на главную страницу

27 Марта 2009 года

Страна и мир

Пятница

ЧТО РЕШАТ САММИТЫ?

Марианна ГРИШИНА.



27 марта в Москве состоится специальная министерская конференция по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

     
«Перетягивание одеяла»

     Идея проведения встречи с участием представителей ШОС, а также постоянного гостя различных мероприятий этой организации - Афганистана была выдвинута еще в 2007 году Владимиром Путиным. В августе 2008-го с подачи Президента России Дмитрия Медведева это предложение было поддержано на саммите глав государств ШОС в Душанбе. В ходе подготовки конференции стало ясно, что ввиду повышенной значимости афганской тематики для всей системы международной безопасности состав заинтересованных участников требуется серьезно расширить. И тогда для участия в мероприятии были приглашены представители государств «большой восьмерки», а также ООН, Евросоюза, ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, СНГ, Организации Исламская конференция.
     Практически все указанные международные объединения подтвердили, что примут участие в московской конференции по Афганистану. В итоге список участников «круглого стола» получился весьма внушительным. Помимо представителей стран-членов и наблюдателей ШОС - Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, Пакистана, Ирана, Индии и Монголии, в Москву прибыли афганский президент Хамид Карзай, представители Турции, соседней с Афганистаном Туркмении, посланцы всех стран «восьмерки». На московскую встречу по Афганистану также собрались представители 15 международных организаций, включая пятерых генеральных секретарей - от ООН (Пан Ги Мун), ОБСЕ (Марк Перрен де Бришамбо), Организации Исламская конференция (Экмелледин Ихсаноглу), ОДКБ (Николай Бордюжа) и самой ШОС (Булат Нургалиев). СНГ на мероприятии представляет исполнительный секретарь Сергей Лебедев, НАТО - заместитель генсека Мартин Говард, Европейский союз - посол Комиссии ЕС в России Марк Франко. От США на форум прибыл заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Средней Азии Патрик Мун.
     Столь широкое международное представительство на форуме по Афганистану, безусловно, отражает высокую степень озабоченности международного сообщества проблемами терроризма и безопасности как в этой стране, так и в прилегающих регионах. В последнее время становится все более очевидным, что действия американских войск и коалиционных сил НАТО в Афганистане дают пробуксовку и являются малоэффективными. США и Североатлантический альянс в этой связи продолжают пересматривать принципы своей политики в отношении Афганистана, а также соседнего Пакистана, где в приграничных районах располагается множество баз талибов. Президент США Барак Обама и вице-президент Джозеф Байден, как сообщают американские СМИ, в настоящее время проводят широкие консультации, готовясь озвучить окончательную стратегию своей администрации по Центрально-Азиатскому региону в ходе юбилейного саммита НАТО, который состоится 3-4 апреля.
     При этом США и страны НАТО сочли не лишним предварительно провести обсуждение афганской темы в Москве со странами ШОС, ОИК, СНГ и ОДКБ, несмотря на то, что 31 марта в Гааге намечено проведение другой конференции по Афганистану, которую организует Вашингтон под эгидой Организации Объединенных Наций. И хотя задачи у этого мероприятия практически такие же, как у московской конференции, - разработать план действий в Афганистане, подтекст ее проведения, по сути, состоит в «перетягивании одеяла». Чтобы не принимать за основу разработанные в Москве предложения, представители Запада решили повторно собраться в Гааге для выработки рекомендаций, на которые можно было бы ссылаться во время юбилея альянса...
     Принимая во внимание все указанные дипломатические нюансы, хотелось бы более подробно остановиться на мерах по урегулированию положения в Афганистане, которые выдвигаются или могут быть выдвинуты в самых разных международных форматах всеми заинтересованными сторонами.
     Если говорить о ближайших планах, которые Вашингтон намерен реализовать в Афганистане, то они в первую очередь касаются увеличения численности воинских контингентов в стране для улучшения ситуации с безопасностью. Что касается увеличения численности войск самих США в Афганистане, то эти планы, нужно сказать, были скорректированы в январе-феврале этого года Обамой в сторону уменьшения. Так, если ранее в Пентагоне звучали призывы отправить для борьбы с боевиками до 30 тысяч военнослужащих, то в конце января новый президент США озвучил план, согласно которому в Афганистан следует направить дополнительно 17 тысяч американских военных. В настоящее время, напомним, в Афганистане находятся 14 тысяч американских солдат в составе коалиционных войск и еще около 19 тысяч - под прямым командованием США.
     С другой стороны, Вашингтон также ведет разработку плана по удвоению численности служб безопасности Афганистана - по аналогии с той политикой, которая раньше им проводилась в оккупированном Ираке. В настоящее время численность армии Афганистана составляет 90 тысяч человек, а полиции - 80 тысяч человек. По мнению Белого дома, значительно стабилизировать ситуацию может увеличение численности афганских военных и полицейских до 400 тысяч. Наконец, существуют и инициативы, связанные с увеличением международных сил в Афганистане. Такую идею на прошлой неделе в Кабуле озвучил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Он подчеркнул, что для «обеспечения безопасности президентских выборов в Афганистане туда необходимо перебросить еще четыре батальона», то есть около 4 тысяч солдат (нынешний контингент международных сил в Афганистане насчитывает около 70 тысяч военнослужащих из разных стран мира).
     Учитывая необходимость увеличения международных контингентов, перед США встает весьма сложная, а в ситуации нынешнего кризисного положения в Афганистане - вообще вряд ли выполнимая задача убедить союзников по НАТО в необходимости направить в раздираемую войной страну дополнительные боевые части. Между тем многие аналитики на Западе сомневаются, что президенту США удастся ее реализовать. Например, как заявил в недавнем интервью «Радио «Свобода» американский эксперт из вашингтонского фонда «Наследие» Найл Гарденер, «Франция и Германия вовсе не намерены посылать новые тысячи своих солдат для участия в войне». Таким образом, по его мнению, на саммите НАТО мы можем стать свидетелями «значительных разногласий из-за Афганистана между США и Англией, с одной стороны, и большинством стран Западной Европы - с другой». А итогом этого, как считает издание «Интернэшнл геральд трибьюн», может стать то, что США «отстранят НАТО от принятия решений по Афганистану» и полностью возьмут на себя дальнейшее проведение военных операций и весь процесс послевоенного урегулирования. Причем, по мнению газеты, для перевода афганской операции полностью под американский контроль уже «все готово». В Афганистане сегодня, напомним, осуществляются миссия НАТО «Международные силы содействия безопасности» и спецоперация США «Несокрушимая свобода», причем обе - под командованием американских генералов. И хотя НАТО утверждает, что это раздельные миссии, на деле США руководят и той, и другой, поэтому могут оттеснить европейцев в любой момент. Вполне возможно, что такого рода смена стратегии совпадет по времени с утверждением в должности нового генерального секретаря НАТО (напомним, срок полномочий нынешнего генсека альянса Схеффера заканчивается 31 июля этого года).
     В то же время следует подчеркнуть, что усилением милитаризации перечень тех мер, возможность применения которых в Афганистане сейчас активно рассматривают Соединенные Штаты, далеко не ограничивается. Тем более что проблемы, с которыми сталкиваются сегодня международные коалиционные силы в Афганистане, очень серьезны, и одним лишь увеличением количества «штыков и пушек» их вряд ли можно решить. Приведем лишь некоторые последние данные и цифры.
     
Ситуация сложная

     Согласно обнародованной недавно статистике ООН количество смертей среди мирных жителей в ходе военной операции в Афганистане выросло на 39 процентов по сравнению с прошлым годом. При этом только 55 процентов из 2.118 убитых граждан стали жертвами талибов, в то время как за 39 процентов погибших ответственность лежит на афганских войсках и силах НАТО, что является наивысшим показателем с 2001 года. Боевыми действиями с талибами охвачены на данный момент не только большая часть территории Афганистана, но также и приграничные с этой страной пакистанские провинции. Вместе с тем, по данным международных наблюдателей, а также разведывательных ведомств США и Великобритании, Афганистан и пограничные с ним пакистанские территории в последние годы превратились фактически в главный фронт борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Отсюда же, то есть от «Аль-Каиды», талибов и аффилированных с ними объединений, дислоцирующихся на афгано-пакистанской границе, по данным недавно озвученного британским премьером Гордоном Брауном доклада по вопросам борьбы с терроризмом, исходят также главные угрозы для западных стран, связанные с возможным использованием экстремистами химического, биологического и ядерного оружия.
     Где выход из тупика
     Каковы же могут быть пути выхода из того тупика, в который на сегодняшний день зашло проведение операции в Афганистане? По мнению России, поиски выхода из кризиса должны заключаться прежде всего в усилении международной координации, углублении усилий различных международных субъектов, занимающихся урегулированием в Афганистане, а также, что немаловажно, в увеличении числа таких субъектов. Кроме того, безусловно, необходима системная стратегия, которая бы сумела объединить воедино все взаимосвязанные проблемы по конфликту в Афганистане - отношения афганского руководства с «Талибаном», борьбу с наркотрафиком, обеспечение поставок грузов для американских подразделений и международных сил в Афганистане, сложную предвыборную ситуацию и дальнейшее политическое урегулирование в стране, вопросы, связанные с восстановлением ее экономики и инфраструктуры. Все эти темы в той или иной степени будут подняты на московской конференции по Афганистану.
     Между тем Соединенные Штаты, похоже, также приходят к пониманию, что афганские проблемы нужно решать с учетом более широкого политического контекста и перечня используемых мер. Однако «выбор альтернатив» у Вашингтона невелик. Так, увеличивать свой контингент и/или добиваться увеличения контингентов стран НАТО в Афганистане Обаме в любом случае придется. В то же время, как сообщает американская пресса, президент США на прошлой неделе также высказался в поддержку идеи о том, что в Афганистане необходимо усадить за стол переговоров и убедить отказаться от насилия полевых командиров незаконных вооруженных формирований. Это, по мнению Белого дома, позволит значительно сократить уровень насилия, а также подорвать базу «Аль-Каиды» в регионе. Напрямую о талибах Обама пока ничего не говорил, однако нельзя исключить, что контакты афганских властей с «Талибаном» и развитие на этой основе политического урегулирования в стране также войдут в число мер, поддержанных США. Еще по одной версии (ее выдвинула на этой неделе немецкая газета «Франкфуртер Рундшау»), в рамках пересмотра афганской стратегии Вашингтон может запланировать смену власти в Кабуле, точнее, замену нынешнего президента Карзая на более сильную политическую фигуру. В связи с этим, как считают американские журналисты, афганский президент в последнее время все чаще делает реверансы в адрес России, тем самым разыгрывая перед США «московскую карту».
     Наконец, довольно интересно могут выглядеть также сценарии более активного вовлечения России, стран ОДКБ и ШОС в урегулирование по Афганистану при поддержке США и западных стран. Причем такие сценарии вполне укладываются в контекст «перезагрузки» двусторонних отношений с Россией, которые Америка предлагает с недавнего времени осуществить. Если говорить о Москве, то речь может идти в данном случае о решении вопроса с транзитом военных грузов в Афганистан, согласовании с США мер по укреплению пограничного контроля в центральноазиатских странах для борьбы с наркотрафиком, а также, возможно, каких-то крупных гуманитарных и инфраструктурных проектах, которые Россия могла бы реализовать в Афганистане, учитывая имеющийся у нее опыт. К проектам, связанным с экономическим и инфраструктурным восстановлением Афганистана, могли бы присоединиться и некоторые страны СНГ (например, такое стремление активно выражает Казахстан).
     Какие из указанных сценариев окажутся правдивыми, покажет время, а также итоги вначале московской, а затем гаагской конференций по Афганистану. Как сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров, участники международной конференции в Москве по итогам мероприятия примут совместное заявление, декларацию, а также прилагаемый к ним единый план действий по борьбе с терроризмом, наркотрафиком и трансграничной преступностью в Центрально-Азиатском регионе. Важное значение при этом будет иметь также то, что на одной площадке фактически впервые встретятся и проведут переговоры руководители НАТО и ОДКБ, дипломатические представители США и Ирана, главы МИД Пакистана и Афганистана. Хочется надеяться, что обсуждение проблем Афганистана в таком широком и «демократичном» формате даст свои положительные плоды.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex