на главную страницу

25 Марта 2009 года

История Отечества

Среда

Преодоление

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     В самом центре Москвы, на Тверской, в доме № 14, расположился Государственный музей - гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского.
     По нынешним временам музей - понятие сложное и многоликое. Человечество пришло к пониманию, что сохранять и экспонировать нужно не только предметы, по тем или иным причинам представляющие ценность для него, но и характерное для них окружение, некую историко-культурную, природную, социальную среду, которые и определяют ее. В принципе основная функция музея - образовывать и воспитывать. И в этом смысле музей Островского уникален. Само его здание, памятник архитектуры и истории XVIII-XX веков, по праву украшает главную улицу столицы. И это несмотря на то, что оно неоднократно перестраивалось. Построил его в конце XVIII века великий русский зодчий Матвей Казаков для вдовы статс-секретаря Екатерины II Екатерины Ивановны Козицкой. Более двух столетий с судьбой дома связаны имена многих замечательных наших соотечественников. 20-е годы XIX века стали для него особо памятными. Тогда в его стенах жила одна из выдающихся женщин России того времени княгиня Зинаида Александровна Волконская. Человек необычайно талантливый от природы, она устраивала у себя еженедельные литературно-музыкальные вечера (салоны), которые посещали знаменитейшие из ее современников: поэты, писатели, музыканты, художники, композиторы, историки, дипломаты, профессора Московского университета. Здесь бывали Пушкин и Вяземский, Баратынский и Языков, Дельвиг и Кюхельбекер, Мицкевич, Алябьев, Тютчев, братья Киреевские... Это имена, вошедшие в историю отечественной культуры.
     В конце XIX века дом приобретает известный купец - миллионер Елисеев. Он отвел большую часть дома под магазин, прославившийся великолепием своего интерьера. Он и поныне сохранился здесь, так и сохранивший название по имени своего прежнего хозяина - «Елисеевский». А вот другую часть дома заняли меблированные комнаты. Здесь, пока перестраивалось здание, тогда собиралась труппа Московского художественного театра. В сдаваемых комнатах неоднократно останавливался Горький, здесь он читал свою пьесу «На дне», здесь пели Шаляпин и Собинов... С 1918 года часть дома начинает использоваться под квартиры. И в 1935 - 1936 годах в одной из них как раз жил и работал писатель Николай Островский, к тому времени уже всемирно известный автор романа «Как закалялась сталь». В этом доме он завершил и свой роман «Рожденные бурей».
     В 1940 году, через несколько лет после смерти писателя, его квартира стала мемориальным музеем. В годы Великой Отечественной войны фонды музея были эвакуированы. Но работа его не прекращалась. Сюда все равно приходили люди, особенно солдаты и командиры, которым предстояла отправка на передовую. Работники музея выезжали на фронт на специально оборудованной агитмашине, превращенной в музей на колесах. В 1943 году музей возобновил работу, его первыми посетителями стали фронтовики. О том, какой популярностью в те «сороковые-роковые, свинцовые-пороховые» пользовалась книга «Как закалялась сталь», можно узнать из экспозиции современного музея.
     Уже в первые годы своей работы в музее стала собираться информация о людях с ограниченными возможностями здоровья, которым пример Островского помог вырваться из «железного кольца» несчастий, обрести волю по принципу «гореть - не тлеть, да здравствует пламя жизни!» Так состоялась в музее выставка «Люди корчагинской судьбы». Сейчас это постоянно действующая экспозиция с говорящим названием «Преодоление». Она постоянно пополняется, потому что есть немало тех, о ком можно сказать: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей». И одним из ведущих направлений деятельности музея ныне стала работа с творчески одаренными людьми, которые имеют тяжелые физические недуги. Именно в связи с таким расширением сферы деятельности музей в 1992 году переименовали в Государственный музей - гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского. Теперь он включает в себя сразу несколько экспозиций. Салон Зинаиды Волконской - здесь проводятся великолепные литературно-музыкальные вечера. Собственно мемориальную квартиру писателя, где бережно сохранены подлинные его вещи. Поражает среди скромных интерьеров отношение к книгам: их множество. Вот отношение к чтению самого Островского: «Ничего я так не любил, как книги». Здесь лучшей иллюстрацией к культурному уровню практически парализованного, слепого писателя служат слова знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда, сказанные им актерам его театра в апреле 1936 года: «Вот вчера я посетил Николая Островского, автора «Как закалялась сталь». Несмотря на то, что он прикован к постели и слеп, он настолько жизнерадостен, настолько энергичен, что в моих глазах только кажется, что он лежит... Я имел однодневную беседу со Львом Толстым, много беседовал с Антоном Чеховым - и Николая Островского я ставлю третьим. Такая необычная культура, такое необычное проникновение в правду жизни, такая способность понимать, что такое искусство...» Эти слова человека легендарного, неординарной личности о своем современнике весьма знаковы.
     На самом деле личность Островского стала символом эпохи, торжества человеческого духа, тех вершин мужества, на которые может подняться человек. До 1990 года в Отечестве книги писателя издавались 773 раза общим тиражом 54 миллиона экземпляров на 75 языках народов СССР и на 56 языках за рубежом. Там общий тираж составил 2,5 миллиона экземпляров. Роман «Как закалялась сталь» трижды экранизировался в СССР, а в 2000 году - в Китае. В нашей стране любимым актером в образе Павки Корчагина стал актер Владимир Конкин в фильме 1973 года режиссера Н. Мащенко по сценарию А. Алова и В. Наумова.
     «Какая жизнь открывается! Кто бы мог подумать, что у меня будет такой счастливый конец жизни, ведь если, скажем, я нечаянно погибну, что я не хочу, то это будет гибель на боевом посту, а не на инвалидных задворках». «Я победил все трагедии своей жизни: слепоту, неподвижность, безумную боль. Я очень счастливый человек, несмотря на все» - эти слова Островского определили смысл жизни для тех, кого обстоятельства поставили за грань нормального человеческого существования. Для людей трудной судьбы. О них рассказывает экспозиция «Преодоление». И направление этого преодоления ими выбрано тоже через слова писателя: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой; сделай ее полезной». Они разного возраста, занятий, у них разные сферы интересов. Но их объединяет одно: понимание и борьба за ощущение истинной полноты, красоты, ценности жизни.
     В боях за Кенигсберг рядовой Борис Зайцев был тяжело ранен и контужен, чудом остался жив. Потерял обе ноги выше колен, почку, зубы, глаз, ослеп на другой глаз, получил множественные осколочные ранения рук. 22 дня был без сознания. Десятки операций, больше года по госпиталям. 20-летний инвалид не пал духом. Научился ходить на протезах, читать по системе Брайля, окончил Красноярское музыкальное училище по классу баяна. Но сильные боли в искалеченных руках не позволили ему стать музыкантом-аккомпаниатором. Но мужественный парень и здесь не впал в отчаяние. И Борис поступил ни много ни мало как в Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. И здесь - чудо, к которому он упорно шел. У Зайцева обнаружились яркие вокальные способности, редкий баритональный бас. И вместо уготованного войной жалкого прозябания жизнь пошла на взлет! Он поступает в Одесскую консерваторию им. А.В. Неждановой и оканчивает ее с отличием. С момента окончания вуза в 1958 году и до последних своих дней Борис Петрович Зайцев - ведущий солист Одесской консерватории. С большим репертуаром (1.300 вокальных произведений - мировой рекорд среди вокалистов!) он успешно гастролировал чуть ли не по всему Советскому Союзу. Трижды выступал перед строителями Байкало-Амурской магистрали, перед нефтяниками Тюмени, выезжал с концертами за Полярный круг. С успехом прошли концерты певца в Польше в год 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. В 1987 году в составе группы артистов он выступал перед Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане. Дважды побывал в зараженных радиацией районах ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дал там 25 концертов! Выступления проходили порой в экстремальных условиях, в необычных местах, куда непросто было добираться. Например, он, безногий инвалид, отважно спускался по веревочному трапу с вертолета на островки буровых вышек. И мерзнуть на неприспособленных для полетов пассажирских самолетов северных аэродромах приходилось неоднократно. И никаких звездных закидонов.
     Артист подготовил 23 сольные программы, где вокальные произведения сочетал с великолепной декламацией поэтических произведений, дал свыше четырех тысяч концертов. Песни в его исполнении записаны Всесоюзной студией грамзаписи на пяти дисках-гигантах.
     Важно, что он сумел построить достойно и ярко не только свою судьбу. Его пример мужества для окружающих был бесценен. И это не просто предположения. Есть множество писем ему от благодарных поклонников, Борису Петровичу посвящались добрые строчки стихов. А сила эмоционального воздействия его голоса была колоссальной. Например, есть такое свидетельство ветерана Великой Отечественной войны А. Манчихина, после контузии и ранения в 1943 году прикованного к постели и страдающего амнезией, как после концертов Зайцева к нему возвратилась память. Не только пожилые ветераны, но и юные воины-интернационалисты, успевшие повоевать в современных «горячих точках» (певец часто выступал в госпиталях), говорили, что после выступлений артиста они начинают жить по-новому, смотреть на жизнь с оптимизмом.
     И этот положительный заряд неизмеримо важен. Ведь в постперестроечные времена на переднем фронте новостей все больше культивируется насилие да воровство. Бандиты, а не герои становятся в первых рядах СМИ. Удивительно, что музей с таким мощным позитивным потенциалом, расположенный практически в сердце столицы, оказывается, мало известен. Конечно, кто сюда приходит, возвращается в его стены постоянно. Потому что здесь идет живая, а не привычная пыльно-музейная жизнь. И концерты проходят, и выставки, и экспозиции обновляются. А главное, дается необыкновенно сильный заряд на созидание, на радость жизни!
     Наталья Васильевна Фатигарова, старейший работник музея, человек с колоссальным профессиональным опытом, постоянно находится в поиске людей, жизнь которых проходит под успешным знаком преодоления тягот судьбы. И читатели «Красной звезды» могут прислать в редакцию свои рассказы о таких людях, встреченных ими на пути, может быть, живущих рядом. Мы уже рассказали Наталье Васильевне о замечательном человеке, о котором недавно «Звездочка» напомнила своим читателям. О нашем современнике, летчике Юрии Козловском. Очерк о нем мы назвали просто: «Непобежденный». 27 марта 1973 года из-за ошибки в работе навигационных приборов сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7 упал на тайгу. А мог упасть и на город - Читу. Только мастерство и мужество летчика Козловского уберегли жителей от неминуемой трагедии. Юрий успел увести самолет уже с практически пустыми баками от моря огней большого города... Только когда скрылся из виду последний огонек, летчик катапультировался. Но было уже поздно: слишком низко. Его приняла высокая каменистая сопка. В результате - открытые переломы обеих ног. Разбита рация. Значит, нет надежды на помощь. И минус двадцать температура воздуха. Юрий пополз в сторону далекого смутного шума. Его, конечно, искали. Но тайга большая... Шум вертолетных винтов. Он запустил дымовую шашку, но порыв ветра уничтожил его шанс на обнаружение. Как он полз - метр за метром, через боль, мороз, периодически теряя сознание, прочтите в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого...
     Когда путь ему преградили два ряда заборов - ими сдерживают снежные ветры, Юрию пришлось раздеться до нательного белья, чтобы под ними проползти. По инструкции положено искать трое суток. Безрезультатно. Поступил приказ: «Поиски прекратить». Больше, особенно при таком морозе, человеку не продержаться. Но вертолетчик Роберт Волков выпросил все же разрешение на крайний вылет. И два упорных человека встретились! Волков высмотрел-таки Юрия на куче мерзлого гравия рядом с шоссе, куда все-таки выбрался летчик! Температура внутренних органов Козловского была 33,2 градуса, тело - ледышка. Смертельный порог для человека по Цельсию - 35 градусов. «Не выживет!» - определили врачи. А он, всем смертям назло, выжил. Два года госпиталей. Ноги ампутировали до колен. А он - летчик 1-го класса, ему всего-то тридцать лет. Он просился в небо, но путь туда ему был закрыт. Как трудно летчику остаться на земле, поймут только они. Но не для того он сражался за жизнь, чтобы опустить крылья. Окончил технический вуз. Потом - работа на заводе им. Сухого в лаборатории по разработке искусственного сердца. О нем тогда написали многие газеты. Письма в Москву шли со всей страны. Просто: «Летчику Козловскому». И - доходили. Были и с просьбами о помощи. И он находил и находит до сих пор силы помогать другим. Никогда не отказывается от поездок в госпиталя к раненым, в воинские части, в школы, в больницы.
     Имя летчика Юрия Козловского - в российской Книге рекордов Гиннесса. Есть награды - ордена «Знак Почета», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, он удостоен почетной премии Фонда Маресьева «За волю к жизни». Ныне работает в Фонде «Московский ветеран». Свою «небесную» миссию он продолжает на земной тверди, помогая, как может, людям.
     Недавно на свой день рождения сделал себе подарок - совершил прыжок с парашютом. Так он еще раз смог прикоснуться к небу.
     ...Директор музея, Галина Ивановна Храбровицкая, возглавляет его уже 25 лет. Что ни говори, это трудное дело, когда культурная составляющая в государстве долгое время была отнюдь не на первых ролях. Несомненно, музею помогают. Здесь отдельное спасибо первому заместителю мэра города Москвы в правительстве столицы Людмиле Ивановне Швецовой. Она возглавила Попечительский совет музея не по служебной необходимости. По тому, с какой ответственностью она относится к этой, что ни говори, общественной нагрузке, видно - помогает от души.
     В прошлом году в Москве была инициирована интересная культурная программа: семейная игра «Восемь музеев за восемь дней». В музеи благодаря такому доброму начинанию ходили целыми семьями. Одним из них стал и музей Островского. Все, кто тогда сюда пришел, стали друзьями его. Приходите и вы. Пусть наш круг преодоления будет шире! К тому же 29 сентября у Николая Алексеевича Островского негромкий юбилей - 105 лет со дня рождения. В музее уже готовят много интересных мероприятий к этой дате.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex