на главную страницу

31 Марта 2009 года

Союзники

Вторник

«ГРУППА РАЗМИНИРОВАНИЯ, НА ВЫЕЗД!»

Александр МАКАРОВ. Фото автора.



Не так давно за образцовое выполнение воинского долга, мужество и профессиональное мастерство, проявленные при очистке территории республики от взрывоопасных предметов, приказом министра обороны Республики Беларусь нагрудным знаком «За разминирование» I степени награжден старший помощник начальника инженерной службы 5-й отдельной бригады специального назначения майор Александр Корнилов. Эту награду офицеру вручил начальник инженерных войск вооруженных сил РБ – начальник управления инженерных войск генерального штаба ВС РБ полковник Игорь Лисовский.
   Подвижные группы разминирования соединений и воинских частей белорусских вооруженных сил постоянно участвуют в выполнении государственной задачи по очистке территории страны от взрывоопасных предметов. Только в прошлом году эти мужественные люди обезвредили более десяти тысяч артиллерийских снарядов, мин и гранат. Большинство из опасных находок пролежало в белорусской земле со времен Великой Отечественной войны.

     ...Александр Корнилов провел ладонью по ржавому боку крепко въевшегося в землю снаряда. Пустые глазницы строящегося дома, казалось, с любопытством смотрели на опасную находку. Неподалеку замер и строительный кран. Еще вчера здесь кипела работа. До того момента, покуда ковш экскаватора не вывернул из земли артиллерийский снаряд. Второй нашли уже саперы.
     На оставленную экскаваторщиком на снаряде отметину и смотрел сейчас командир группы разминирования. Она была неглубокая и пришлась как раз по немецкому клейму, поставленному в далеком сороковом на одном из заводов третьего рейха. Теперь очень важно было узнать, переведен ли снаряд в боевое положение, не поврежден ли взрыватель?
     Осторожно обкопав опасную находку, офицер с облегчением вздохнул: на потемневшем со временем медном ободке снаряда не было нарезов – через ствол он не прошел. Впрочем, это отнюдь не означало, что оставленный в белорусской земле немецкий сюрприз даже спустя более полстолетия не способен покалечить людей. Офицер подозвал из укрытия солдата, и при помощи «кошки» с веревкой снаряд вскоре оказался в специальной волокуше, а затем – в кузове грузовика. А еще через несколько часов на близлежащем полигоне прогремели взрывы...
     Десятки выездов ежегодно приходится совершать группам разминирования 5-й отдельной бригады специального назначения. Наиболее жаркая пора – весна и осень: периоды строительства, посевной и уборки урожая. Земля сама выталкивает инородные, чуждые ей тела. В такие моменты заявки на разминирование поступают в часть регулярно. Нередко ржавая смерть таится близ многоэтажных домов, в огородах селян.
     Одно время по нескольку раз в месяц выезжали группы в Слуцк. При строительстве домов рабочие постоянно сталкивались там с найденными боеприпасами. Сотни боеприпасов и более двух тысяч патронов нашли саперы из Марьиной Горки и в городке Уречье Минской области. Еще свыше двух тысяч боеприпасов и пяти тысяч патронов обезвредили здесь уже группы разминирования внутренних войск. Несколько лет назад в том же Уречье нашли саперы и место, где неизвестные выплавляли тол из опасных находок.
     - В некоторых регионах Белоруссии земля буквально нашпигована взрывоопасными предметами, – рассказывал майор Александр Корнилов. – Когда в руках миноискатель, все вокруг звенит. В дело идут щупы – надежные спутники саперов.
     Какие из пролежавших в земле боеприпасов наиболее опасны? Саперы утверждают: серьезного отношения к себе требует каждый из них. Как говорится, здесь не до фамильярностей. Весьма опасны переведенные в боевое положение артиллерийские снаряды, особенно если повреждены их корпуса или взрыватели. К слову, сталкиваются воины и с боеприпасами, практически не тронутыми ржавчиной. С такими минометной миной и снарядом, найденными детьми в поросшем ковылем окопе, столкнулись однажды марьиногорские саперы под Березино. Немецкие ли, наши боеприпасы приходится обезвреживать – неважно. Степень риска одинаково высока во всех случаях.
     Непредсказуемой может оказаться и неразорвавшаяся ручная граната, найденная в огороде деревенской бабули. На шутку стоявшего рядом с нами офицера, мол, чего ее бояться, она же ручная, майор Александр Корнилов вспомнил, как одну из таких «прирученных» гранат вывозили в карьер под Слуцком. Тогда «эфка» заставила саперов понервничать из-за проржавевшей чеки. Такое частенько бывает со старыми «знакомыми»...
     Однако не обходится и без уникальных «экземпляров». По сей день осталась для Александра Александровича загадкой находка, найденная в лесу у деревни Сутин под Осиповичами. Ни в одном из справочников тот снаряд, уничтоженный группой разминирования, не значился.
     Находили марьиногорские саперы и остатки 45-миллиметровой пушки. Вот таким оказался «довесок» к минометной мине, обозначенной в заявке.
     Прибавляют работу группам разминирования и детские шалости. Ребятня умудряется не только находить боеприпасы, но и приносить их домой. Однажды Александру Корнилову пришлось иметь дело с минометной миной, которую мальчишки из любопытства принесли в подъезд жилого дома. К счастью, трагедии тогда удалось избежать.
     Впрочем, работают саперы не только с боеприпасами далекой военной поры. Куда опаснее современные. После проведения учебных стрельб воины расчищают местность от неразорвавшихся выстрелов гранатометов, ручных гранат. Нелегко бывает найти их в глубоком снегу или во рву с водой, куда может угодить, допустим, ручная граната. Уничтожают опасные находки здесь же, накладным зарядом.
     На память об армейской службе солдаты групп разминирования частенько увозят домой осколки от уничтоженных боеприпасов. А уже с «гражданки» нередко приезжают в часть навестить своих командиров. Но кто-то продолжает службу и на контрактной основе.
     - У нас нет случайных людей, – уверен майор Александр Корнилов. – В каждом из своих подчиненных я уверен на все сто процентов. Мало того, прежде, чем попасть в группу разминирования, парни проходят жесткий психологический отбор.
     Сам Корнилов осколки от опасных находок «на память» не хранит. Считает, ни к чему беречь то, что сеет смерть. Зато всегда с ним иконка, подаренная женой. А самые счастливые мгновения в его жизни – это когда офицер возвращается домой после очередного выезда на разминирование и его встречают родные и близкие ему люди.
     На снимках: работают белорусские саперы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex