на главную страницу

26 Марта 2009 года

Страна и мир

Четверг

Прагматизм – это вещь в себе

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Каким станет Североатлантический союз в ближайшие годы? Удастся ли ему продолжить расширение и упрочение позиций? Как в этой связи выстраивать отношения с Россией? Эти вопросы поставлены в число ключевых в процессе формирования внешней политики администрации Барака Обамы. Почти ежедневно они в той или иной плоскости озвучиваются для последующего тиражирования в средствах массовой информации.

     Вчера президент США принимал в Белом доме генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера. По причине большой разницы во времени о содержании их беседы мы, видимо, узнаем несколько позже. Однако согласно уже распространенному для СМИ уведомлению Обама и Схеффер должны были обменяться мнениями по поводу шагов, которые следует предпринять, чтобы НАТО продолжала играть важную роль в противостоянии угрозам современности. Как утверждает пресс-служба Белого дома, президент Обама ждет от предстоящего в апреле юбилейного саммита НАТО обсуждения того, как гарантировать альянсу столь же важную роль в отражении военно-политических вызовов наступившего века, какая у него была в веке минувшем.
     И в Вашингтоне, и в Брюсселе при этом понимают, что образ НАТО никогда не воспринимался окружающим миром однозначно. И что на самом финише прошлого века альянс буквально прогремел на всю планету вооруженной поддержкой албанских сепаратистов, оказав им помощь в расчленении Сербии. Что бы сейчас ни говорили в оправдание этого «цивилизованного варварства», оно зафиксировано в мировой хронике в качестве «черного дела» Запада.
     В дело обновления внешнеполитического курса Барака Обамы стремятся внести свою лепту эксперты с разных флангов и направлений. Не остаются в стороне и военные, привнося в обсуждаемую тему свое специфическое видение. Как правило, главным предметом их рассуждений является Россия, по-прежнему обладающая ракетно-ядерной мощью, сопоставимой с американским потенциалом.
     В частности, во вторник в конгрессе выступал глава Европейского командования ВС США и одновременно главнокомандующий Объединенными силами НАТО в Европе генерал Джон Крэддок. На закате своей военной карьеры (в этом году генерал собирается уйти в отставку) он посоветовал настойчиво продолжать строить отношения с Москвой на сугубо прагматической платформе. Что такое прагматизм по-американски, мы знаем неплохо: хорошо только то, что хорошо для Америки. И если, к примеру, для нее хорош режим Саакашвили, то никакие суды-трибуналы не способны заставить ее посмотреть на это явление трезвыми глазами. Словом, их «сукин сын» не может быть плохим.
     Так вот, выступая на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил, генерал Крэддок высказал мнение, что «обстановка в регионе» (не очень ясно, какое пространство он имеет в виду - Кавказ или всю Европу) зависит от характера связей с Россией. «Сейчас мы переживаем период неопределенности в американо-российских отношениях, что вызвано разногласиями по поводу обеспечения безопасности в Европе, ролью России в событиях, происходящих в странах, которые она рассматривает в качестве своего окружения, решением России направить войска в Грузию и признать сепаратистские районы - Южную Осетию и Абхазию», - сказал главком.
     По его мнению, сейчас и в обозримом будущем вести дела с Москвой будет не только не легче, но даже труднее, чем в любой другой период после окончания «холодной войны». Интересное заявление.
     Да, сейчас труднее. Сейчас приходится объяснять и доказывать, почему, к примеру, все та же набившая оскомину система ПРО абсолютно никакого вреда для российских интересов не представляет. Мало того, она, дескать, России даже выгодна, она «в известных обстоятельствах» может положиться на зоркое око американского радара, установить который предполагается до 2012 года.
     Труднее и потому, что теперь, в отличие от безалаберных лет российского реформаторства, приходится не своевольно «назначать», а, как выразился Крэддок, «выявлять сферы, где бы безопасность можно было бы укрепить с помощью режимов контроля над вооружениями, консультаций и военного сотрудничества». Это весьма справедливое замечание, так как не всякая сфера представляет собой в одинаковой мере выгодный для сторон предмет переговоров и консультаций. И прежде чем начать политический торг, надо четко определиться с этим его предметом. То есть совместно «выявить сферу».
     Генерал Крэддок в своей речи подчеркнул, что США стремятся к «прагматичным военным отношениям с такой Россией, которая являлась бы ответственным партнером в сфере безопасности».
     Что тут сказать, Россия стремится к тому же. Она тоже желает, чтобы ее партнеры по переговорам и совместным акциям на мировой арене проявляли ответственный подход к делу. Ответственность же предполагает в том числе внимательное отношение к прогнозируемым ответам другой стороны на те акции, к которым она не может быть равнодушна. И если, скажем, военное руководство НАТО решает провести учения в водах Норвегии, посвященные сценарию «обострения конфликта за доступ к ресурсам», оно, видимо, должно поинтересоваться мнением России на этот счет. А почему нет? Арктика - это особый, очень «впечатлительный» регион, где не стоит создавать ненужные подозрения всякими сценариями.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex