на главную страницу

24 Марта 2009 года

История Отечества

Вторник

ЖИЗНЬ — ВЕЛИКИЙ ИМПРОВИЗАТОР

Беседовал Валерий АСРИЯН.



Народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Центрального академического театра Российской Армии (ЦАТРА) Александр Васильевич Бурдонский хорошо известен в театральном мире. Известен своими многочисленными спектаклями, давно уже снискавшими популярность у самой взыскательной публики. За 37 лет режиссерской работы он осуществил более 30 постановок, причем не только в своем родном театре, куда пришел в 1972 году после окончания ГИТИСа. Спектакли Бурдонского шли на сцене Малого театра, им аплодировали за рубежом - в Японии, Израиле, Гонконге.

     ...Он появился в Театре Советской Армии (именно так именовался в прежние времена нынешний ЦАТРА), когда им руководил народный артист СССР Андрей Попов, и многому научился у этого замечательного актера и режиссера, известного своей высокой требовательностью и пользовавшегося непререкаемым авторитетом у актеров. Бурдонский многое постиг в общении с Поповым, и все же главным своим педагогом считает Марию Осиповну Кнебель, которая опекала молодого режиссера и помогла ему поставить первый спектакль - «Тот, кто получает пощечину» Леонида Андреева. Марию Осиповну (ее отец, Иосиф Михайлович Кнебель, был, между прочим, миллионером, главой крупнейшего издательства дореволюционной России) он называет и в числе тех, кто оказал на него наибольшее влияние в искусстве.
     Наряду с Кнебель это великая русская балерина Галина Сергеевна Уланова и мама Александра Васильевича Бурдонского - Галина Бурдонская. Уланова всегда была своеобразным нравственным камертоном для Александра Васильевича, по которому он постоянно сверял свои режиссерские замыслы, идеи. А мама, привившая сыну любовь к искусству и старательно поддерживавшая и поощрявшая с юных лет его творческие искания, всегда была не только самым заинтересованным зрителем Александра Бурдонского, самой ярой поклонницей его таланта, но и наиболее строгим критиком. Технический редактор по профессии, она неплохо справлялась и с добровольно взятой на себя ролью своеобразного «театрального редактора» Александра Бурдонского, для которого мнение матери, ее оценка всегда имели большое значение.
     Но, разумеется, оценивал работу режиссера Бурдонского прежде всего руководитель театра - Андрей Попов.
     - Он был ярым приверженцем школы Станиславского и Немировича-Данченко и считал ее развитие главным направлением в работе театра, - рассказывает Бурдонский. - Для Попова был важен театр живого человека, и всякую искусственность, манерность, надуманность он отметал, частенько повторяя знаменитую, давно уже ставшую хрестоматийной фразу Станиславского «Не верю!». При Попове Театр Советской Армии был театром высокой культуры, и эту традицию долгие годы удавалось сохранять во многом благодаря мастерству таких замечательных актеров, как Нина Сазонова, Владимир Зельдин, Любовь Добржанская, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Лариса Голубкина, Алина Покровская. К счастью, почти все они еще в строю и продолжают радовать зрителей своим ярким талантом. Например, патриарх нашего театра, его живая история - Владимир Зельдин, которому уже 94 (!) года, играет в моем спектакле «Приглашение в замок», и возраст отнюдь не помеха для этого прекрасного актера, когда-то, 70 лет назад, покорившего сердца миллионов советских кинозрителей исполнением главной роли в популярнейшем фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух».
     Пример ветеранов, их мастерство и отношение к искусству - отличная школа для нашей молодежи. В театре сейчас немало молодых талантливых актеров, с которыми мы связываем большие надежды. Среди них я бы назвал в первую очередь Игоря Марченко, Ольгу Герасимову, Марину Шмаевич, Алексея Захарова. Несомненно, им предстоит еще много работать над собой, многому научиться, чтобы стать по-настоящему большими мастерами сцены.
     - В строю ветераны, есть перспективная молодежь - выходит, у театра все в порядке и он может с оптимизмом смотреть в будущее?
     - С точки зрения творческих перспектив основания для оптимизма есть. Но не забывайте, в какое время мы живем. Каждый театр в нынешних рыночных условиях должен думать сейчас о проблеме выживания. И наш не исключение. Мы переживаем сложный период. Надо выжить, а значит, постоянно думать о сборах, и в то же время сохранить свое лицо, создававшееся десятилетиями, сохранить тот интеллектуальный, творческий уровень, который был задан нашими предшественниками. А сделать это совсем непросто. Театр ныне перестал быть органом жизни, ее необходимым, обязательным, духовным атрибутом, каким был когда-то. Интеллигенция стала меньше ходить в театр, мы потеряли значительную часть своей публики, понимающей и ценящей наши взгляды на искусство. Многим из тех, кто приходит сейчас в театр, нужно просто развлечение, а не искусство. Но потакать таким вкусам - значит разрушать те ценности, на которых мы воспитывались сами и старались воспитывать нашего зрителя. Театр призван созидать, а не разрушать. И, несмотря на все объективные трудности, мы стараемся продолжать идти дорогой созидания. Она, по нашему твердому убеждению, единственно верная. Нынешнее время я бы сравнил с болезнью, через которую непременно надо пройти. Театр испытывает сильное давление, он вообще очень подвержен разным влияниям, и прежде всего влиянию голоса извне. Прислушиваться к этому голосу нужно, но нельзя ни в коем случае позволять ему вести тебя за собой. Свой путь ты выбираешь сам. А если на этом пути возникают трудности, появляются вопросы, на которые трудно сразу найти ответ, следует чаще обращаться к классике. В ней - мудрость жизни, она - источник неисчерпаемого вдохновения для каждого актера и театра в целом. А если нет хорошей драматургии, то плохие пьесы ставить не надо. Псевдоавангард не созидателен. Он уводит в сторону от подлинного искусства.
     - Какие ваши режиссерские работы последних лет кажутся вам наиболее значительными?
     - Каждая работа чем-то памятна, нередко знаменует собой какой-то новый этап в творчестве, так что выделить одну-две постановки крайне сложно. И все же я назову три работы. Это «Дуэль королевы» (о великой Саре Бернар), которая была поставлена на сцене нашего театра в 2001 году, «Васса Железнова», продемонстрированная в 2005 году на английском языке перед зрителями Гонконга, а также пьеса Ибсена «Йон Габриэль Боркман» - ее премьера состоялась в ЦАТРА в конце 2007 года. Пьеса Ибсена примечательна и ценна для меня тем, что все роли в ней исполняли наши молодые актеры - будущее театра. Сейчас работаю над спектаклем «Та, которую не ждут» (с Людмилой Чурсиной в главной роли) испанского драматурга Алехандро Касоны, премьера должна состояться очень скоро - в марте.
     - Александр Васильевич! В беседе с вами невозможно не затронуть сталинскую тему. Ведь вы - внук человека, который три десятилетия стоял во главе Советского Союза, человека, под руководством которого страна достигла невиданного величия и невиданных свершений, победила в Великой Отечественной войне. Что бы там ни говорили противники Сталина, а у него много заслуг перед Родиной. Его достоинства и вклад в победу над фашизмом признавали такие выдающиеся государственные деятели, как Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, Шарль де Голль. Отдавал должное Сталину даже... Александр Керенский.
     - Да, в одном из послевоенных интервью бывший глава Временного правительства, свергнутого большевиками, признал величие своего политического противника. Керенский сказал: «Сталин поднял Россию из пепла. Сделал великой державой. Разгромил Гитлера. Спас Россию и все человечество». Это не значит, конечно, что все в деятельности Сталина заслуживает одобрения. Нет, конечно. Идеализировать его не стоит, так же как, может быть, не стоит взваливать на него всю вину за допущенные ошибки, чем столь усердно занимаются антисталинисты. Одно ясно: Сталин был личностью неоднозначной, и все, совершенное им, требует глубокого, серьезного анализа, который не терпит поверхностности, предвзятости, а тем более злопыхательства. Такие люди, как он, принадлежат истории, она и выносит по прошествии многих лет свой беспристрастный вердикт.
     - Вам приходилось встречаться с дедом?
     - Он был так занят государственными делами, что даже не находил времени встречаться с внуками, а может быть, не испытывал в этом большой потребности. Во всяком случае, деда я видел только издали во время традиционных первомайских и ноябрьских военных парадов на трибуне Мавзолея.
     - Ваш отец - Василий Сталин, по воспоминаниям очевидцев, был отважным летчиком, проявил себя в годы войны...
     - Да, авиация была его стихией. Летать он любил и умел. Впрочем, удивляться здесь нечему. Авиацией очень увлекался сам Иосиф Виссарионович, много сделавший для ее развития, так что это было, можно сказать, семейное увлечение. А, впрочем, в то время в авиацию была влюблена вся наша страна, все мальчишки мечтали походить на легендарного Валерия Чкалова.
     - Ваша мама, Галина Бурдонская, была женой Василия Сталина?
     - Да. Они поженились за полгода до начала войны - 30 декабря 1940 года, а в 1941-м родился я. Прожили вместе они недолго - всего пять лет. Потом разошлись. Правда, официального развода не было. Они так и продолжали считаться мужем и женой. Хотя отец после этого соединил судьбу вначале с дочерью Маршала Советского Союза Семена Тимошенко Екатериной, а потом - с известной советской пловчихой, чемпионкой СССР Капитолиной Васильевой. Надо сказать, что, расставшись с мамой, отец забрал меня с собой, и я вплоть до его ареста в 1953 году жил вместе с ним и только потом, в возрасте 12 лет, переехал к маме. Конечно, судьба отца была трагической. Сперва был вознесен на вершину славы - ему не было и 30 лет, а он уже стал генерал-лейтенантом, командовал авиацией Московского военного округа. А потом - смерть Иосифа Виссарионовича, и для моего отца жизнь по существу заканчивается. Он, между прочим, это предвидел и часто говорил, что живет, пока жив отец, и что его жизнь закончится со смертью Сталина. Человеком отец был одаренным, хотя характер имел сложный и противоречивый, проявлявшийся в разные моменты жизни по-разному. Перестроиться после смерти Сталина, вписаться в новую систему, подстраиваться под новых руководителей страны он не смог бы и не стал бы. Отца своего он очень любил, уважал и был ему беззаветно предан. Поверить в реальность того, что произошло в марте 1953-го, что отец умер своей смертью, он не мог и во всеуслышание говорил, что отца убили, поносил врачей, ругал всех и вся. Именно за это, а не за надуманные злоупотребления его и посадили, чтобы помалкивал и не раздражал нового руководителя КПСС Никиту Хрущева. В последний раз я видел отца в 1961 году перед отъездом его в Казань, которую определили ему местом жительства после выхода из тюрьмы. Выглядел он очень плохо. Его из заключения освободили именно по состоянию здоровья - настолько плохим оно было. А в следующем, 1962 году, 19 марта, он умер в Казани, там же и был похоронен.
     - Похожи ли вы в чем-то на отца?
     - Есть общее в характере. Определенном темпераменте. Но есть и большая разница. У отца была склонность к технике - отсюда любовь к авиации. А во мне сильно поэтическое начало: это, очевидно, по аллилуевской линии. Она-то, вероятно, и привела меня в конце концов в театр.
     - Известно, что Иосиф Сталин очень любил и хорошо знал театр, часто посещал Большой и МХАТ, внимательно следил за театральным репертуаром. Но вряд ли он при всей своей любви к театру мог предположить, что когда-нибудь один из его внуков станет известным в стране театральным режиссером, народным артистом России...
     - Сталин вряд ли мог предположить и многое другое, более существенное и куда более поразительное - то, что его собственного сына, меньше чем через два месяца после смерти отца, упекут за решетку, а его дочь Светлана спустя 14 лет навсегда покинет Родину, что созданная им мощнейшая держава - СССР - исчезнет с политической карты мира. Жизнь полна таких неожиданных поворотов, которые не в силах предугадать даже самый дальновидный политик, и придумывает порой сюжеты, неподвластные фантазии самого изощренного драматурга. В жизни нередко происходит то, чего никогда не увидишь на театральной сцене. Да, жизнь - великий импровизатор.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex