он это особенное учебное заведение, кстати, с золотой медалью.
     После учебы Грибков работал в штабах Ленинградского, Киевского военных округов, снова в Генштабе, с июня 1965 года командовал армией, а с февраля 1973 года - войсками ЛВО.
     Ярко проявил себя Анатолий Иванович Грибков, генерал армии, на посту начальника штаба Объединенных вооруженных сил государств - участников Варшавского Договора, который занимал более десяти лет - с 1976 по 1988 год.
     У А.И. Грибкова было множество государственных наград, в том числе зарубежных. Но главной наградой для себя он считал саму судьбу, неотделимую от судьбы Отечества, а еще - долгую жизнь, позволившую пропустить через сердце столько событий, что их хватило бы для целого поколения. Скончался Анатолий Иванович 12 февраля 2008 года, совсем немного не дожив до своего 90-летия. Память об этом военачальнике свято хранят потомки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex