на главную страницу

31 Марта 2009 года

Союзники

Вторник

«ОБЪЕКТ УНИЧТОЖЕН!..»

Александр КАРПОВ. Фото автора.



Уже второй день разведывательно-боевая группа гвардии лейтенанта Михаила Войтенка находилась в тылу условного противника. Командование 38-й гвардейской отдельной мобильной бригады возлагало большие надежды на этих парней. Слишком многое зависело на тех учениях от того, выполнят ли воины поставленную им задачу: обнаружить и уничтожить объект условного противника...

     Легко сказать «обнаружить и уничтожить», сидя перед картой, размышлял командир группы. Для молодого офицера это был серьезный экзамен. Первую его часть десантники выполнили. Объект обнаружен! Осталось только доразведать наиболее удобные пути подхода к нему и... «уничтожить»! Офицер прекрасно понимал, что сделать это будет нелегко – объект серьезно охранялся. Было ясно и другое: группу ищут. Причем делают это профессионально. Ведь в поиске участвуют не только военнослужащие территориальных и внутренних войск, но и специальные подразделения, в совершенстве владеющие методами поиска диверсионно-разведывательных групп противника. Они прочесывали прилегавшие к объекту леса и перелески, неумолимо сужая район поиска. Уже несколько раз «бээмдэшки» 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады, «воевавшей» за «синих», проносились по дороге, невдалеке от которой оборудовали свое подземное укрытие десантники гвардии лейтенанта Войтенка.
     Со стороны трудно было поверить, что этот пустырь у опушки леса облюбовала в качестве своей базы разведгруппа. Таково было решение находившегося со своими подчиненными командира роты гвардии старшего лейтенанта Максима Горнякова. Удачное расположение базы позволяло не только заблаговременно обнаружить приближающегося противника, но и при необходимости быстро покинуть укрытие и скрытно уйти от преследования. И сейчас гвардии лейтенант Войтенок был благодарен за военную науку старшему товарищу.
     Кстати, приглянулся этот район и военнослужащим территориальных войск. Спустя некоторое время после того как группа оборудовала землянку-базу, неподалеку от нее «территориалы» выставили пост наблюдения. Сами того не предполагая, они расположились всего в ста пятидесяти метрах от тех, кого усиленно искали.
     ...На карту упали две крупные капли – наверху шел сильный дождь. Под покровом темноты десантники покинули свое убежище. В такую погоду подойти к объекту незамеченным было намного проще.
     К утру разведчики передали радиограмму: «Объект «уничтожен!» Правда, выполнив учебно-боевую задачу, группе пришлось преодолеть еще не один километр, чтобы уйти от преследования. Для этого она даже разделилась. Особо отличился гвардии рядовой Артем Панов. Ему удалось увлечь преследователей за собой и оторваться от них. Затем, умело ориентируясь на незнакомой местности, воин вышел к месту сбора группы.
     Вспоминая то учение, заместитель командира 38-й гвардейской отдельной мобильной бригады гвардии полковник Виктор Гулевич отметил: вся боевая подготовка в соединении организована так, чтобы научить военнослужащих эффективно противодействовать диверсионным силам противника, умению самим вести разведывательно-боевые действия в его тылу. В процессе обучения внимательно изучается опыт минувших войн, современных вооруженных конфликтов. Все наиболее ценное внедряется в боевую подготовку.
     Беседовали с Виктором Владимировичем мы в обычный будний день. Бригада жила размеренной жизнью: одни подразделения совершали прыжки с парашютом, другие – выполняли упражнения учебных стрельб из стрелкового оружия, третьи – совершенствовали тактические навыки. Отойдя метров на двести от штаба соединения, гвардии полковник Гулевич остановился и, хитро прищурившись, поинтересовался у меня, не заметил ли я чего-то особенного. Я посмотрел вокруг. Приняв на борт очередную группу парашютистов, с территории бригады поднялся ввысь вертолет. У одной из казарм военнослужащие готовились к построению – мобильная рота убывала на полевой выход. Но что в этом особенного?
     Оказывается, в момент нашего разговора подо мной находилось целое мобильное подразделение. В оборудованном воинами подземном укрытии. Впрочем, убедился в этом я лишь после того, как в десяти метрах от меня из замаскированного люка показались бойцы.
     - На этом специально созданном на территории бригады объекте мы проводим практические занятия по устройству, оборудованию подземного укрытия, вырабатываем у воинов психологическую устойчивость при нахождении в районах забазирования, – поделился гвардии полковник Виктор Гулевич. – Ведь от умения вести боевые действия в современных условиях, навязывать противнику свою волю во многом зависит результат борьбы.
     Практика показывает, что в современной войне хорошо оснащенные крупные группировки войск не всегда играют определяющую роль для победы. Достаточно вспомнить проведенную в 2006 году израильскими вооруженными силами операцию «Достойное возмездие». Руководство организации «Хезболлах» сумело скрытно от израильской службы разведки и качественно провести забазирование своих боевых групп. В деревнях создавались многочисленные и хорошо замаскированные бункеры. Они не обладали достаточной защитой от бомб и снарядов, но обеспечивали защиту от технических средств разведки, имели автономную систему наблюдения, средства связи и оповещения, позволяли размещать запасы оружия и снаряжения. С опорой на разветвленную сеть бункеров проводились ракетные обстрелы территории Израиля, совершались рейды по его территории, организовывались засады на маршрутах движения израильских подразделений, проводились диверсии. В результате таких действий вооруженные силы Израиля, потеряв свыше 40 танков «Меркава», 3 боевых вертолета, 159 человек убитыми и 618 ранеными, так и не выполнили поставленные задачи.
     Расчеты показывают, что при равенстве боевых потенциалов сторон достаточно вывести в тыл противника 5 – 7 процентов сил для действий специальными способами, чтобы лишить противника понятия о границе между фронтом и тылом. Таким образом наступает критическое соотношение сил и средств, при котором для противоборствующей стороны ведение боевых действий обычным способом уже невозможно. Именно такое поле боевых действий Советский Союз имел в Афганистане, США – во Вьетнаме, Российская Федерация – в Чечне...
     Глядя на оборудованное воинами бригады подземное укрытие, я понял, что это целая наука. Даже малейший просчет группы может поставить под угрозу выполнение всего задания. Гвардии полковник Гулевич рассказал, как во время учений одна из разведывательных групп потратила много усилий на строительство укрытия, были созданы вполне благоприятные условия для размещения разведчиков. Однако такой важный элемент, как вентиляция, предусмотрен не был. Поэтому по ночам группа открывала входной люк для доступа свежего воздуха. Так как землянка была оборудована в полутора километрах от хутора на скате оврага, этот район хорошо просматривался. В вечернее время свет из землянки проникал в открытый люк, что и явилось причиной выявления условным противником замаскированного укрытия. По опыту базирования групп в годы Великой Отечественной войны живучесть укрытий зависела также от маскировки входного люка и запасных выходов.
     От ветеранов армейской разведки мне доводилось слышать, как в те годы некоторые группы были обнаружены противником из-за пользования открытыми водоисточниками, к которым от убежища протаптывались хорошо видимые дорожки. При плохо оборудованных дымоходах сноп искр вырывался наружу, демаскируя укрытие. Одну разведывательную группу противник обнаружил в результате того, что в непосредственной близости от убежища была выкопана мусорная яма. Хотя ее и замаскировали ветками и травой, рой мух, вившихся здесь, позволил гитлеровцам найти ее, а затем обнаружить и само укрытие.
     Обучая подчиненных, офицеры 38-й гвардейской отдельной мобильной бригады обращают внимание на, казалось бы, незначительные мелочи, не зная которых, не станешь профессионалом. По сути, из них и складывается вся боевая подготовка в соединении.
     При проведении боевых стрельб мобильных подразделений учитывается специфика действий бригады. Отрабатывая контрдиверсионные или разведывательно-боевые задачи, воины выполняют их как днем, так и ночью в различной обстановке: в лесистой местности, в городских условиях (для этого в учебном центре имеется соответствующая учебно-материальная база). При этом активно используется боевая техника.
     На территории бригады также создана комплексная полоса по отработке воинами тактических действий.
     Во время посещения соединения меня заинтересовало местное ноу-хау. В кузове автомобиля «Урал-4320» при помощи каркаса из брусов воины установили два автоматических гранатомета АГС-17. После успешного выполнения гранатометчиками упражнения учебных стрельб расчеты быстро сменили огневую позицию. Безусловно, такая мобильность в сочетании с высокой поражающей мощью АГС-17 впечатляет. Особенно если воинам приходится действовать в засаде или при огневом налете.
     Не так давно в вооруженных силах Республики Беларусь приняли боевой устав для мобильных подразделений (в его разработке участвовал и гвардии полковник Виктор Гулевич). Сегодня в соответствии с ним успешно проводятся занятия по боевой подготовке. Все огневые задачи отрабатываются подразделениями на тактическом фоне. В комплексе с тактической подготовкой проводятся занятия и по воздушно-десантной подготовке.
     К слову, как отметил заместитель командира бригады – начальник воздушно-десантной службы гвардии подполковник Сергей Чижонок, ежегодно соединение занимает призовые места в силах специальных операций по воздушно-десантной подготовке. Активно ведется перевооружение парашютных систем.
     Военнослужащие соединения охотно делятся опытом со своими коллегами из других частей, с интересом перенимают все лучшее, что накоплено у других. Ежегодно участвуют в состязаниях разведывательных взводов (групп) специального назначения вооруженных сил РБ, соревнованиях снайперских пар.
     Представители бригады также неоднократно участвовали в аналогичных испытаниях, проводимых в России.
     Командование 38-й гвардейской омоббр, взяв за основу программу испытания на право присвоения нагрудного знака «Доблесть и мастерство», проводит в соединении полевые сборы с командирами взводов. В течение пяти дней офицеры в условиях, максимально приближенных к боевым, выполняют различные задачи.
     В форме полевого выхода проходит комплексное занятие и с молодыми воинами, пополняющими ряды прославленного белорусского соединения. После первых в жизни армейских испытаний молодым солдатам в торжественной обстановке вручается голубой берет. И это уже традиция.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex