|
Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». |
Новую неделю Совет Безопасности ООН начал с обсуждения положения в Косово - сербском крае, провозгласившем в феврале прошлого года независимость. Большинство стран - членов ООН самопровозглашенный суверенитет и по сей день не признали. Однако этот факт, похоже, не очень беспокоит Приштину, ей ООН не указ.
На заседании Совбеза был рассмотрен доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, распространенный среди членов совета загодя и соответственно ставший достоянием прессы также за несколько дней до его обсуждения. Документ носит, надо заметить, довольно рутинный характер. Этакая спокойная констатация сложившегося положения в крае, несмотря на то, что он по-прежнему раздвоен по этническому принципу. Время гасит пламя возмущения, усталость от психологического напряжения берет свое, люди приспосабливаются к реальности. Притом что политический антураж в данном случае демонстрирует свой здоровый консерватизм, Белград не собирается протягивать руку примирения албанским сепаратистам, считая насильственно оторванный и «приватизированный» край неотъемлемой частью Сербии. В этом его поддерживают многие, в том числе Москва.
Ситуацию в крае формально контролируют два международных органа: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Миссия Евросоюза. Первая передала часть своих функций второй, на что было согласие властей Сербии и соответствующая одобрительная санкция СБ ООН от 27 ноября 2008 года. Лишь после этого представители Евросоюза приступили к работе в албанских районах Косово, осуществляя там управление в сфере законности, правопорядка и соблюдения прав человека. В то же время в сербских анклавах верховенство останется за МООНК.
Албанские власти тогда выступили (и сейчас выступают) против договоренностей ООН и Сербии, считая, что они нарушают единство Косово. Но им указали на соответствующие статьи в международном праве и на резолюцию СБ ООН 1244, которую пока никто не отменял и которая подтверждает территориальную целостность Сербии и принадлежность ей территории Косово.
Приводя выдержки из доклада Пан Ги Муна, информационные агентства, в частности, приводят ту его часть, в которой генсек констатирует, что позиция албанской стороны создает значительные проблемы для деятельности, а также для процесса интеграции меньшинств в жизнь края. По оценке генсека, многие косовские албанцы считают, что МООНК выполнила свои задачи, а ее дальнейшее присутствие мешает реализации желания Косово действовать в качестве суверенного государства. Пан Ги Мун также указывает на то, что албанские власти Косово в последние месяцы неоднократно заявляли, что «резолюция 1244 утратила свое значение и что с точки зрения права учреждения Косово не обязаны ее соблюдать».
Помимо констатации фактов, свидетельствующих о неуважении албанской стороны к решениям Совета Безопасности ООН, генсек обратил внимание на несоблюдение властями Косово в полной мере прав национальных меньшинств.
В своем докладе Пан Ги Мун также проинформировал членов Совбеза о том, что МООНК ускорила процесс «реконфигурации» и передачи «части функций» Миссии ЕС. В результате в Косово был развернут и действует полицейский контингент Евросоюза численностью 1.045 человек. Сотрудники же полиции МООНК (более полутора тысяч) почти все отправлены на родину или приступили к исполнению обязанностей в составе Миссии Евросоюза. Из 30 россиян, служивших в составе полицейских сил ООН в Косово, согласно данным доклада, остались в крае лишь трое. Еще один офицер служит в подразделении связи военного компонента МООНК.
В завершение напомним, что ровно десять лет назад бомбардировщики НАТО начали наносить удары по Белграду. Это был чудовищный по своей несправедливости момент в послевоенной истории Европы. И он навсегда останется на совести тогдашних руководителей стран альянса.

|