на главную страницу

25 Марта 2009 года

Армия и общество

Среда

С пользой для военного дела

Полковник Александр ЩЕПЕЛЕВ, временно исполняющий должность начальника Управления физической подготовки Вооруженных Сил РФ.



Среди основных задач Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года важное место отводится совершенствованию организации физической культуры и спорта в армии и на флоте.
  Стратегическая цель деятельности Минобороны РФ в этой области заключается в повышении доступности и качества услуг в сфере физической культуры и спорта для военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
  Для достижения этого разработан Стратегический план развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2020 года, который учитывает перспективный облик Вооруженных Сил и утвержденную министром обороны РФ «Концепцию совершенствования физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2016 года».

     Сегодня уровень физической готовности военнослужащих к выполнению боевых задач не соответствует требованиям времени. Молодое пополнение, поступающее в армию и на флот в качестве призывников, не обладает необходимой физической закалкой. Отсутствует, к сожалению, и системное привлечение членов семей военнослужащих, гражданского персонала и граждан, уволенных с военной службы, к укреплению здоровья средствами физической культуры. В итоге мы имеем стабильно высокий уровень заболеваемости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту. Если, к примеру, взять заболеваемость пневмонией, то медики подчеркивают вирусный характер болезни, а специалисты физической культуры и спорта справедливо полагают, что заражению человека вирусом способствует слабый иммунитет.
     Эффективной системы физической подготовки допризывной и призывной молодежи к военной службе в стране пока нет.
     Наша справка. 64% учащихся общеобразовательных школ не занимаются регулярно спортом. Около 7% учеников не посещают уроки физической культуры. Нормативы по физической культуре для выпускников школ значительно ниже, чем требуется от молодого пополнения Вооруженных Сил и для поступления в военно-учебные заведения.
     Услуги в сфере физической культуры и спорта для военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, ветеранов военной службы и членов их семей не всем доступны и не отличаются высоким качеством.
     Наша справка. Квалифицированных специалистов по физической подготовке в Вооруженных Силах явно недостаточно. На воинскую часть предусмотрен лишь один начальник физической подготовки и спорта, а пропускная способность спортивных сооружений частей не рассчитана на то, чтобы сделать доступными регулярные занятия физическими упражнениями для гражданского персонала, ветеранов военной службы и членов их семей.
     Учебно-материальная база физической подготовки в Вооруженных Силах требует серьезного совершенствования. Следует признать малоэффективной и пропаганду здорового образа жизни.
     Вместе с тем сегодня имеются все возможности для существенного повышения уровня физической культуры и развития спорта в Вооруженных Силах. Важно, чтобы эти вопросы стали приоритетными не только для государства, но и для командования частей, всех военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил.
     Стратегический план предусматривает реализацию конкретных мероприятий в три этапа.
     Первый этап — 2008—2012 годы, второй — 2013—2017 годы и
     третий — 2018—2020 годы.
     В их основу положены основные показатели экономического развития страны, этапы реформирования Вооруженных Сил и планируемые объемы бюджетных ассигнований.
     В целях реализации Стратегического плана необходимо:
     — ввести новое Наставление по физической подготовке и впервые — Руководство по физической подготовке в видах и родах войск Вооруженных Сил (Наставление определяет правовые, организационные, методические, экономические, материально-технические основы физической подготовки в Вооруженных Силах РФ. Руководство раскрывает особенности организации и проведения различных форм физической подготовки в воинских частях и подразделениях с учетом особенностей их военно-профессиональной деятельности);
     — увеличить время для занятий физической подготовкой военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 5 часов в неделю — по 1 часу ежедневно в регламенте служебного времени.
     Это будет способствовать повышению устойчивости организма офицеров и солдат к воздействию неблагоприятных факторов военной службы, воспитанию психической устойчивости.
     (В Концепции ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на период 2006—2015 годов» отмечается, что люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, имеют в 2 раза меньше заболеваний органов пищеварения, в 2,5 раза реже заболевают гипертонической болезнью, в 2 раза реже — гриппом, чем те, кто далек от спорта. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2—3 раза реже отсутствуют на работе по состоянию здоровья.);
     — для повышения мотивации к занятиям физической подготовкой предусмотрено введение как мер материального стимулирования, так и ответственности за уровень физической подготовленности;
     Наша справка. Проверка Наставления на практике подтверждает, что введение мер материального стимулирования за высокий уровень физической подготовленности становится мощным стимулом для военнослужащих и позволяет в сжатые сроки уже на первом этапе значительно поднять уровень физической подготовки в армии и на флоте.
     — повышению эффективности системы физической подготовки будет способствовать создание новой нормативно-правовой базы с учетом боевого опыта Вооруженных Сил и опыта армий иностранных государств;
     — с целью укрепления кадрового потенциала в процессе придания нового облика Вооруженным Силам в войсковом звене предусмотрено введение должностей инструкторов по физической подготовке. Разумеется, в соответствии со спецификой предназначения. Это позволит проводить все занятия по физической подготовке с военнослужащими при участии квалифицированных специалистов, а во внеслужебное время оказывать услуги в сфере физической культуры и спорта лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, ветеранам военной службы и членам их семей.
     Подготовка инструкторов планируется на базе Военного института физической культуры (г. Санкт-Петербург) в системе среднего профессионального образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев. При этом будет сделан упор на внедрение современных образовательных технологий, значительное увеличение доли практических занятий и тренингов. В образовательных программах особое внимание будет уделено развитию творческих способностей и профессиональной компетентности, умению эффективно применять полученные знания, предметно решать проблемы в процессе практической деятельности.
     Необходимо подчеркнуть, что Военный институт физической культуры — единственное аккредитованное высшее учебное заведение Российской Федерации, готовящее специалистов по физической подготовке для Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны и Внутренних войск МВД, а также для армий зарубежных государств.
     С целью формирования практических навыков у инструкторов планируется создание центра специальной физической подготовки и выживания при ВИФК с местом расположения в пос. Токсово (база СКА ЛВО), а также филиалов центра — подготовки спортсменов в г. Кисловодске, на базе активного отдыха Минобороны РФ в пос. Терскол (Кабардино-Балкария) и центра военно-прикладных видов спорта (г. Истра Московской области).
     Центр создается с целью подготовки к выполнению специальных задач в различных климатогеографических зонах, а также формирования психологической и физической готовности к действиям в экстремальных условиях и выживанию на воде и в горной местности.
     Предлагается переформирование спортивных клубов Вооруженных Сил и создание на их базе физкультурно-оздоровительных центров с приданием им правового статуса федерального государственного учреждения. На них будут возложены задачи по организации физической подготовки военнослужащих, обеспечению подготовки допризывной и призывной молодежи, созданию условий военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу для занятий физическими упражнениями и активного отдыха; организации работы детско-юношеских спортивных школ.
     Предлагается переход к строительству модульных многофункциональных спортивных сооружений двойного назначения с пропускной способностью 100, 300, 500 человек (из расчета на батальон — бригаду) для организации физической подготовки военнослужащих и создания условий членам их семей, гражданскому персоналу для занятий физическими упражнениями и активного отдыха.
     Помимо совершенствования учебно-материальной базы, выделен ряд других приоритетных направлений.
     Для военнослужащих:
     — введение механизмов стимулирования и ответственности за личную физическую подготовленность. В этом плане используется опыт зарубежных армий (так, по данным печати, в армии США ежегодно за невыполнение нормативов по физической подготовке увольняют более 800 человек);
     — введение новой нормативной базы, повышающей требования к уровню физической подготовленности и обеспечивающей дифференцированный подход к военнослужащим в соответствии с их профессионально-должностным предназначением;
     — увеличение количества часов на занятия физической подготовкой;
     — укрепление кадрового потенциала специалистов физической подготовки;
     — внедрение современных инновационных тренировочных программ, позволяющих организовать физическую тренировку военнослужащих с учетом возраста, пола и уровня персональной подготовленности.
     Реализация этих мероприятий позволит увеличить долю военнослужащих, сдавших нормативы по физической подготовке на хорошо и отлично, до уровня 90% и более.
     Для лиц допризывного и призывного возраста:
     — усиление требований (разработанных совместно с ГВМУ и 5-м упр. ГУК) к отбору кандидатов для учебы в высших военно-учебных заведениях, суворовских военных училищах и кадетских корпусах;
     — организация совместно с федеральными органами исполнительной власти всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возраста к военной службе.
     Для членов семей военнослужащих, гражданского персонала и граждан, уволенных с военной службы:
     — увеличение массовости физкультурных мероприятий за счет предоставления возможности заниматься на объектах учебно-материальной базы воинских частей, военно-учебных заведений и организаций Минобороны РФ;
     — обеспечение индивидуальной направленности физкультурных мероприятий за счет максимального расширения культивируемых и развиваемых видов спорта в Вооруженных Силах;
     — создание системы спортивных соревнований для всех категорий граждан в соответствии с их возрастом и уровнем подготовленности.
     В результате реализации Стратегического плана ожидается поэтапное повышение:
     — доли военнослужащих, занимающихся в свободное от военной службы время физической культурой и спортом, с 5% до 100%;
     — доли военнослужащих, сдавших нормативы по физической подготовке на хорошо и отлично, с 30% до 90%;
     — доли военнослужащих, имеющих спортивный разряд, с 10% до 50%;
     — доли обеспеченности воинских частей, вузов Министерства обороны спортивными объектами и имуществом, оборудованием и инвентарем с 40% до 100%;
     — доли спортивных объектов, обеспеченных спортивным имуществом, оборудованием и инвентарем, с 40% до 100%;
     — удовлетворенности всех целевых категорий доступностью и качеством услуг в сфере физической культуры и спорта в Вооруженных Силах с 30% до 90%.
     В результате реализации Стратегического плана будут обеспечены:
     необходимый уровень физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением;
     эффективное функционирование системы физической подготовки военнослужащих в новом облике Вооруженных Сил;
     повышение качества спортивно-массовой работы в воинских частях и военно-учебных заведениях;
     увеличение количества квалифицированных специалистов по физической подготовке в частях и военно-учебных заведениях;
     организация содержательного досуга военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, приобщение их к здоровому образу жизни;
     создание эффективной нормативной, правовой, научно-методической и информационной базы физической подготовки в Вооруженных Силах;
     необходимый уровень физической подготовленности молодого пополнения Вооруженных Сил.
     Полная реализация Стратегического плана развития физической культуры и спорта позволит Вооруженным Силам Российской Федерации войти в пятерку лучших армий мира по направлению «Физическая культура и спорт».
     Учитывая, что Стратегический план рассчитан на длительное время, предусмотрена возможность его корректировки на каждом из этапов. Проработано взаимодействие с Главным военно-медицинским управлением Минобороны РФ в области медицинской реабилитации военнослужащих. Определены механизмы управления и мониторинга плана, контроля за достижением стратегической цели и решением задач. Для этого в органах военного управления созданы специальные рабочие группы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex