на главную страницу

25 Марта 2009 года

Армия и общество

Среда

Год службы. Первый опыт

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     
Предвидя ситуацию

     Еще до решения на государственном уровне о переводе военнослужащих по призыву на годичный срок службы у меня состоялась беседа с командиром флагмана ЧФ ГРКР «Москва» гвардии капитаном 1 ранга Игорем Смоляком на эту тему. Тогда он назвал надвигавшуюся проблему одной из самых серьезных, по-настоящему волнующих всех командиров кораблей. Получается, едва обучишь матроса, а ему уже увольняться пора. В связи с этим вставал вопрос о максимальном ускорении становления молодых матросов, дабы увеличить их КПД на кораблях.
     «Это серьезное испытание для всех командиров», - предвидел ситуацию хозяин ходового мостика флагмана ЧФ.
     Понимало это и руководство флота. И не сидело сложа руки, а искало все возможные пути скорейшего становления молодых матросов. Был предпринят ряд мер. Об одной из них, например, сказал командующий ЧФ вице-адмирал Александр Клецков, отвечая на вопрос журналистов во время проводов ГРКР «Москва» в Средиземное море, в Мессину:
     «Раньше военные моряки служили три года. Теперь перешли на годичную службу. Можно ли за этот короткий срок стать настоящим моряком? Моряком можно стать всегда, особенно, если с детства мечтаешь об этом, - резюмировал командующий, - трудно за короткий срок приобрести прочные навыки в обслуживании сложной боевой техники и оружия. Флот приобрел определенный опыт подготовки моряков при переходе с двухгодичного на полуторагодичный срок службы, получил определенный методический опыт. Сейчас в связи с переходом на годичный срок службы мы ушли от подготовки моряков некоторых специальностей в учебных отрядах, сократили время пребывания молодых воинов во флотском экипаже...
     Сейчас вчерашние призывники максимально быстро попадают на боевые корабли, где их обучение проходит на действующей технике и оружии, в реальных условиях их эксплуатации».
     
Мы знаем: время растяжимо

     Действительно, заместитель командира флотского экипажа по воспитательной работе капитан 2 ранга Павел Хараев подтвердил, что нынешний призыв на годичную службу и становление призывников стали намного динамичнее прежних. И как тут не вспомнить слова поэта:
     Мы знаем: время растяжимо,
     Оно зависит от того,
     Какого рода содержимым
     Вы наполняете его.

     - Раньше матросов для береговых частей мы готовили в течение 30 суток, - говорит офицер, - и 45 суток для службы на надводных кораблях. Это так называемый курс молодого бойца, второй вид подготовки. Сейчас программа общевойсковой подготовки составляет всего две недели. Мы не задерживали людей во флотском экипаже. «Конвейер» работал четко и безостановочно, учитывая буквально каждый день. Достаточно сказать, что в этом наборе пять групп новобранцев приняли военную присягу, чего не было ранее.
     Конечно, это хлопотно. Но зато теперь молодежь не скапливается в экипаже, поджидая прибытия очередной партии призывников, а готовится «порционно», по мере их поступления. Прибыла партия, сразу «включается таймер». Как говорят, время пошло. Приняли присягу - и сразу на корабли. Дорог каждый день. Сегодня неизмеримо возросла цена учебного времени. Это понимают во флотском экипаже.
     Я был свидетелем, когда два десятка моряков отправлялись с Минной стенки на корабли дивизии. В ожидании катера они получили разрешение на короткий перекур. Кто-то затянулся сигаретой, кто-то подошел к военторговскому ларьку. Перекур длился недолго. Офицер, сопровождавший молодых матросов, воспользовался паузой и начал рассказывать им об истории и традициях основного корабельного соединения ЧФ. Они внимательно слушали.
     Время скоротечно. Времени на раскачку нет. Дорог не только каждый день службы, но и каждый час. И кто как не офицеры лучше других понимают это. Потому и стараются по максимуму насытить время службы моряков. С самого первого дня их пребывания в соединении. К этому добавлю, что изменилось и время обучения в учебном отряде. Если раньше в школе водолазов, например, было два срока обучения: 5 и 7 месяцев (второй для водолазов-глубоководников), то теперь только пять. И тут важно отметить, что год по призыву - это своего рода «пристрелка» для службы по контракту. За это время матрос получает некий фундамент знаний и опыта, который в последующем может наращивать уже в качестве профессионала. Года вполне достаточно, чтобы определиться с последующим жизненным выбором. Кстати, сейчас в связи с общемировым финансовым кризисом, который основательно коснулся и России, при росте числа безработных довольно многие изъявляют желание служить по контракту.
     
Неиспользованные резервы

     Сокращенные сроки службы выдвигают к матросам повышенные требования. Очень хорошо, когда призывник приходит на флот, уже имея специальность, полученную в РОСТО. Причем не на бумажке, не формально, а реально.
     - Повысилось ли качество подготовки в РОСТО в связи с переходом на годичную службу? - интересуюсь у офицера управления боевой подготовки ЧФ подполковника Сергея Шатова, курирующего этот вопрос.
     - К сожалению, нет, — констатирует Сергей Александрович, - такого улучшения мы не наблюдаем. Все осталось на прежнем и порой невысоком уровне...
     Впрочем, это тема отдельного разговора, и вопрос сей не в компетенции флота. Думается, здесь таится немалый резерв для повышения профессионального уровня молодых воинов.
     
Спасибо шефам

     А вот неформальные и прочные шефские связи, установленные кораблями, соединениями и частями с различными городами и регионами России, - действительно важная составная скорейшего становления молодых воинов. Ведь это изначальный отбор людей, пресловутого «человеческого материала», который в итоге и определяет успех любого дела, настрой и сплоченность коллектива, его профессионализм.
     Когда капитан 2 ранга Ханаев стал называть регионы России, которые пополняют ЧФ, я вспоминал корабли и воинские части, имеющие шефов. А таких - подавляющее большинство. Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край, Республика Саха (Якутия), Башкирия, Мордовия, Самара, Белгород, Тамбов, Астрахань, Тюмень... Это ведь не только моральная и материальная поддержка воинских коллективов. Это серьезный отбор людей. Связь с военкоматами названных регионов весьма положительно сказывается на формировании экипажей кораблей и судов, насыщает их дисциплинированными, грамотными специалистами, нередко с высшим, незаконченным высшим или среднетехническим образованием.
     Причем такая связь взаимовыгодна, поскольку регионы после окончания службы моряков по призыву получают хорошие, окрепшие морально и физически профессионально подготовленные кадры.
     
Каждой специальности — отдельный класс

     Конечно, профессиональное становление молодых матросов в значительной степени зависит от уровня занятий и тренировок по специальности.
     Ну а что в этом плане сделано во флотском учебном центре, который замыкается на управление боевой подготовки и где учатся экипажи боевых надводных кораблей и вспомогательных судов флота?
     Оказывается, в «кузнице» боевого мастерства тоже не сидели сложа руки. Как сообщил временно исполняющий обязанности начальника учебного центра ЧФ капитан 3 ранга Иван Быков, здесь дополнительно оборудовано несколько учебных кабинетов. Теперь они есть по всем основным военно-учетным специальностям (ВУС). Скажем, раньше в одном кабинете обучали специалистов БЧ-3, то есть минеров и торпедистов. Оружие у них, понятно, разное. Сейчас оборудовали два кабинета: минного и торпедного вооружения. И в этом заслуга старшего мичмана Дмитрия Инкалева, который вот уже шесть лет служит в учебном центре.
     Такая же дифференциация коснулась и других вус. Понятно, сколь разнообразно ракетно-артиллерийское вооружение кораблей. Используются совершенно разные комплексы и артиллерийские установки. Теперь для ракетчиков оборудовали три отдельных класса. Это стало возможным благодаря тому, что учебный центр получил в свое распоряжение три ракетные установки, которые были выведены из боевого состава после списания выслуживших свой срок кораблей. Сейчас в учебном центре думают над тем, как усовершенствовать класс артиллерийской подготовки.
     Ныне учебный центр располагает пятью классами для обучения специалистов радиотехнической службы, шестью классами для подготовки специалистов электромеханической службы. Есть отдельные кабинеты для связистов, сигнальщиков. В этом заслуга старшего мичмана Александра Долгих, который многие годы отдал службе в соединении надводных кораблей ЧФ.
     Такая дифференциация, понятно, идет на пользу обучаемым, ибо позволяет максимально конкретизировать подготовку специалистов. Она важна еще и потому, что обеспечивает наглядность и безопасность обучения. А еще - экономичность. Ведь одно дело - в учебных целях эксплуатировать боевую технику, имеющую, понятно, свой ограниченный ресурс, и другое дело - учебная техника. К тому же начальники кабинетов, как правило, обладают большим практическим опытом, полученным на кораблях, и методическим мастерством, приобретенным в учебном центре, которым уже не первый год руководит в прошлом корабельный офицер капитан 2 ранга Владимир Федорчук.
     
Новые «годичники» в строю

     ...Во время недавних проводов ГРКР «Москва» на боевую службу в Средиземное море командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Клецков отметил, что наряду с важной международной миссией (неофициальный визит в итальянский порт Мессина) экипажу крейсера предстоит решать и обычные для боевой службы задачи. Это изучение и обслуживание своего заведования, несение ходовых вахт у работающих механизмов, приобретение практического опыта. Это самое что ни на есть быстрое становление молодых матросов.
     Море, дальние походы - это лучшая школа профессионального мастерства. Сначала под присмотром и контролем младших командиров, старших товарищей, а затем самостоятельно начинают молодые матросы обслуживать материальную часть.
     ГРКР «Москва», как заверял на торжественном митинге в первый день похода его командир гвардии капитан 1 ранга Игорь Смоляк командование флота и его ветеранов, с честью выполнит поставленную перед ним задачу. И флагман флота действительно достойно представил Андреевский флаг как на просторах Средиземного моря, так и в ходе визита в итальянский порт Мессина. 103 молодых матроса в самом начале похода были посвящены в гвардейцы, дав клятву высоко нести честь и достоинство моряка-гвардейца. Дальний поход оказался очень эффективен и насыщен боевой учебой и потому стал важной вехой для становления молодых матросов. Прошло двустороннее учение между нашим крейсером и новейшим эсминцем УРО ВМС Италии «Андреа Дориа». Целый ряд задач крейсер выполнил в одиночном плавании.
     Уже за этот сравнительно непродолжительный период боевой службы молодые воины стали полноправными членами экипажа, получили допуск к самостоятельному несению вахт и обслуживанию своего заведования. В числе лучших заместитель командира крейсера по воспитательной работе гвардии капитан 2 ранга Сергей Соломаха отметил гвардии матросов сигнальщика Кирилла Овчинникова, старшего комендора Айзора Шуйханова и электрика сильного тока Тимофея Савченко. Эти матросы быстрее других сдали зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию своего заведования и внесли свою лепту в успешное решение всех поставленных перед экипажем задач.
     Конечно, молодым матросам еще предстоит многое сделать для того, чтобы стать настоящими специалистами. Но начало положено. На флагмане флота не ропщут на укороченные сроки службы по призыву. Здесь ищут и находят пути быстрейшего становления новичков в боевой строй.
     На снимке: молодые матросы из дивизии надводных кораблей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex