на главную страницу

25 Марта 2009 года

Армия и общество

Среда

Капитальный подход

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».



Кому доверить ремонт своего авто? Все автолюбители рано или поздно задаются этим вопросом. И как выясняется в большинстве случаев, выбор не очень-то велик: либо вы на свой страх и риск посетите автомастерскую «У дяди Васи», либо гарантированно понесете немалые расходы у официального дилера, либо, в крайнем случае, сами на время станете «мастером». А есть ли возможность значительно сократить расходы на ремонт, не затрачивая лишних сил и времени, получив при этом качественное техническое обслуживание автомобиля? Министерству обороны удалось найти достойное решение этой проблемы, создав «Специализированный технический центр по ремонту и обслуживанию автомобильной техники».
  Сегодня возможности специализированного автотехцентра не только позволяют обслуживать парк отечественных и иностранных легковых автомобилей силовых ведомств в Московском регионе, но и работать с частными и юридическими лицами на выгодных для них условиях. Причем на каждый автомобиль заключается индивидуальный договор. Но обо всем по порядку.

     Как автовладельцу, мне не терпелось воочию убедиться в уникальных возможностях предприятия и самому расспросить о деталях директора центра. Путь по московским меркам лежал неблизкий: с северо-запада столицы на юг. Однако плутать не пришлось, техцентр выгодно расположился в черте города, буквально в ста метрах от Каширского шоссе неподалеку от его пересечения с 24-м километром МКАД. Удачно выбрано место еще и потому, что в непосредственной близости от центра в ближайшее время начнется строительство жилого фонда для военнослужащих.
     При въезде в глаза сразу же бросился размах ремонтных работ и строительства на территории техцентра. Целый комплекс свежих, только что после капитального ремонта зданий представлял собой продуманную инфраструктуру настоящего «авторемграда».
     - Мы постарались реализовать необычный для большинства автомастерских замысел. Изначально заложили идею, что это будет не просто центр по ремонту и обслуживанию. Заботились, чтобы здесь можно было получить все те услуги, которые только могут быть оказаны автомобилю, начиная от мойки и химчистки и заканчивая кузовными и слесарными работами. Не должно остаться ни одной операции с автомобилем, которую мы не могли бы произвести, - амбициозно подчеркнул директор центра Марат Мкртычан.
     Слова на поверку оказались не лишены весомых оснований. Большой цех техобслуживания, мойки, сварочно-кузовной цех, бокс для представительских автомобилей, специализированный цех для обслуживания автомобилей повышенной проходимости, чуть дальше - покрасочный цех... Экскурсия по производственным площадям вполне оправдала ожидания. Инфраструктура и инженерия центра спроектированы и построены с учетом всех современных норм и требований: автоматические резервные системы, пневмолинии, приточно-вытяжная вентиляция, система кондиционирования воздуха, очистные сооружения, даже своя котельная и подстанция. Все здания здесь капитально отремонтированы с учетом самых строгих требований.
     ЕЩЕ нетронутые цеха, участки и посты, предназначенные для работ на всех этапах технологического цикла, оснащены новейшим оборудованием и инструментами. Подъемники в огромном зале планового техобслуживания на десятки машиномест стоят еще в пленке, ожидая своего часа. Самый ответственный участок кузовного ремонта - участок растяжки аварийных автомобилей оснащен по последнему слову техники. В свою очередь, покрасочный цех радует суперсовременными покрасочно-сушильными камерами с перспективой применения красок на водной основе (а это уже евростандарт).
     - Здесь воплощены все современные технологии ремонтно-технического обслуживания автомобилей. Оборудование совершенно новое, импортное. Точно такое же находится в официальных сервисных центрах ведущих зарубежных автомобильных марок, - подчеркивает ощутимые преимущества своего заведования главный инженер центра Сергей Богинский. - Все это специально подбирали, организовывали. Сюда вложен колоссальный труд. Специализированного центра такого масштаба нет ни в одной другой силовой структуре.
     
Наша справка

     Федеральное государственное унитарное предприятие «Специализированный технический центр по ремонту и обслуживанию автомобильной техники» Минобороны России создан распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2006 года. Уже с декабря 2008 года предприятие начало работу. Годовая производственная мощность техцентра позволяет производить порядка 4,5 тысячи плановых технических обслуживаний автомобилей и 850 ремонтов по факту технических неисправностей, в том числе и аварийного восстановления. Одновременно на производстве может находиться от 60 до 80 автомобилей.
     Основное направление деятельности специализированного техцентра - сервисное техническое обслуживание и ремонт автомобильного парка Минобороны на территории Москвы и области. Однако широкий спектр возможностей и огромный потенциал предприятия позволяют оказывать услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей как физических, так и юридических лиц на договорной основе. Кроме того, предприятие дает гарантию на все выполняемые работы и устанавливаемые запчасти
.
     Начало было положено еще в 2004 году, когда на основе авторемонтной базы Минобороны создавался современный автотехцентр: строились производственные помещения, производился капитальный ремонт. Сложнее всего было, как признается директор центра Марат Мкртычан, выработать сам алгоритм, подходы в организации предприятия. Это постоянный поиск, консультации и переговоры по вопросам качества и надежности оборудования, его применению конкретно к тем или иным маркам автомобилей, ко всей технологии производства. Но то, что было заложено еще тогда, становится востребованным сегодня.
     - Не осталось практически ни одного крупного официального дилера в Москве, с представителями которого мы бы не встречались: работали с руководством, начальниками производств. У каждого узнавали, в чем преимущества и недостатки того или иного подхода, - вспоминает руководитель центра Марат Мехтарович. - Все это оценивали, анализировали, выбирая самое передовое и оптимальное. Уже на тот момент мы осознавали потребности недалекого будущего и предусмотрительно заложили все это в нашем центре.
     Для того чтобы обеспечить автомобилю полноценный жизненный цикл, необходима профилактика. Положено после каждых 10-15 тысяч пробега проводить плановое ТО - эти требования необходимо соблюдать. Поэтому основной акцент в автотехцентре сделали на плановом техническом обслуживании. Кроме того, отдельной строкой предусмотрен ремонт аварийных автомобилей. Стоит заметить, что плановое техническое обслуживание по силам многим сервисным центрам. Например, в воинских частях его проводят самостоятельно. Но с этим связаны определенные проблемы: хранение и утилизация отработанных деталей, расходных материалов. А вот восстановление аварийных автомобилей для многих недоступно в таких объемах. В то время как это весьма серьезная ниша.
     Сварочно-кузовные работы - это прежде всего дорогостоящее оборудование, множество металла, большая разномарочность, практически индивидуальный подход к каждому автомобилю. К тому же не на всех территориях разрешено производить данные ремонтные работы: как по экологическим, так и по экономическим соображениям.
     В то же время ремонт аварийных автомобилей - это возврат бюджетных средств. Огромные суммы тратятся на страхование автомобилей, тем более что все автомобили в Министерстве обороны России страхуются по системе КАСКО. И если ремонт производить у сторонней компании, то и деньги уходят ей. Если же ремонт проводится на собственном предприятии, то средства возвращаются на расчетный счет министерства. Только за декабрь 2008 года Минобороны было оказано услуг на 600 тыс. рублей, что составляет восстановление порядка 50-60 машин. Притом что центр, как унитарное предприятие, в состоянии заключать прямые договоры с воинскими частями, что значительно упрощает юридические и финансовые процедуры.
     - Создавая это предприятие, мы все время шли с опережением. Та система автотехнического обеспечения, которая до недавнего времени существовала в Вооруженных Силах, морально устарела и уже не отвечает современным задачам и требованиям. Сама жизнь подтолкнула к тому, что без специализированных центров просто не обойтись, - рассуждает руководитель техцентра. - Приоритетной идеей Оборонсервиса как раз и является создание специализированных центров. Задача в том и состоит, чтобы Минобороны в конечном итоге не лишилось базового ресурса по ремонту и содержанию парка автомобильной техники.
     Сегодня в Московском регионе деятельность центрального аппарата Вооруженных Сил РФ, а также частей и организаций центрального подчинения обеспечивает автомобильный парк более чем из 3 тысяч легковых автомобилей. Как и раньше, в большинстве случаев техническое обслуживание и ремонт машин производились в ремонтных подразделениях воинских частей, которые зачастую укомплектованы военнослужащими по призыву. А это, согласитесь, не может не сказываться на качестве обслуживания и восстановительных работ. При этом шло плановое централизованное снабжение запасными частями. То есть кроме расходных запасных частей, в наличии у ремонтников ничего не было: склады были забиты запчастями, которые могли годами не использоваться. Что же касается капремонта, то он, по данным Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, не всегда оказывается экономически эффективным.
     - Понимая все это, мы росли и совершенствовались. Если бы этим не занимались, то, как и многие воинские части, подразделения, которые занимаются ремонтом автомобильной техники, просто стали бы балластом для Министерства обороны, - высказал свое мнение руководитель автотехцентра. - Преимущество специализированного центра прежде всего в том, что за счет фондов предприятия мы можем развивать собственную базу, минимизируя издержки и затраты. Наша задача - не в извлечении сверхприбыли, а в том, чтобы полученную прибыль направлять на снижение себестоимости наших услуг. Поэтому в вопросах ценовой политики нам вряд ли кто-то сможет противостоять.
     СЕГОДНЯ «Специализированный центр по ремонту и обслуживанию автомобильной техники» Минобороны может позволить себе высокое качество обслуживания по доступным ценам. Например, нормо-час для автомобилей отечественного производства обойдется в 350 рублей, для иномарок - 600. Вы спросите, почему так мало? Затраты любого предприятия включают множество различных составляющих, в том числе расходы на аренду земли, производственных площадей, электроэнергию и многое другое. Затраты автотехцентра меньше по сравнению с другими, поскольку воду, тепло и энергию не приходится покупать у третьих лиц. И естественно, есть все условия, чтобы выстраивать разумную ценовую политику. К тому же по сравнению с официальными дилерами и сервис-центрами предприятие независимо может регулировать цены для различных категорий клиентов.
     - Вырученные нами средства мы опять пустим на совершенствование производства и, как следствие, на уменьшение стоимости ремонта. Мы готовы постоянно ее уменьшать, чтобы доказать свою необходимость, - убежден руководитель центра.
     На сегодняшний день штат предприятия - это 40 специалистов, которые имеют за плечами 15-20-летний опыт работы. Порядка 20 из них имеют высшее техническое образование. В ближайшем будущем планируется довести штатную численность центра до 150-200 сотрудников.
     - Специалисты нашего центра по уровню знаний и подготовки не уступают, а в некоторых вопросах и превосходят персонал официальных дилерских станций, - отмечает главный инженер Сергей Богинский.
     Разберемся, в чем отличие ремонтных работ в дилерском центре. Прежде всего, там никто не заинтересован в восстановлении автомобиля по низкой цене. Принцип такой: что-то сломалось - проще заменить, чем искать истинную причину поломки и ремонтировать. В то время как задача специализированного центра - в снижении расходной части. Соответственно нужны мастера, которые в состоянии разобраться, как произвести ремонт с минимальными затратами.
     - К каждой машине у нас индивидуальный подход. Мы можем задействовать столько мастеров, сколько требуется, чтобы обеспечить максимально жесткий контроль качества и низкий уровень затрат, - объясняет руководитель центра Марат Мкртычан.
     Не меньшее внимание, по мнению директора специализированного автотехцентра, должно быть уделено работе с клиентами. Разве при небольших деньгах автовладелец не заслуживает уважительного отношения и профессионального обслуживания? Разве нельзя освободить его от ожидания ремонта в недельных очередях?
     - Мы уделяем особое внимание офицерам, которые служат в Москве или Московской области. Для водителя у нас предусмотрена альтернативная подборка запчастей, в том числе и неоригинальных, если с согласия клиента это прописано в договоре. В то время как официальный дилер фактически не занимается ремонтом деталей - ему это просто не выгодно, - поясняет директор центра.
     При организации специализированного автотехцентра стремились уйти от шаблонов, найти золотую середину между ценами и качеством ремонтных работ. В ближайшей перспективе центра - расширение спектра сервисного обслуживания автомобилей на уровне официальных представителей ведущих автомобильных марок, создание гибкой системы скидок для различных категорий клиентов. В частности, планируется, что для офицерского сегмента, который должен составить не менее 15 процентов клиентской базы, будут предусмотрены особые условия обслуживания.
     В дальнейшем, основываясь на опыте этого специализированного центра, планируется создавать аналогичные филиалы в крупных региональных центрах, где дислоцированы штабы округов и где высока концентрация легковых автомашин. Еще многое предстоит сделать на этом пути, но все это - лишь вопрос времени, уверен директор автотехцентра Марат Мкртычан. Важно, что начало положено и что оно обнадеживает.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex