- Александр Николаевич, отношение к службе в армии по призыву меняется?
- Да, и меняется в лучшую сторону. Об этом говорят как результаты различных социологических исследований, так и наблюдения членов Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. За минувший год нам удалось побывать во многих воинских частях, где мы постоянно убеждались, что подавляющее большинство молодых парней считают себя настоящими патриотами и понимают: служба в армии традиционно является обязанностью всех мужчин, живущих в нашей стране. В последнее время и в обществе в целом постепенно идет процесс возвращения отношения к армии как настоящей мужской школе.
Все большее развитие получают шефские связи. Этому будет способствовать создание по инициативе Общественной палаты и «Мегапира» союза организаций, шефствующих над воинскими частями и кораблями.
И еще один очень показательный факт – результаты работы нашей «горячей линии». Увеличился процент тех, кто жалуется, что его не призывают: то есть юноши готовы и хотят служить, а мест в армии на всех, получается, не хватает...
- Из вашего опыта общения с призывниками, их родителями: что они знают о современной армии, понимают ли, что на самом деле происходит в Вооруженных Силах и что ждет призывников после отправки в войска?
- Больше всего пугает неизвестность. Когда у молодого человека еще до службы появляется возможность побывать в воинской части на дне открытых дверей, вживую пообщаться со своими сверстниками в погонах, а у родителей солдата – приехать в часть и поговорить с командирами, большинство вопросов сразу снимается. Ведь нередко общество живет мифами: например, боятся отправки в Чечню, а воинские части в этом регионе комплектуются только контрактниками, призывников туда не направляют с 2005 года. В этом отношении очень показательны и отклики, пришедшие после распространения предыдущего «Путеводителя по призыву». Удалось рассказать молодым людям об армии, в том числе глазами солдат по призыву и их матерей. А кому как не им знать правду о реальном положении дел в армии, давать советы молодежи...
С другой стороны, нам не надо стесняться показывать как положительные, так и отрицательные моменты. Потому что только государство (в лице Минобороны) не справится с задачей совершенствования наших Вооруженных Сил, воспитания и обучения молодых ребят, допризывного контингента. Это задача всего общества.
- Традиционный вопрос: служить должны все?
- Думаю, что любой отец и любая мать со временем понимают, что пройти армейскую школу юноше надо. Сколько я говорил с отцами – с министрами, с крупными чиновниками и бизнесменами, они считают: сын должен отслужить, посмотреть, что такое настоящая мужская работа. Это потом ему пригодится в жизни. Не зря законодатели ставят вопрос о том, чтобы тот, кто не служил в армии, не занимал высоких государственных постов. Я с этим согласен.
Среди моих коллег, партнеров, друзей, знакомых очень много таких родителей, которые не то что не побоялись отправить своих парней в армию, а гордятся этим! Мой хороший товарищ Леонид Семенович Чугунов руководит одной из крупнейших газпромовских компаний, несколько раз мне звонил, с гордостью рассказывал, что призывают в армию его родственников. Знаю, что у префекта Северо-Западного округа Москвы Виктора Александровича Козлова сын недавно отслужил срочную. А у председателя Контрольно-счетной палаты Москвы Виктора Александровича Двуреченского старший сын окончил Военный университет. Или вот интересный факт: один из правнуков Леонида Ильича Брежнева отучился в Англии, вернулся в Россию, отслужил срочную и только после этого поступил в вуз...
Другое дело, что мы мало об этом рассказываем.
- Молодой человек идет в армию. Как ему этот год службы использовать с максимальной пользой для себя?
- Вопрос поставлен абсолютно правильно. Этот год нужно использовать по максимуму, чтобы окрепнуть морально и физически, пройти определенные трудности, овладеть воинской специальностью, научиться стрелять, водить военную технику, нести караульную службу (для этого надо проситься в части постоянной готовности, где насыщенная боевая учеба). Все это в жизни пригодится. Год – небольшой срок. Каждый его день надо использовать по максимуму.
Молодой человек должен понимать, что он не просто отдает долг Родине, он учится, впитывает в себя лучшие мужские качества. В том числе умение дружить с ребятами, избегать конфликтов и т.д.
И еще очень важно, чтобы молодые люди имели чувство собственного достоинства. Если происходят какие-то стычки в молодежной среде, то нужно сделать так, чтобы это прекратилось, – окружающие ребята должны в этом помочь. Если не получилось... Каждый должен понимать: он гражданин, у него есть не только обязанности, но и права, закон защищает его. И не надо стесняться, научитесь отстаивать свои права перед товарищами, перед командирами. А если не получается, обращайтесь в прокуратуру, к старшим начальникам, к нам в Общественную палату. Телефон «горячей линии»: 8 (495) 748-69-13. Не стесняйтесь, звоните. В том числе я обращаюсь и к родителям (другие номера телефонов на стр. 13. – Прим. «КЗ»).
- Что еще, кстати, вы посоветуете родителям призывников?
- Почему мы все время поднимаем вопрос о возобновлении начальной военной подготовки в школе? Дело не только в том, чтобы дать военно-техническую подготовку. Важнее целевые установки, понимание того, что служба в армии – это мужской долг. Социологические исследования, наши поездки в войска показывают, что призывники, воспитанные в семьях, в которых отношение к военной службе является изначально положительным, легче и быстрее адаптируются к новой для себя роли защитника Отечества. То есть когда родители ориентируют сына на позитивное отношение к службе, ему проще служить. Тем более служить теперь, когда призывают всего на год.
Все это родители должны понимать, напутствуя сына перед направлением в армию. Они должны понимать, что служба в армии, умение владеть оружием, быть защитником – это признаки становления мужчины. А как иначе? Сейчас не хочешь учиться быть защитником Отечества, завтра не сможешь защитить свою семью, девушку...
Помните фильм «Иван Бровкин на целине»? Как раньше: не призвали – позор. Многие думают, что это аллегория. Но так было на самом деле. И к этому мы постепенно возвращаемся.