на главную страницу

2 Апреля 2009 года

Есть такая профессия

Четверг

Отец солдатам... в двадцать с лишним лет



     Привычное для армейской среды словосочетание «отец солдатам» обычно ассоциируется с офицером, за плечами которого многие годы службы. Но мне в одной из частей 56-го гвардейского окружного учебного центра (ОУЦ) Ленинградского военного округа порекомендовали встретиться с командиром учебной роты гвардии лейтенантом Евгением Равинским. Дескать, он соответствует такой характеристике: офицер требовательный, но за подчиненных горой, заботится о них постоянно. На возражения по поводу возраста и только-только начинающейся командирской биографии в штабе ответили категорично: «С жизненным опытом тоже все в порядке, и вы в этом сможете убедиться сами». Такое вот интригующее начало.
     Лейтенант встретил меня в расположении роты: подтянутый, крепко сбитый, в безукоризненно сидящей форме. Про таких говорят: военная косточка. Формально Евгений Равинский - офицер действительно молодой: выпускник Новосибирского высшего военного командного училища (НВВКУ) 2007 года. Но биография позволяет понять, почему ему легко найти общий язык с солдатами и сержантами, стать для них не просто командиром, но и настоящим наставником.
     Евгений - из семьи кадрового офицера. Отец Михаил Михайлович закончил службу майором, начальником штаба отдельной части в Космических войсках. Надеялся, что сын пойдет по его стопам - станет курсантом Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. После школы Женя приехал летом в Петербург и почти сразу понял: военный инженер-энергетик - это не его стихия. Да, можно было поступить и учиться, но стоит ли заниматься делом, к которому не лежит душа?
     Словом, вернулся домой в Томскую область и, чтобы не терять время, пошел в профессиональное училище (ПУ), где за год получил специальность автомеханика. Позднее пригодилось знание и техники, и психологии тех ребят, которые прошли через систему профтехобразования. Тут есть свои нюансы, а бывших учащихся ПУ и техникумов в каждом призыве довольно много.
     Весной подал документы туда, куда хотел - в Новосибирское ВВКУ. Поступил без проблем: и знания были на уровне, и со спортом был дружен - к выпуску из училища стал кандидатом в мастера спорта по лыжам.
     - В моем курсантском становлении, приведении к «нормальному бою» важнейшую роль сыграл майор Виктор Куликов, - вспоминает Равинский. - Он был сначала взводным, а потом и командиром моей курсантской роты. Очень требовательный офицер, но без «излишеств»: все по делу, строго по уставу. Он сделал из меня толкового курсанта, а потом и младшего командира - оканчивал училище старшиной, замкомвзвода. На старших курсах часто оставался и за командира взвода.
     Именно такая училищная закалка позволила без проблем пройти через период адаптации в ОУЦ на должности командира учебного взвода. К слову, попал в роту вместе со своим однокашником - лейтенантом Евгением Черкасовым, что тоже до сих пор помогает - как-никак пять лет вместе проучились.
     - Когда пришел, то еще застал тех курсантов, которые призывались на два года, - делится Равинский. - Нынешним моим подчиненным предстоит служить всего год. К сожалению, не все из них оценили такое сокращение. Некоторые размышляют так: полгода в «учебке» ни шатко ни валко отслужу, а там и в части всего ничего останется... То есть поначалу нет должного настроя на изучение воинской специальности.
     Как изменить такое отношение? Методов много, но, в частности, помогает пример действий российских военнослужащих в ходе операции по принуждению к миру грузинской стороны в Южной Осетии и Абхазии. Вот что говорит по этому поводу сам Равинский:
     - Спрашиваю такого нерадивого солдата: а ты сможешь решать подобные задачи в боевой обстановке? Не готов? Тогда что делаешь, чтобы самому быть во всеоружии, да еще и подчиненными руководить (в роте готовят командиров отделений. - Прим. автора)? Что скажешь матери, когда она тебя спросит: защитишь ли ты меня, сынок? Действует.
     Вообще «материнский фактор» - подспорье в воспитательной работе. И дело не в том, что без родителей никак не обойтись, но иной раз именно их влияние - то самое недостающее звено, которое позволяет закрепить успех в перевоспитании «трудного» солдата. Офицер хорошо помнит, как пришедший в роту с очередным призывом рядовой Кирилл Александров так и заявил: «Коль родители не воспитали за 18 лет, то армия и подавно не справится». Пришлось Равинскому с ним помучиться: то спрячется в сушилке и спит, то в наряде замечание получит... Но когда вместе с мамой за него взялись (благо она рядом в Петербурге живет), то прогресс сразу наметился, и стал Кирилл служить не хуже других.
     Главное, чтобы матери правильно понимали свою роль в воздействии на сына. Ведь и командиры добра хотят их сыновьям. К примеру, прошлой осенью без должного прилежания начал службу рядовой Илья Пирог. Не то чтобы разгильдяй, но явно мог добросовестнее изучать военное дело. А тут как раз из Великого Новгорода приехала навестить сына мама Татьяна Николаевна. Узнав, что Илья «халтурит», попросила Равинского: «Вы его не жалейте - он прекрасно все может, но ленится». И сыну заявила: «Чтобы в числе лучших окончил «учебку», - приеду на выпуск и проверю». Куда парню деваться? Сейчас он в числе передовиков, видимо, останется в роте на должности младшего командира.
     К слову, сержантам молодой офицер уделяет особое внимание. Не только потому, что они традиционно должны быть первыми помощниками в боевой учебе и службе. В этой роте они образец на будущее: через несколько месяцев нынешние курсанты сами станут младшими командирами и в войсках во многом станут копировать стиль работы своих непосредственных начальников в «учебке». «Если они будут такими, как гвардии младшие сержанты Никита Голубев и Сергей Витальев, то, значит, работал не зря», - считает Равинский.
     ...Несколько дней назад командир роты получил письмо от того самого Кирилла Александрова. Обратный адрес - Буденновск. Далеко от родного Питера служит бывший подчиненный! Впрочем, сам парень своего командира «бывшим» не считает - он по-прежнему для него наставник и советчик. А написал Кирилл, чтобы поделиться своими успехами в службе и еще раз поблагодарить за все. Сколько таких благодарных писем от подчиненных и теплых слов от родителей еще будет у Евгения Равинского! А будут они обязательно - офицер умеет подобрать ключи к душе солдата, а это всегда на пользу службе.

     На снимке: пришла в роту почта, и рядовой Евгений КРАВЧЕНКО с удовольствием делится новостями из родных мест с гвардии лейтенантом Евгением РАВИНСКИМ.
     
Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Санкт-Петербург.
Фото автора.

     

     
К МЕЧТЕ ОБ ОФИЦЕРСКИХ ПОГОНАХ

     В редакцию «Красной звезды» и других военных изданий регулярно поступают письма от военнослужащих срочной службы, авторы которых просят разъяснить им порядок поступления в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны. Стремление солдат и сержантов стать офицерами понятно - авторитет Вооруженных Сил России и престиж военной службы остаются по-прежнему высокими.


     Солдаты и сержанты могут сделать первый шаг на пути к мечте об офицерских погонах, если им еще не исполнилось 24 года. При этом следует учитывать, что для поступления в Военный институт физической культуры необходимо иметь спортивное звание или разряд не ниже второго по одному из видов спорта, а для того чтобы стать курсантом Военного института военных дирижеров, нужно уметь играть на одном из инструментов духового оркестра.
     Профессиональный отбор будущих курсантов проводится в период с 1 по 30 июля. Для того чтобы его пройти, солдатам и сержантам, желающим поступить на учебу в военно-учебное заведение, до 1 апреля необходимо подать на имя командира воинской части рапорт, в котором надо указать воинское звание, фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, дату рождения, полученное до призыва на службу образование, а также наименование военно-учебного заведения и специальность, по которой они желают обучаться.
     К рапорту необходимо приложить копию документа о среднем образовании и три заверенные фотографии без головного убора размером 4,5х6 см, автобиографию и характеристику, служебную карточку и карту медицинского освидетельствования, а также карту профессионального психологического отбора.
     Непосредственно в приемную комиссию вуза необходимо представить подлинные документы, дающие право поступления на льготных основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, подлинный документ об образовании. Солдатам и сержантам, которые до призыва окончили первые и последующие курсы образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, необходимо получить академическую справку - ее нужно будет предъявить в приемную комиссию военно-учебного заведения.
     Следует также помнить, что на кандидатов, поступающих в вузы, отбор в которые производится после оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, оформляется допуск по соответствующей форме.
     Военнослужащие, предварительно отобранные для поступления в военно-учебные заведения, к 1 июня направляются в избранные ими вузы для прохождения профессионального отбора, где с ними проводятся двадцатипятидневные учебные сборы для подготовки к вступительным испытаниям.
     Профессиональный отбор проводится приемными комиссиями вузов, в том числе и выездными. В его ходе определяются годность кандидатов к поступлению по состоянию здоровья, категория профессиональной пригодности на основе социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, а также оценивается уровень общеобразовательной и физической подготовленности будущих курсантов. При этом оценка уровня общеобразовательной подготовленности осуществляется по результатам единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием.
     Следует напомнить, что ряд категорий поступающих в военные вузы абитуриентов, успешно прошедших профессиональный отбор, что также относится к солдатам и сержантам, зачисляются в военно-учебные заведения Министерства обороны России вне конкурса. К ним относятся дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида 1-й группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; граждане, уволенные с военной службы и поступающие в вузы по рекомендациям командиров воинских частей; участники (ветераны) боевых действий; граждане, которым в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 г.
     № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право внеконкурсного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также другие граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
     Кроме того, некоторые абитуриенты освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам. Среди них - военнослужащие, в том числе и уволенные в запас, проходившие военную службу по призыву и при этом выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.
     
Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».

     

     
Пусть меня научат!

     Не секрет, что в условиях экономического кризиса государство становится самым привлекательным работодателем для граждан страны. По результатам некоторых социологических исследований, в России растет удовлетворенность своей профессией и у представителей силовых структур.
     На сегодняшний день лейтенантские звезды можно получить несколькими путями. Традиционные кузницы офицерских кадров - военные учебные заведения. Обращаем внимание, что в целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооруженных Сил РФ издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р, предусматривающее оптимизацию сети военных образовательных учреждений Минобороны России.
     К 2013 году Министерство обороны планирует в рамках 10 системообразующих вузов иметь 3 военных учебно-научных центра, 6 войсковых академий и 1 военный университет.
     Учитывая реалии сегодняшнего дня, возникают и новые формы подготовки кадровых офицеров: можно начать военную карьеру, получив качественное гражданское образование. Для этого в 2008 году на базе 37 ведущих федеральных и региональных высших учебных заведений были созданы учебные военные центры (УВЦ). По сути дела, это мини-факультеты при вузах, на которые молодые люди на конкурсной основе прошли предварительный отбор в военных комиссариатах по месту жительства.
     Перед зачислением на 1-й курс успешно выдержавшие испытания по целевому приему абитуриенты заключают с Министерством обороны договор, согласно которому после окончания обучения молодой человек обязуется отслужить 3 года по контракту на офицерских должностях, не связанных с командной деятельностью.
     Слушатели УВЦ обучаются по тем же программам, что и их товарищи-студенты, но на их военную подготовку во время всего срока обучения в вузе отведено не менее 1.500 часов. Помимо обычной стипендии, они получают дополнительные денежные средства, которые в несколько раз превышают размеры студенческих выплат.
     Если же молодой человек захочет расторгнуть договор по неуважительной причине, то будет обязан возместить государству затраченные на его обучение средства. Также он может быть призван на срочную службу рядовым (солдатом или матросом).
     Получить лейтенантские погоны можно и после завершения военной подготовки в гражданских высших учебных заведениях, имеющих факультет военного обучения или военную кафедру. В прошлом году их количество значительно сократилось. С прошлого года из 229 военных кафедр осталось 68 (16 факультетов и 52 военные кафедры).
     На военной кафедре обучаются студенты дневных отделений вузов (граждане Российской Федерации), годные по состоянию здоровья к военной службе и прошедшие конкурсный отбор Министерства обороны.
     Необходимо отметить, что иногда вузы демонстрируют привлекательность обучения в стенах их учреждения в том числе и наличием военной кафедры. Здесь надо понимать, что каждая кафедра готовит офицеров запаса по военно-учетным специальностям определенного профиля. С их перечнем можно ознакомиться непосредственно на военной кафедре.
     Курс обучения на военных кафедрах и факультетах - примерно 450 аудиторных занятий. Занятия проходят один раз в неделю полный учебный день.
     По окончании обучения на военной кафедре студенты проходят обязательные учебные сборы в воинских частях в течение 30 дней. Потом проводится итоговая аттестация. И только после успешного окончания вуза и получения диплома министр обороны своим приказом присваивает выпускнику офицерское звание лейтенанта запаса. Однако молодые люди могут по собственному желанию служить в Вооруженных Силах или иных силовых структурах офицерами по контракту.
     
Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».

     

     
Профессию я выбрал в армии


     «Я хочу реализоваться в науке, построив военную карьеру», - заявил «Красной звезде» Сергей Фадеев, студент второго курса Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Баумана. Сергей выбрал этот вуз потому, что считает его лучшим техническим университетом России.
     Несмотря на юношеский возраст, у Сергея интересная биография. Прежде чем поступить в МГТУ, он отслужил по призыву. Именно во время службы Фадеев утвердился в своем желании связать ближайшие годы с Вооруженными Силами. «В армии мне понравилось», - сказал родителям, вернувшись домой, и заключил контракт с учебным военным центром МГТУ им. Баумана.
     Военная специальность у курсанта Фадеева после выпуска из вуза будет почти аналогичная гражданской - специалист по компьютерным системам и сетям. Служить ему предстоит в космических войсках. Грамотные программисты в этом виде войск всегда будут востребованы. К будущей службе Фадеев активно готовится. Он уже знает несколько языков программирования. Хотя тут же уточняет: пока не в совершенстве. Но это для него не просто учеба, это хобби.
     Со стороны командиров и преподавателей учебного военного центра к Сергею отношение особое. Наличием за плечами года службы он выгодно отличается от остальных курсантов, и офицеры-преподаватели это чувствуют. Но за учебу спрашивают так же строго, как с остальных курсантов.
     Как рассказал заместитель начальника факультета военного образования полковник Сергей Остриков, на курсе есть как сильные, так и слабые студенты. Сергею Фадееву поначалу приходилось сложнее по сравнению с теми, кто пришел сразу после школы. Давал о себе знать перерыв на время военной службы. Но в учебном военном центре МГТУ им. Баумана в студентах воспитывают дух взаимопомощи и товарищества, а насточивости в овладении будущей специальностью самому Фадееву не занимать. По словам Сергея Петровича, в будущем курсант обязательно вырастет в хорошего специалиста. Он мотивирован на обучение, старателен, готов добиваться цели.
     Кстати, часто случается, что так же, как Фадеев, твердо хотят идти в армию сыновья военных. Однако семья у Сергея самая обычная, гражданская, и друзья тоже. Его окружение никак не повлияло на его выбор. «Я патриот!», - совершенно серьезно говорит Сергей Фадеев. - Должен же кто-то выполнять и эту работу - защищать Родину!».
     
Ольга САФОНОВА, «Красная звезда».
Фото автора.

     

     
Меняем знания на опыт

     В 37 вузах страны с 2008 года открыты учебные военные центры (УВЦ), которые позволяют молодым людям получить высшее гражданское образование на бюджетной основе и подготовить себя к службе в Вооруженных Силах РФ на офицерских должностях. Их выпускники будут обеспечены местом службы, а значит, для них не станут камнем преткновения при трудоустройстве слова «требуется опыт работы», которые слышал почти каждый молодой специалист, окончивший гражданский вуз.
     Подробнее об этом рассказывает начальник учебного военного центра МАТИ - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, кандидат военных наук, доцент подполковник Андрей САДАКОВ.


     - Андрей Фокеевич, много ли сегодня желающих обучаться в учебном военном центре МАТИ?
     - Да, желающих с каждым годом становится все больше, так как информация об УВЦ распространяется. Постоянно к нам поступают звонки со всей России. В основном интересуются условиями приема, процессом обучения и перечнем документов, необходимых для поступления.
     - И каков же перечень?
     - Для начала абитуриент должен подать заявление в военный комиссариат по месту жительства. Это надо сделать до 1 мая года поступления. Затем желающий обучаться проходит медкомиссию в военкомате, где формируется личное дело и выдается на руки кандидатам для представления в приемную комиссию образовательного учреждения. По результатам единого государственного экзамена по таким предметам, как математика, русский язык и физика, ребята поступают в вуз. Если у абитуриента нет результатов по ЕГЭ, они сдают его при нашем университете.
     - А какие есть преимущества у тех, кто поступит на учебу в УВЦ?
     - Во-первых, и это самое главное, на мой взгляд, специалист, получивший диплом вуза и прошедший обучение в УВЦ, будет иметь гарантированное трудоустройство после учебы, так как Министерство обороны заключает со всеми выпускниками центра контракт на службу в войсках сроком на три года. Выпускники УВЦ получают не только военную специальность, но и гражданскую. И если после трехлетней службы молодой офицер не захочет продлить контракт, то по крайней мере им будет приобретен опыт работы по специальности. С учетом трудной экономической ситуации это очевидное преимущество. Во-вторых, курсанты УВЦ получают кроме основной студенческой стипендии дополнительную. И
     в-третьих, учащиеся центра в первую очередь обеспечиваются бесплатным местом в общежитии университета.
     - Сейчас в центре обучается 59 курсантов. Есть ли среди них те, кто уже прошел службу по призыву? И если есть, проще ли им учиться в УВЦ?
     - Нет, таких молодых людей у нас нет. Если такие желающие появятся, то это наверняка будут юноши, которые определенно хотят сделать карьеру военного. Сейчас в центре учатся выпускники суворовских и нахимовских училищ. Полученные военная подготовка и знания, конечно, помогают этим ребятам.
     - На курсантах УВЦ лежит дополнительная нагрузка: наряду с общей для всех студентов программой обучения один день в неделю они изучают военные дисциплины. Отличается ли в связи с этим успеваемость обучающихся в центре от других студентов?
     - Нет, ничем не отличается. Мы прекрасно понимаем, что успеваемость студента в университете полностью ложится на базовые знания, полученные им в школе. Поэтому каких-либо отличий между студентами не существует. У нас есть и отличники, и те, кто учится на «удовлетворительно».
     - Андрей Фокеевич, в какие войска пойдут служить ваши выпускники?
     - Молодые люди станут специалистами по одной из четырех выбранных ими гражданских специальностей: проектирование и технология электронно-вычислительных средств, проектирование и технология радиоэлектронных средств, автоматизированные системы обработки информации и управления, системы автоматизированного проектирования. А военная специальность их звучит так: «Эксплуатация и ремонт средств автоматизированного управления радиотехническими средствами войск ПВО Сухопутных войск и ВМФ». Поэтому лейтенанты будут проходить службу на офицерских должностях в частях противовоздушной обороны.
     - Как показали себя курсанты УВЦ на практических занятиях, так сказать, в поле?
     - Эксперимент с УВЦ мы начали в 2006 году, именно первые курсанты прошли учебные сборы в одной из воинских частей Московской области. Показали она себя неплохо: исполняли обязанности согласно своим будущим должностям.
     По программе обучения у нас запланированы учебные сборы в течение 14 суток после третьего курса и стажировка по окончании подготовки специалистов в УВЦ, продолжительностью 30 суток.
     - При создании учебного военного центра произошли ли какие-нибудь изменения в структуре университета и его профессорско-преподавательском составе?
     - Действительно, изменения произошли. Факультет военного обучения, которому, кстати, в этом году исполняется 65 лет, и учебный военный центр объединились в общую структурную единицу университета - Институт военной подготовки. Факультет военного обучения продолжает готовить офицеров запаса, учебный военный центр готовит офицеров для службы по контракту с Министерством обороны на три года. В связи с реорганизацией системы военного образования приказом министра обороны все должности в системе военного образования переведены в разряд невоинских по двум категориям: должности без приостановления службы и с приостановлением. Учитывая больший объем военной подготовки студентов, обучающихся в учебном военном центре, и студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, а также сократившийся численный состав преподавателей, организация и проведение занятий по военной подготовке со студентами значительно осложнилась. Благодаря созданию Института военной подготовки эта проблема была снята.
     - Андрей Фокеевич, есть ли среди обучающихся на УВЦ особенно талантливые, одаренные курсанты, которые хорошо проявили себя в учебе?
     - Какого-нибудь конкретного курсанта я выделить не могу. Младшим курсам, конечно, тяжелее приходится в учебе. А вот по военной подготовке лидируют выпускники суворовских и нахимовских училищ. С этого года, когда к нам в центр пришли их выпускники, мы наладили с этими учебными заведениями тесную связь.
     - Как вы считаете, каким образом абитуриенты узнают об УВЦ? Рекламирует ли себя сам центр?
     - Постоянно идет работа с военными комиссариатами, происходят встречи с выпускниками школ не только Москвы и Московской области, но и других регионов нашей страны. Этому способствует то, что офицеры, преподающие в институте, из различных регионов России. При этом Министерство обороны издает специальную литературу и кинофильмы, подробно рассказывающие про УВЦ. Обширную информацию можно увидеть на специальных интернет-сайтах министерства и нашего университета «МАТИ». Надо отметить, что 70% из поступивших в этом году, шли в приемную комиссию с твердым намерением обучаться именно в УВЦ при «МАТИ» - РГТУ имени К.Э. Циолковского.
     
Подготовила Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».

     

     
Взгляд изнутри

     Декан факультета военного образования Воронежского государственного университета полковник Александр Щербаков:
     - Вчерашние «срочники» в нашем вузе учились всегда. А после создания Учебного военного центра ВГУ появились они и среди его курсантов. Третьекурсник Иван Жуйко служил водителем-механиком в отдельном инженерно-саперном батальоне. После увольнения из рядов Вооруженных Сил России около двух лет работал на «гражданке». Затем поступил на исторический факультет нашего университета и в УВЦ. В планах - стать офицером. Подобная биография и у Андрея Альбанова - служба, работа, поступление на исторический факультет и в Учебный военный центр. Правда, он пока учится на первом курсе. Закономерно, что оба парня являются старостами своих учебных групп.
     Еще одно доказательство целесообразности вначале службы, а потом учебы в УВЦ - выбор студента 3-го курса юридического факультета Антона Полегаева, который готовился по специальности «офицер по социальной работе и профилактике правонарушений». Антон решил пройти школу службы по призыву. Отец, подполковник, посоветовал: «Послужи год в армии, изнутри посмотри на армию. Положение солдата будешь знать не по букварю». За плечами у Антона уже полгода службы. Осенью он вновь вернется в строй Учебного военного центра, но уже с войсковым опытом. Вернется, чтобы стать офицером, как его отец и дед.
     
Подготовил Юрий Бородин, «Красная звезда».
Воронеж.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex