на главную страницу

31 Марта 2009 года

Российское оружие

Вторник

Су-35: есть сотый вылет!

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Как сообщает «Красная звезда», Президент России Дмитрий Медведев посетил авиагарнизон Кубинка, где осмотрел образцы военной техники, находящиеся на вооружении, а также перспективные разработки. Он совершил также полет на самолете Су-34. Сопровождавшие главу государства министр обороны РФ Анатолий Сердюков, главком ВВС генерал армии Александр Зелин ознакомили главу государства с авиационными комплексами Су-35 и МиГ-35, находившимися в особо охраняемом ангаре. Эти машины должны встать в боевой строй в ближайшем будущем.

     Су-35, разработанный в АХК «Сухой», - глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель. В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Эксперты в числе отличительных особенностей самолета называют новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новую бортовую радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и изменяемым вектором тяги.
     Су-35 вышел на летные испытания в феврале 2008 года. Его первый вылет состоялся в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. Второй экземпляр поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре в октябре того же года. За прошедший год были завершены статические испытания опытного образца в части достижения предельных режимов при подтверждении летных характеристик. На испытаниях также подтверждены характеристики устойчивости, проведена отработка комплексной системы управления, самолетных систем и навигационного оборудования.
     В марте этого года многофункциональный истребитель Су-35 совершил сотый вылет, в ходе которого проводились завершающие испытания системы управления полетом. Все системы самолета работали в штатном режиме.
     Успешный ход выполнения программы испытаний Су-35 подтверждает ранее объявленные сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам в 2011 году.
     Во втором квартале текущего года планируется подключить к летным испытаниям еще один самолет и довести количество полетов на трех истребителях до 150-160. В этом году предполагается завершить статические испытания и начать отработку режима сверхманевренности.
     Поступление истребителя на вооружение российских ВВС будет способствовать укреплению обороноспособности страны, а также позволит компании «Сухой» сохранить конкурентоспособность до выхода на рынок истребителя пятого поколения. Поставки Су-35 на экспорт планируются в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки.
     
Желания и возможности

     Вместе с тем на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина (КнААПО) еще с прошлого года тлеет трудовой конфликт между руководством и сотрудниками предприятия, требующими повышения оплаты труда. Весьма интересно, что даже руководство профсоюза в качестве основного аргумента приводит повышение заработной платы на Иркутском авиационном заводе - филиале НПК «Иркут».
     Вспомним, как в начале 1990-х годов с таким же требованием представители шахтеров стучали касками по московской мостовой у Дома правительства. С популистскими лозунгами и ради их успокоения был запущен печатный станок. Страна наполнилась ничем не обеспеченными деньгами, а уровень жизни скатился в экономическую пропасть. Видно, не все из нас усвоили урок истории, по-прежнему есть желающие оценивать свой труд, сообразуясь с желаниям, а не с результатами работы. Кое-кто ратует за введение уравниловки, когда ему не придется думать про увеличение производительности труда и реально оценивать свои возможности на рынке труда.
     Иркутский авиационный завод действительно повышает зарплаты, но это связано с выполнением имеющихся заказов. По словам генерального директора Александра Вепрева, в 2008 году объем производства вырос на 14,5 процента, а в 2009 году увеличение выпуска продукции ожидается на 18 процентов. Более 95 процентов ее направляется на экспорт - в Индию, Малайзию, Алжир, Францию, Германию. Сегодня предприятие располагает портфелем заказов, который обеспечивает его работой на пять лет.
     На КнААПО положение дел немного иное. Уже несколько лет проводится модернизация производственных мощностей. Идет подготовка молодых кадров. Реализуется ряд перспективных проектов. Например, недавно на заводе введен в эксплуатацию первый в России автоматический стенд стыковки фюзеляжа среднемагистрального самолета «Сухой Суперджет 100» (SSJ 100) производства германской фирмы «Бротье» (Brotje). Стенд существенно упрощает процесс нивелировки отсеков фюзеляжа самолета. На выставление только одного из пяти раньше требовалось до трех дней. Теперь весь процесс займет один день. Сведение отсеков происходит автоматически с использованием компьютера. Всеми действиями с пульта управления руководят два оператора.
     Все это затратная графа в экономике предприятия, но без этого невозможно будущее завода. Прибыль как таковая появится только после реализации всех намеченных планов и запуска в серийное производство новых самолетов. Безусловно, чем скорее на КнААПО руководство завода и профсоюза найдут общий язык и взаимопонимание, тем быстрее будет ликвидирован никому не нужный конфликт. Другое дело, как и какой ценой. Например, на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол» не стали сокращать рабочих, а приступили к программе перепрофилирования кадров в связи с кризисом. Значит, надо равняться на себя, на свои приоритеты.
     
Скорректированная орбита

     Не менее поучительна история и с Научно-производственным объединением (НПО) «Сатурн». В проекте Су-35 оно участвует как разработчик и производитель изделия 117С. Оно стало глубокой тягово-ресурсной модернизацией двигателя АЛ-31ФП, устанавливаемого на самых современных самолетах семейства «Су-30».
     Тяга модернизированного двигателя увеличена относительно базового АЛ-31ФП на 16 процентов и достигла 14.500 кгс, а ресурс увеличен в 2 раза, до 4.000 часов.
     Такие высокие параметры при сохранении габаритов и массы достигаются за счет применения абсолютно нового высокотехнологичного компрессора низкого давления с увеличенными расходами воздуха и КПД, новой высокоэффективной турбины повышенной надежности с улучшенной системой охлаждения лопаток и системы управления двигателем с цифровым комплексным регулятором, интегрированной в систему управления самолетом.
     Заявленные параметры были подтверждены в ходе комплекса стендовых и летных испытаний двигателя-демонстратора. Отдельным достижением НПО «Сатурн» следует считать устойчивую и надежную работу этого двигателя при скоростях с числами М выше 2, полученную в ходе летных испытаний на самолете-демонстраторе.
     По своим геометрическим параметрам и местам крепления на самолете изделие 117С соответствует своим предшественникам 4-го поколения - двигателям АЛ-31Ф и АЛ-31ФП. Это дает возможность при небольшой доработке мотогондол и оборудования использовать изделие 117С для модернизации всего парка ранее изготовленных самолетов типа Су-27 и Су-30 как ВВС РФ, так и ВВС иностранных государств, имеющих такие самолеты на вооружении.
     Вместе с тем такой успех был бы невозможен без модернизации всего предприятия. По сути, создана новая научно-производственная база. Без преувеличения, те кто живет стереотипами союзного государства, испытывают шок при посещении завода в Рыбинске. Сегодня это высокотехнологичное производство, отвечающее всем мировым стандартам.
     В конце прошлого года перед руководством НПО «Сатурн» встала дилемма: развиваться, реализовывать намеченные планы и чем-то жертвовать или скатываться в финансовую пропасть. Выбран был непопулярный путь сокращения расходов, планировалось уменьшение рабочих мест. Однако государство не осталось в стороне от разрешения назревающего кризиса. Оно оказало финансовую помощь фирме в обмен на увеличение своего пакета акций.
     Сегодня ситуация на фирме стабилизируется. На финишную прямую выходит ряд перспективных проектов. На испытательной базе французской компании «Снекма» (Snecma, SAFRAN Group) успешно завершились сертификационные испытания по забросу крупной птицы в вентиляторную ступень типовой конструкции двигателя SaM146, предназначенного для перспективного российского самолета SSJ 100. Испытания подтвердили ожидаемые прочностные характеристики динамического взаимодействия рабочего колеса вентилятора с крупной птицей.
     Это задел на будущее, а не так давно фирма получила заказ на производство двигателей для военно-транспортных самолетов, закупаемых Китаем. Речь идет о твердом заказе на 55 двигателей Д-30КП-2 и опционе еще на 33 двигателя. Контрактом предусмотрена послепродажная поддержка как на гарантийный период, так и на послегарантийный период. Кроме того, готовится контракт по ремонту двигателей для самолетов Ту-154. Портфель заказов растет.
     Именно поэтому если в конце прошлого года речь шла о количестве сокращаемых мест, то сегодня идет поиск дополнительной рабочей силы.
     
Кризис и бизнес

     Мировой экономический кризис диктует свои условия, но нет оснований говорить о стагнации авиастроения в России. По оценке президента Объединенной авиастроительной корпорации, темпы роста продаж в 2009 году будут чуть меньше, чем в докризисный период. «Мы прогнозируем объем продаж корпорации на уровне 119,2 млрд. рублей. Только 20 процентов от оборота придется на гражданскую авиатехнику», - отметил Федоров. По данным ОАК, в 2008 г. объем продаж составил 85,2 млрд., а в 2007 - 73,2 млрд. рублей. Глава авиастроительной корпорации считает, что рост платежеспособного спроса на мировом рынке авиатехники начнется в 2010 году.
     Президент ОАК сообщил, что в 2009 году корпорация по разным каналам получит от государства около 40 млрд. рублей в качестве поддержки. В частности, речь идет о поддержке проектов корпорации как гражданского, так и военного направлений, в том числе глубокой модернизации самолета Ту-204СМ, проектов SSJ 100, Ан-148. «Нашими основными задачами в области гражданской авиации мы видим следующие показатели: выпуск Ту-204 на уровне 1 самолета в месяц, Ан-148 - 2 самолета в месяц, SSJ 100 - 70 машин в год», - добавил Федоров.
     По мнению экспертов, принимаемые меры позволят сохранить авиастроение страны, а после проведенного смотра авиационной техники на авиабазе Кубинка планы ГОЗ по закупкам новой техники будут существенно скорректированы, и явно не сторону уменьшения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex