Десять лет назад, в марте 1999-го, нам довелось побывать в Петергофе, где тогда завершалась подготовка к открытию Кадетского корпуса Железнодорожных войск РФ. Хлопот тогда было немало. Чего только стоило привести в порядок и приспособить для жизни и учебы кадетов историческое здание, в котором до 1914 г. располагался Лейб-гвардии драгунский полк! Прибавьте к этому формирование преподавательского коллектива, набор сразу двух курсов - в девятый и десятый классы...
Справились. Более того, в первый же год корпус занял первое место среди семи аналогичных учебных заведений, расположенных в Санкт-Петербурге (суворовское военное и нахимовское военно-морское училища, ракетно-артиллерийский, морской, пограничный, военно-космический кадетские корпуса). К слову, эту изначально завоеванную высоту железнодорожный корпус не сдает до сих пор.
С чем подошел к юбилею единственный в России кадетский корпус, готовящий смену для Железнодорожных войск? Если обратиться к статистике, то с 1999 г. в восьми выпусках «путевку в жизнь» получили 379 человек. Из них трое окончили обучение с золотой медалью и двенадцать - с серебряной. Кадеты первых трех наборов уже стали офицерами, служат в Железнодорожных войсках и органах военных сообщений.
Трудом коллектива создана добротная, современная учебно-материальная база. Без преувеличения можно утверждать, что по обустроенности и оснащенности корпусу может позавидовать большинство школ и гимназий.
Но, пожалуй, главный итог - за десятилетие сложился высокопрофессиональный педагогический коллектив. Почти все преподаватели в нем - специалисты высшей и первой категории. Некоторые отмечены почетными знаками, а преподаватель русского языка Анна Петровна Петухина и методист корпуса Лариса Сергеевна Новоселова имеют престижное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Военная составляющая обучения учитывает специфику и принадлежность к Железнодорожным войскам. Помимо обычных для всех суворовских училищ и кадетских корпусов общевойсковых дисциплин, здесь изучаются общий курс железных дорог, искусственные сооружения и техника ЖДВ. С 2006 г. кадетский корпус перешел на новый учебный план, реализующий военно-инженерный профиль обучения. Это означает, что физика и математика изучаются на углубленном уровне, а химия, военно-специальные дисциплины, черчение и инженерная графика - на предпрофильном.
Увы, есть и проблемы. В первую очередь это возникшие сложности с подготовкой воспитанников для учебы в военных вузах и прежде всего в Военно-транспортном университете ЖДВ (ВТУ). Раньше в этот профильный вуз поступали все, кто хотел в нем учиться, и курсантами становились до 90 процентов выпускников. В последнее время показатель заметно снизился. Не потому, что кадеты не хотят в нем учиться - к этому они целенаправленно готовятся во время учебы в корпусе. Основным камнем преткновения становятся единые госэкзамены (ЕГЭ) при неуклонном сокращении набора в ВТУ. Иными словами, любой приехавший из глубинки паренек с весьма смутным представлением о службе в Железнодорожных войсках, но имеющий больший балл ЕГЭ, оставит «за бортом» выпускника-кадета. В то же время не секрет, что система ЕГЭ весьма несовершенна. Притчей во языцех стал тот факт, что, судя по результатам единого госэкзамена, выпускники школ одной из северокавказских республик знают русский язык куда лучше одиннадцатиклассников-петербуржцев! Нонсенс, но его, как говорится, к делу не пришьешь - на бумаге все именно так...
От подобных тенденций не застрахованы и другие военно-учебные заведения довузовской подготовки. Каков путь решения этой общей проблемы? Ведь если ничего не менять, то может потерять смысл вся идея довузовской подготовки юношей как будущей офицерской смены. Значит, надо делать военные вузы более доступными именно для кадетов и суворовцев, упрощать для них процедуру поступления.
При существующей системе есть и другая опасность - желающих стать кадетами может поубавиться. Какой резон три года жить в условиях определенных ограничений и строгой дисциплины? Чтобы просто получить аттестат и иметь призрачную надежду на поступление в военный вуз? Точно такой же шанс может дать обычная школа, гимназия, лицей. Тогда какие же преимущества у кадета перед школьником? Формально - никаких. Вот и получается, что военные вузы несут потери, сопоставимые с численностью поступавших, но не поступивших в них кадетов.
Кстати, о потерях, но несколько иного рода. Даже в тяжелые для страны времена, начиная с 1943 года, когда были созданы суворовские училища, воспитанники имели привилегию ездить в городском транспорте бесплатно. Оно и понятно - откуда у них деньги? Известный закон о монетизации лишил суворовцев, нахимовцев и кадетов такого права. Государство не предусмотрело даже скромной компенсации, какую выделяют курсантам и солдатам! Хотя транспортная льгота важна именно для этой категории. Обидно, находясь в Петербурге - культурной столице России, иметь ограниченную возможность приобщать кадетов к прекрасному. Тем более что сегодня в Кадетском корпусе ЖДВ обучаются ребята из 18 субъектов Федерации (почти половина - из семей военных железнодорожников). Из того же Петродворца, а также Пушкина или Кронштадта (там соответственно располагаются пограничники и моряки) в центр Петербурга не наездишься - дорога накладна. Командование пытается решить проблему на региональном уровне - обращались в правительство города, законодательное собрание. Пока безрезультатно.
Увы, не все власти предержащие обращают внимание на то, что в кадетском корпусе не только дают добротную общеобразовательную и начальную военную подготовку, но одновременно выполняют и социальную функцию. Сюда приходят очень разные ребята, в том числе из малоимущих слоев общества. В частности, до 60 процентов воспитанников - из неполных семей. Кадетский корпус - реальная возможность раскрыть и проявить свои лучшие качества, занять достойное место в жизни. И в этом нужно помогать.
Кстати, социологическое исследование «Портрет современного кадета», проведенное в Петербурге в 2008 году, довольно убедительно показало: кадеты значительно отличаются от своих сверстников из школ дисциплинированностью, самоорганизацией, социальной адаптированностью, ответственностью, способностью справляться с бытовыми трудностями, умением находить выход в различных жизненных ситуациях. Значит, труд командиров и преподавателей не напрасен.
А вот как оценивает прошедшее десятилетие начальник Кадетского корпуса ЖДВ генерал-майор Александр Бычков:
- Как-то после очередного успешного выступления наших ребят на Всероссийском слете кадетских корпусов и кадетских классов в Волгограде педагог из довольно неблизкого к Петербургу региона спросила у них: «Откуда вы такие, бравые?» Услышав ответ и отойдя в сторону, с уважением сообщила коллеге: «Это тот самый, знаменитый железнодорожный!» Да, всего лишь эпизод и частная оценка, из которых наивно было бы делать глубокие и серьезные выводы. Но одновременно это все же и показатель: о корпусе знают далеко за пределами Петербурга, у него заслуженный авторитет. Причем не только среди военных коллег, но и в сфере образование в целом. А что касается итогов, думаю, есть основания считать, что первую десятилетку мы отучились на твердое «хорошо».
На снимке: на открытом занятии.