Вначале немного статистики: осуществляя оперативно-служебную деятельность в Челябинской, Курганской, Тюменской, Свердловской областях, а также на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, пограничные органы в Уральском федеральном округе охраняют Государственную границу РФ общей протяженностью свыше 2.600 км, 970 км из которых пролегают по Северному морскому пути. При этом из двух подконтрольных отрезков на юге и севере страны наиболее напряженным остается участок российско-казахстанской границы (1.646 км). Именно на центральноазиатском направлении пограничникам УрФО, что называется, скучать не приходится. В истекшем году здесь через госграницу страны ими было пропущено 4 млн. 635 тыс. граждан, досмотрено свыше полумиллиона автотранспортных средств.
Однако не ради фиксации численности законопослушных лиц, пересекающих отечественные рубежи, несут непрерывную службу российские стражи наших пределов. Их главное предназначение – быть непреодолимым препятствием на пути нарушителей госграницы. Последних, как известно, во все времена было предостаточно. В том же 2008 году в ходе оперативно-служебной деятельности пограничниками УрФО задержано около тысячи лиц, пытавшихся незаконным путем пересечь российско-казахстанскую границу (для сравнения: по итогам января-марта текущего года таковых – 76 человек). За нарушения пограничного режима и режима в пунктах пропуска вычислено около полутора тысяч нарушителей (в первом квартале 2009 г. – уже 490).
Но и это еще не все. Гораздо большее зло исходит не от самих нарушителей, а от того, что те незаконно пытаются пронести (провезти) через границу России. Так, в течение 2008 г. на рубеже с Казахстаном было пресечено 484 случая ввоза в страну контрабандных товаров на сумму, превышающую 80 миллионов рублей. За три месяца этого года уже зарегистрировано 85 подобных случаев, но при значительном увеличении стоимости контрабанды, общая сумма которой превысила 56 миллионов рублей.
Еще тревожнее обстоят дела с наркотрафиком. По словам начальника Регионального пограничного управления ФСБ России по УрФО генерал-лейтенанта Владимира Попова, для афганских «садоводов» опиумного мака направление перевозки смертельно опасной продукции по так называемому северному маршруту из Афганистана через Таджикистан, Киргизию, Узбекистан и Казахстан в Россию по-прежнему остается самым приоритетным. «По оценкам, в том числе и зарубежных экспертов в области наркоконтроля, добрая четверть от ежегодно вырабатываемой на афганской территории массы героина предназначается для российских потребителей, – уточняет генерал Попов. – Плюс к этому Российская Федерация воспринимается наркосбытчиками как основной путь транзита наркотиков в Европу».
В беседе генерал-лейтенант Владимир Попов будто по написанному приводит случаи пресечения его подчиненными фактов контрабандной перевозки в Россию наркотических средств. Причем речь в приводимых примерах шла не о считанных граммах, а о десятках килограммов (!) «афганской продукции», транспортировавшихся в технологических полостях автомашин наркокурьеров. Свидетельством сказанному служат опять же показатели оперативно-служебной деятельности уральских пограничников. Причем их рабочие цифры исподволь настораживают своей динамикой роста. Так, в минувшем году на границе с Казахстаном было задержано более 160 кг наркотиков. За неполные три месяца текущего года этот показатель приблизился к 260 кг.
На основании приведенных фактов у стороннего наблюдателя может сложиться впечатление, будто современный контрабандист иссяк в «новаторстве» по переброске незаконных грузов. Однако это не так. Наоборот, их методы с каждым разом становятся наглей и изощренней. Иначе бы отслеженные переброски через границу не поражали своими объемами даже видавших виды пограничников. К примеру, в этом году на российско-казахстанской границе был задержан хозяин саней на лошадиной тяге (!), перевозивший в четырех массивных чемоданах порядка 60 килограммов (!) ювелирных изделий из драгоценных металлов.
Как считает генерал Попов, подобных успехов могло и не быть, если бы государство не уделяло повышенное внимание отечественным погрансилам как в вопросах их технического оснащения, улучшения условий оперативно-служебной деятельности специалистов, так и в бытовом обеспечении личного состава. Во второй половине марта в системе Регионального погрануправления произошло знаковое событие – в торжественной обстановке в селе Казанское был открыт комплекс административных и жилых зданий для размещения двух подразделений, охраняющих государственную границу.
- Это второй подобный обособленный служебно-бытовой комплекс, введенный в эксплуатацию на участке российско-казахстанской границы, – рассказывает генерал-лейтенант Попов. – Первый в городе Куртамыш был открыт в декабре минувшего года. К концу 2010 года мы планируем построить еще 17 аналогичных объектов, возводимых в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)». На 13 из них уже ведутся строительные работы. Ряд объектов рассчитываем сдать в эксплуатацию в течение этого года.
Что собой представляет пограничный городок современного типа, довелось увидеть в день открытия межрайонного отдела в Казанском.
Для участия в торжественном мероприятии в Казанское прибыли десятки приглашенных лиц. Выступивший на митинге вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев особо подчеркнул, что с вводом в строй нового объекта «процесс работы пограничников выводится на совершенно иной, более качественный уровень». В то же время было отмечено, это важное событие не только для самого погрануправления, но и для жителей одноименного села.
И это правда. Историей не раз было доказано: где присутствуют люди в погонах, там жизнь бьет ключом. А в данном случае вид из села на строгий облик соседствующего гособъекта еще и дисциплинирует.
Однако в отношении «строгого облика» всерьез приходится говорить только теперь. Ведь до ввода в строй нынешнего погрангородка пограничники размещались в арендованном помещении здания Казанского районного потребительского общества (райпо). Что это были за условия, вкратце рассказала контролер первой категории прапорщик Ольга Маслеева:
- Представьте: пять кабинетов в постройке старого типа на несколько десятков человек. Работать приходилось чуть ли не в очередь – мест за столами на всех не хватало. Общая туалетная комната, водопровода нет... Девять лет в таких условиях.
В нынешнем двухэтажном административном корпусе погрангородка чуть ли не у каждого сотрудника есть отдельный кабинет. Более того, не считая актового зала и иных сопутствующих помещений, здесь предусмотрены объекты обеспечения деятельности подразделения – служебная столовая, тренажерный зал, 25-метровый тир и даже банное отделение.
В десятках метров от административного корпуса для сотрудников городка возведены два трехэтажных жилых дома на 36 и 39 квартир. По благоустройству, отделке и оснащению служебные «двушки» и «трешки» ничем не уступают типовым квартирам в современных жилых комплексах российских городов. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности подобных объектов одновременно возводились автобоксы, котельная и бойлерная; на придомовой территории для детей военнослужащих сооружены игровые площадки.
Все перечисленное хозяйство находится под постоянным видеонаблюдением. Десятки стационарных и поворотных камер круглосуточно фиксируют ситуацию в военном городке и по его периметру, гарантируя обитателям безопасность жизнедеятельности.
- С вводом в строй этого городка, – поясняет генерал Попов, – погранподразделение избавилось от массы сопутствовавших проблем, одна из которых – тотальное бесквартирье.
Что правда, то правда. Прапорщик Ольга Маслеева не скрывает, что на протяжении ряда лет просыпалась в снимаемой квартире с мыслью о том, когда же хозяева попросят освободить жилплощадь – сегодня, завтра или послезавтра? И это не преувеличение. «Подобные случаи были, – поясняет прапорщик Маслеева. – Фразу от ответственного квартиросъемщика «идите куда хотите – мы «хату» продаем» в предыдущие годы службы довелось выслушать не одному бесквартирному сотруднику погранподразделения.
Теперь действующим пограничникам в селе Казанское об угрозе выселения можно забыть навсегда. Этот факт в свою очередь несказанно радует, например, молодую семью сотрудника контрольно-пропускного пункта старшего лейтенанта Владимира Козлова. За последние три года ему с женой Ириной не по собственной воле пришлось сменить пять мест временного проживания.
- А полтора месяца назад мы въехали в предоставленную служебную двухкомнатную квартиру, – не сдерживая эмоций, делится радостью Ирина. – Поначалу в известие о переезде в городок даже не поверили. Еще больше поразило то, что нам разрешили самим выбрать квартиру под заселение! Столько сразу приятных домашних забот появилось... Понемногу стали собственной обстановкой обзаводиться. Теперь ждем родителей в гости.
- На участке пограничного подразделения в селе Казанское со стороны командования сегодня сделано все, чтобы создать личному составу добротные условия для беспроблемного исполнения своих функциональных обязанностей, – поясняет генерал Попов. – Будем ждать ответной реакции. Но уже, глядя на лица пограничников, не приходится сомневаться: взаимность непременно будет. Поэтому не сомневаюсь: в нашем секторе ответственности надежность охраны государственной границы существенно возрастет.
Остается добавить, что с финалом вышеупомянутой Федеральной целевой программы «Государственная граница РФ (2003-2010 годы)» обустройство госграницы на участке УрФО не прекратится. По словам генерал-лейтенанта Попова, в активной стадии разработки находится очередной проект благоустройства центральноазиатского погранрубежа. Он рассчитан на период с 2011 по 2016 год. В этап новой ФЦП войдет возведение свыше 60 служебно-бытовых объектов. В своей основе это будут комплексы зданий и сооружений линейных отделений с аналогичными элементами, какие построены в Куртамышском и Казанском погрангородках.
На снимках: начальник Регионального пограничного управления ФСБ России по УрФО генерал-лейтенант Владимир Попов; вид на погрангородок с высоты птичьего полета.