на главную страницу

31 Марта 2009 года

История Отечества

Вторник

СИМВОЛ ВОЛИ

Виктор ГОРЛЕНКО, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры РФ.



     Корреспондент «Красной звезды» и съемочная группа программы «Судьба поколений» (корреспондент - Татьяна Курилович, редактор - Александра Рудик) телеканала «Семья» приехали ко мне в гости. Думал, что же рассказать такое, чтобы оставить на память новому поколению, которое, дай бог, не будет знать горестей и утрат войны. И решил еще раз напомнить о Герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве, о его подвиге и о том, как после Великой Победы он все силы отдал укреплению мира между народами.
     Мне посчастливилось работать в Российском комитете ветеранов войны и военной службы с этим уникальным человеком, о подвиге которого узнал весь мир после выхода в свет в 1946 году книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». И мир был потрясен! Казалось невероятным, что человек без ног может летать на истребителе и сбивать вражеские самолеты. А он летал и сбил после ампутации голеней обеих ног 7 фашистских самолетов.
     Это была любимая настольная книга целого поколения наших соотечественников. Наравне со взрослыми ею зачитывались и юные граждане нашей Родины - школьники, студенты... А сотни мальчишек и девчонок стали стремиться в небо, захотели летать на самолетах, а если нужно, то и защищать Родину от вражеских захватчиков.
     Признаюсь, я не могу без восторга, гордости, а нередко и без слез читать описание того, как советский офицер с покалеченными и обмороженными ногами 18 суток по снежной целине и болотной топи добирался к своим.
     А потом, в госпитале, когда ему ампутировали голени, перед Маресьевым встал вопрос: как жить дальше? Расстаться с небом? Потерять мечту жизни? Покинуть строй тех, кто яростно сражался с оккупантами? Никогда! Какими же непостижимыми, сверхъестественными качествами должен был обладать человек, сумевший снова встать на ноги, преодолеть, казалось бы, непреодолимые медицинские и иные препятствия, вернуться в строй летчиков-истребителей и на равных с другими успешно бить фашистских стервятников.
     Я тоже участник Великой Отечественной войны, и по работе мы с Алексеем Маресьевым очень сблизились. А вскоре он предложил мне работать в его кабинете, рядом с ним. По должности я не был его официальным помощником, но фактически им являлся. Многие проблемы мы обсуждали и решали вместе. Помогало этому единство взглядов, оценок событий, взаимопонимание. Я никогда не забывал, что нахожусь рядом с человеком необычной судьбы, удивительного мужества и воли. Но сам Алексей Петрович избегал малейших проявлений славословия в свой адрес.
     Маресьев через всю свою жизнь достойно пронес звание Настоящего человека. Не раз приходилось задумываться: как ему удавалось оставаться таким? Откуда брались силы для такой жизнестойкости, для того, чтобы переносить тяжкие физические лишения? Что позволило ему совершить подвиг, равного которому история не знала?
     О себе Алексей Петрович говорил:
     - Ну какая я легенда? Я простой летчик и воевал с фашистами, как и многие другие. Часто, например, говорят и пишут: советские воины сражались с врагом, не жалея жизни. Так могут рассуждать лишь бездушные люди, не нюхавшие пороха. Как можно не жалеть своей жизни? Ведь у каждого из нас она одна. И не фанаты мы какие-то. Тут другое. Родина для нас, ее свобода, благополучие близких людей были превыше всего. И во имя этого защитники Отечества принимали муки испытаний, готовы были пожертвовать и жертвовали самым дорогим – своими жизнями. А отсутствие жалости к своей жизни – это выдумка. Наоборот, хотелось жить, выживать для того, чтобы продолжать сражаться и победить врага, посягнувшего на свободу и независимость нашей Родины.
     После окончания Великой Отечественной войны Маресьев в 1946 году был уволен из ВВС. Но началась другая война – «холодная». Над миром нависла угроза ядерной мировой войны. Со свойственной ему энергией и активностью Алексей Петрович включился в борьбу против этой чудовищной угрозы.
     Невозможно переоценить тот вклад, который он внес в борьбу за мир. Был активным участником первого Всемирного конгресса сторонников мира в Париже в 1949 году, второго Всемирного конгресса сторонников мира в Варшаве, Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир в 1962 году в Москве. Длительное время он являлся вице-президентом влиятельной Международной федерации борцов сопротивления. Вот что писал о его выступлении на первом Всемирном конгрессе сторонников мира 23 апреля 1949 года председатель Советского комитета защиты мира Юрий Жуков: «Волнующим событием на конгрессе явилось выступление представителя советской молодежи, прославленного летчика Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Все делегаты поднялись со своих мест, чтобы приветствовать этого мужественного человека, который, лишившись обеих ног на войне, добился возвращения в строй. Статный, красивый советский пилот так легко поднялся на сцену, что никто не подумал бы, что у него вместо ног протезы, если бы председательствующий не сообщил об этом делегатам. И тогда в зале с новой силой вспыхнули аплодисменты. Страстную речь Маресьева, призывавшего молодежь всего мира на борьбу с поджигателями войны, зал выслушал с огромным вниманием».
     В сентябре 1959 года по случаю 10-летнего юбилея Всемирного движения сторонников мира состоялось торжественное собрание представителей общественности Москвы. Большой группе активных деятелей борьбы за мир были вручены грамоты и медали Всемирного совета мира. Среди награжденных серебряной медалью был и Маресьев. Этой наградой Алексей Петрович особо гордился и дорожил.
     В 1956 году Маресьев стал одним из руководителей Советского комитета ветеранов войны (СКВВ) и Международной федерации борцов сопротивления (ФИР). Штаб-квартира ФИР находилась в Вене. Возникновением своим эта международная организация обязана бывшим узникам и антифашистам, собравшимся в 1951 году в Бухенвальде, где в годы нацизма находился один из самых страшных лагерей уничтожения. Нельзя забывать, что это было время разгара «холодной войны». В Азии полыхала корейская война, и люди во многих странах всерьез ожидали третьей мировой войны и даже применения ядерного оружия.
     Поэтому новая международная организация имела своими главными задачами борьбу с попытками возродить нацистскую идеологию и нацистские организации, а также всеми силами препятствовать гонке вооружений и военной опасности.
     В первые послевоенные десятилетия вокруг ФИР объединились около 70 различных национальных организаций из 30 стран Европы и Израиля. Некоторые влиятельные французские друзья, активно работавшие в ФИР, считали, что федерация не должна самостоятельно выступать по вопросам мира и разоружения, что ее единственная задача – поддерживать все решения ООН. Такой подход не мог удовлетворить большинство ее членов. И Маресьев («камерад Алексей», так звали его товарищи по ФИР) не раз брал слово в дискуссиях, хорошо аргументировал свою точку зрения и, как правило, убеждал тех, кто колебался. ФИР оставалась самостоятельной, заметной в европейской общественной жизни организацией, от имени сотен тысяч бывших участников Сопротивления отстаивавшей свою точку зрения. Более того, сама ООН признала миротворческую роль ФИР в 1980-е годы. Алексей Петрович получил из рук представителя ООН в Вене почетный диплом «Посол мира», которым была награждена ФИР, она получила статус ассоциированного члена ЮНЕСКО и вошла в число членов двух неправительственных организаций при ООН – по разоружению и по правам человека.
     В период 1950-1980-х годов социалистические страны подвергались постоянным атакам слаженной пропагандистской машины Запада. Иногда в некоторых странах создавалась такая обстановка, при которой поддержать по какому-либо вопросу Москву означало расписаться в своем антипатриотизме. Наши шаги на международной арене извращались. Характерный пример имел место на Европейском конгрессе участников войны и борцов Сопротивления, состоявшемся во Флоренции в апреле 1986 года. Благодаря новым инициативам СССР общий климат в Европе стал несколько улучшаться. Если не шаг, то полшага назад от опасной черты были уже сделаны.
     С большой речью во Флоренции выступил Маресьев. Она была направлена на укрепление мира, на полное прекращение ядерных испытаний. «Если бы дело дошло до атомного конфликта, – говорил Алексей Петрович, – прежде всего пострадали бы Европа, миллионы ее жителей, ее великие памятники мировой культуры, такие как Ленинград и Москва, Флоренция и Рим, Париж и Лондон». Его речь была ярким убедительным призывом к поискам выхода из опасной ситуации, к нормализации отношений между двумя противостоящими блоками. Кто мог выступить против подобных призывов? Оказывается, могли.
     На следующий день влиятельная итальянская газета «Репубблика» вышла под крупным заголовком: «Маресьев угрожает уничтожить Рим и Флоренцию!» Больше всего задевало то, что кое-кто из участников конгресса подходил к нашим товарищам не со словами возмущения поступком солидной газеты, а с призывами «выбирать слова, когда вы говорите не в Москве, а в Западной Европе». Спокойным оставался один человек – Алексей Петрович Маресьев. «А чего можно ожидать от этих борзописцев? Они выполнили заказ».
     Вообще, необычайная выдержка, спокойствие при самых сложных обстоятельствах были характерной чертой Алексея Петровича. Именно эти его черты помогли федерации благополучно пережить трудные годы «разброда и шатания» в международных общественных организациях.
     Как и прежде, в центре ее внимания – мир между народами, радикальное сокращение вооружений, борьба с любыми проявлениями нацизма, с попытками властей в некоторых странах уничтожить материальные следы нацистского варварства – бараки концлагерей, крематории, где заживо уничтожали людей.
     Пример жизни Алексея Петровича Маресьева, его международная деятельность, его многолетнее самоотверженное служение делу мира, сотрудничества между народами, делу демократии навсегда останется в памяти всех, кто имел честь и счастье знать Алексея Петровича и вместе с ним участвовать в благородной работе, объединившей людей из многих стран.
     Маресьев много работал с молодежью, и его очень беспокоило извращение российской истории, которое творят нечистоплотные историки и журналисты. Беспокоило потому, что воспитание историей – это одно из важнейших направлений в системе воспитания. А как можно решать эту задачу, если молодежь не будет знать правдивую историю страны, войны, Победы?
     Тысячи школьников со всех концов страны, приезжая в Москву, приходили в Российский комитет ветеранов войны и военной службы на встречи с прославленным героем-летчиком и его боевыми товарищами. Он убеждался и радовался, что, несмотря ни на что, у нас замечательная, патриотически настроенная молодежь, а в стране немало людей, для которых подвиг героического поколения участников Великой Отечественной войны оставался святыней. Тысячи юношей и девушек стали вступать в поисковые отряды и вместе со своими наставниками шли в леса, в болота, поднимали останки павших героев и предавали земле с почестями, по христианскому обычаю. Их никто не принуждал делать эту трудную и опасную работу. С особой теплотой отзывался он об этих ребятах – называл их рыцарями святого дела по увековечению памяти павших защитников Отечества. Любил с ними встречаться, беседовать.
     Маресьев говорил, что он неоднократно убеждался в том, что большинство нашей молодежи высоко ценит подвиги отцов, дедов и прадедов, сокрушивших фашизм. Но печально и опасно то, что часть молодежи отдаляется от истории своей страны, перестает гордиться свершениями ее великих сыновей и дочерей. Наметился разрыв между поколениями. Наши недруги и внутри страны, и за рубежом стремятся оторвать детей от отцов, заставить забыть молодежь, какой ценой удалось нам спасти Родину от фашистского рабства, что стоило поднять страну из руин в послевоенные годы. Молодежь должна понимать, что Победа – это достояние не только тех, кто воевал, но и наших наследников – детей, внуков да и всех будущих поколений. И еще, говорил он, мы потеряли в Великую Отечественную войну миллионы своих граждан. Война обескровила страну. Не счесть слез и страданий, выпавших на долю народа. Но мы выстояли и передаем эстафету молодым. И теперь уже от них зависит поднять страну с колен, вылечить Родину, сделать ее вновь великой, а жизнь людей – достойной и обеспеченной. Он верил, что наши потомки сделают для этого все возможное.
     За годы совместной работы в Российском комитете ветеранов войны и военной службы мне много раз приходилось беседовать на самые разные темы с этим удивительным человеком. И всякий раз он все полнее раскрывался для меня не только как летчик от бога, не только как герой, но и как мыслитель, знаток истории, литературы, как человек высокой эрудиции, культуры и нравственной чистоты. Именно такие, как Маресьев, возводят фундамент патриотизма в стране.
     Жизнь и подвиг Алексея Петровича Маресьева – это бесценное нравственно-патриотическое достояние России. Это своеобразный эталон выносливости, воли и упорства в достижении намеченной цели, верности долгу. Вечная ему людская благодарность за подвиги и вечная слава за величие духа и беспримерное мужество.
     За годы, прошедшие с тех пор, многое изменилось и в жизни нашей страны, и в сознании ее граждан. Поэтому считаю очень важным сегодня для всех нас с помощью «Красной звезды» и программы «Судьба поколений» еще раз вернуться к воспоминаниям о подвигах героев Великой Отечественной войны, которые не жалели своих жизней в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
     Горжусь, что являюсь одним из авторов книги о человеке-герое Алексее Петровиче Маресьеве «Преодоление», и хочу еще и еще раз напомнить о его честно прожитой жизни, о его великом подвиге и в его лице отдать дань памяти всем участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, выковавшим Великую Победу над фашистским чудовищем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex