на главную страницу

25 Марта 2009 года

Спорт - инфо

Среда

Юбилей с революцией

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



     29 марта в австралийском Мельбурне в живописном Альберт-парке возьмет старт юбилейный, 60-й чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Межсезонье, продлившееся в этот раз дольше обычного (почти пять месяцев), подошло к концу, и болельщики «королевы автоспорта» наконец-то будут вознаграждены за долгие месяцы ожидания. К тому же новые правила и технический регламент, которые можно смело назвать революционными, будут способствовать непредсказуемости предстоящего чемпионата и его зрелищности.
     Перед нынешним сезоном серьезные реформы коснулись аэродинамики: переднее антикрыло стало шире, уменьшился в размерах диффузор, а заднее антикрыло теперь более узкое, но расположено выше, чем на болидах образца 2008 года. Все это должно привести к потере 50% прижимной силы. Внешний вид машин изменился очень заметно. Трехкратный чемпион мира австриец Ники Лауда, славящийся тем, что за словом в карман не лезет, сравнил нынешние болиды с комбайнами.
     Дабы компенсировать снижение эффективности аэродинамического сцепления, после 11-летнего перерыва в гонки возвращаются шины без протектора - так называемые слики, чтобы повысить механическое сцепление с трассой.
     Для чего были предприняты столь радикальные реформы? В теории это должно дать главное - увеличить напряженность борьбы на трассе, квинтэссенцией которой являются обгоны, а их-то в последнее время, особенно во время схваток за победы, зрители практически не наблюдали, и вся интрига сводилась к изысканиям командных мостиков - у кого из гонщиков более выгодная стратегия пит-стопов. Но это все теория - на практике же ни одна техническая революция в «Формуле-1» так до конца и не достигала заявленных целей, и обгоны как были редкостью, так и оставались, поэтому нынешние изменения приведут в первую очередь к встряске внутри пелотона. Иначе говоря, те команды, что находились в тени в последние годы, с учетом всех пертурбаций могут в сезоне наступающем совершить рывок и свергнуть недавних лидеров. И судя по предсезонным тестам, которые мы затронем ниже, велик шанс, что так и произойдет в 2009 году.
     Еще одна новинка, ставшая весьма обсуждаемой в этом межсезонье, - система рекуперации кинетической энергии, сокращенно - КЕРС. Это устройство представляет собой аккумулятор, который будет подзаряжаться на торможениях, а во время обгона гонщик сможет использовать накопленную энергию. Введение КЕРС - это и шаг в сторону экологических технологий. Впрочем, его использование в этом году жестко не регламентировано: обязательным пунктом правил об использовании КЕРС станет только в 2010-м, однако уже сейчас ряд команд склоняется к тому, чтобы внедрить эту систему сразу с гонки в Мельбурне. Однако при всех своих преимуществах КЕРС обладает явным недостатком - своими габаритами и весом, которые отрицательно влияют на баланс болида. Поэтому не исключено, что в 2009-м на первых ролях будут те, кто отложит использование этой технологии, то есть внедрят КЕРС не на стартовом Гран-при в Австралии, а, скажем, на первой европейской гонке в Испании. За это время новинку можно будет довести до ума, повысить надежность, а на заокеанских этапах выставлять болиды без КЕРС.
     По ходу всего сезона запрещены тесты. Таким образом, ФИА (Международная автомобильная федерация) в условиях экономического кризиса заставляет команды пересмотреть свои бюджеты, значительная часть которых уходила на испытательную работу в течение сезона. Поэтому столь важный аспект, как развитие болидов по ходу чемпионата, теперь целиком ляжет на плечи компьютерных специалистов и инженеров, которые отныне будут получать необходимую информацию в большей степени не на трассах, а на гоночных симуляторах.
     Самое время рассказать о предварительном раскладе, который нас может ожидать на старте юбилейного чемпионата. Он тоже может быть поистине революционным, потому что фаворитом первой гонки выглядит команда, которой месяц назад еще не было в природе! Дело в том, что по окончании сезона-2008 «Формулу-1» по экономическим причинам покинула заводская команда «Хонда». Несколько месяцев шли переговоры и поиски покупателей. Замечу, что в это время работа над болидом не прекращалась, хотя о тестах речи даже не велось, а сами пилоты - англичанин Дженсон Баттон и бразилец Рубенс Баррикелло - находились в подвешенном состоянии. И вот в конце февраля, ровно за месяц до первой гонки чемпионата, «Хонда» за символическую сумму в один фунт стерлингов продала команду экс-техническому директору «Феррари» Россу Брауну, который в прошлом году являлся техдиректором «Хонды». Так на свет появилась новая команда - «Браун Гран-при» (BrawnGP).
     И первая тестовая сессия с участием болидов «БраунГП» произвела эффект разорвавшейся бомбы: на трассе в Барселоне Баррикелло с Баттоном опережали всех своих соперников на секунду. Сразу же стали раздаваться голоса, что машины этой команды не соответствуют правилам. В частности, подозрения вызывал диффузор, однако до процедуры официальной технической проверки, которая состоится непосредственно в Мельбурне, делать выводы о незаконности отдельных узлов машин команды «БраунГП» преждевременно. Объяснение ее скорости лежит в той плоскости, что, принеся в жертву сезон-2008 («Хонда» заняла 9-е место в Кубке конструкторов), коллектив целиком сосредоточился на сезоне-2009, и в то время, как «Феррари», «Макларен», БМВ и «Рено» в погоне за победами совершенствовали болиды 2008 года, «Хонда» готовилась к чемпионату-2009. Старания конструкторов едва не пошли прахом, когда совет директоров «Хонды» решил прекратить участие в «Формуле-1», но Росс Браун, понимая, какой потенциал заложен в новом болиде, стремился спасти команду, и, к счастью, его старания увенчались успехом. Получив моторы «Мерседес», болиды помчались так, что уже сейчас многие считают, что именно Баррикелло с Баттоном разыграют Большой приз Австралии.
     Но вряд ли с таким раскладом согласятся гонщики «Феррари» Фелипе Масса и Кими Райкконен, которые хоть и уступали пилотам «БраунГП», зато демонстрировали стабильность. Неплохо выглядели и «Тойота», и БМВ. А вот «Макларен» на предсезонных тестах не блистал - у команды были проблемы с задним антикрылом и диффузором, поэтому британская «конюшня» до последнего находилась на тестах в испанском Хересе. Судя по времени, показанному Хейкки Ковалайненом, прогресс есть. В любом случае первому пилоту «Макларена», действующему чемпиону мира Льюису Хэмилтону предстоит нелегкая защита титула. Впрочем, не стоит забывать, что тесты - это тесты, и далеко не всегда они отражают реальное положение в гоночном пелотоне. Возможно, что и «БраунГП» окажется не таким быстрым, а трудности «Макларена» несколько преувеличенными.
     Добавит сложности в этом сезоне и новая система определения чемпиона мира, введенная ФИА за 10 дней до старта чемпионата. Теперь чемпион будет определяться по количеству побед, а начисляемые очки станут учитываться только при равенстве первых мест. Другими словами, преимущество получат те гонщики, которые будут чаще выигрывать, при этом стабильность отойдет на второй план.
     И в заключение: трансляции гонок вернулись на телеканал «Спорт», и теперь вести репортажи о «Формуле-1» станет непревзойденный автоспортивный комментатор Алексей Попов, которого наши болельщики так и называют - «российским голосом «Формулы-1».
     P.S. По последней информации, введение новой системы определения чемпиона мира отложено до 2010 года.
     На снимке: новый облик болидов стал, возможно, излишне радикальным, впрочем, и весь юбилейный, 60-й сезон может стать революционным.
     
Календарь сезона-2009



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex