Давно миновали те времена, когда военных прокуроров призывники боялись как огня. Сейчас ситуация кардинально изменилась: именно к прокурорским работникам обращаются и родители, и сами призывники, когда у них возникают те или иные вопросы, связанные с призывом на военную службу. К ним же приходят в тех случаях, когда нарушается закон. Сегодня мы расскажем, как решаются проблемы в военной прокуратуре Московского военного округа.
- Как только начинается призыв, - рассказывает начальник отдела военной прокуратуры МВО - старший помощник прокурора округа полковник юстиции Андрей Поршин, - к нам на «горячую линию» и лично обращаются сотни обеспокоенных родителей и призывников. У многих возникают вопросы в связи с изменениями в законодательстве. Но есть и такие обращения, которые свидетельствуют: в отношении граждан в той или иной степени нарушен закон, а значит, есть необходимость нашего вмешательства. В таких случаях проводится тщательная проверка, а потом, если речь действительно идет о нарушении прав призывников, принимаются адекватные меры. Приведу только несколько цифр: в период призывных кампаний минувшего, 2008 года военными прокуратурами гарнизонов МВО проведено 478 проверок исполнения законодательства о призыве граждан на военную и направлении на альтернативную гражданскую службу. Выявлено 921 нарушение действующего законодательства. По итогам надзорных мероприятий возбуждено 4 уголовных дела, командованию внесено 298 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 270 должностных лиц, объявлено 33 предостережения, реально восстановлены права 481 военнослужащего и гражданина различных категорий.
В основном речь идет о необоснованном призыве, предоставлении отсрочек от военной службы, недостаточной организации работы по пресечению фактов уклонения от призыва на военную службу, организации медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу. Причинами этих нарушений являются недостаточное знание офицерами военных комиссариатов федерального законодательства о призыве граждан на военную и направлении на альтернативную гражданскую службу, ненадлежащее функционирование медицинских комиссий, отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц вышестоящих органов военного управления.
В качестве примера полковник юстиции Поршин рассказал об одном таком случае:
- К нам обратился А. Солошенко, который в течение длительного времени не мог разобраться с возникшей у него проблемой в связи с тем, что военкомат упорно отказывал ему в постановке на воинский учет и последующем предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
В ходе проверки, проведенной военной прокуратурой Солнечногорского гарнизона в объединенном военном комиссариате городов Дубна и Талдом, а также Талдомского района Московской области, было установлено: Солошенко по окончании очной аспирантуры одного из московских университетов в 2004 году поступил на работу в институт, расположенный в Дубне Московской области. Таким образом, он получил право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с положениями пункта «ж» части 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действовавшей на тот момент.
Юноша, как предписывает закон, зарегистрировался в ОВД города Дубны по месту пребывания сроком на один год. Вполне естественно, что он, как законопослушный гражданин, в соответствии со статьей 10 упомянутого уже федерального закона обратился с заявлением в ОВК Дубны с просьбой поставить его на воинский учет. Но при этом его личное дело находилось в военном комиссариате Москвы. В военкомате рассудили так: решение отложить до поступления к ним документов.
Время шло, но ситуация не менялась. И в мае 2005 года Солошенко вновь обратился в ОВК Дубны для постановки на воинский учет. И тут выяснилось, что личное дело кем-то было ошибочно направлено по прежнему месту жительства Солошенко в Республику Казахстан. Военный комиссар Дубны принял решение о восстановлении личного дела, а самого Солошенко направил на медицинское освидетельствование в качестве гражданина, пребывающего в запасе. Затем ему было выдано временное удостоверение военнообязанного. Однако после этого молодому человеку неожиданно отказали в постановке на воинский учет по причине того, что он-де не имел постоянного места жительства на обслуживаемой данным комиссариатом территории.
- Между тем, - говорит Поршин, - данное решение принято в нарушение требований статьи 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В соответствии с ней граждане России имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах нашей страны. Ограничение данного права допускается только на основании закона. В соответствии с требованиями ст. 10 названного закона граждане при переезде к месту временного пребывания (на срок более трех месяцев) обязаны стать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место временного пребывания. При этом в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719, и Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132, организация воинского учета граждан по месту их пребывания (на срок более трех месяцев) возложена на соответствующие военные комиссариаты. А человека даже не потрудились толком выслушать, выяснить, где на самом деле находятся документы. Отмахивались от него, как от назойливой мухи, да еще и грозили, что лишат отсрочки, которая ему была положена на законных основаниях.
На выявленные нарушения закона военным прокурором Солнечногорского гарнизона военному комиссару г. Дубны, г. Талдома и Талдомского района Московской области внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого права А. Солошенко были полностью восстановлены, а должностные лица, допустившие нарушения закона, были привлечены к ответственности.
Телефонное право
Как гласит статья 59 Конституции России, «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Именно поэтому надзор за исполнением законодательства о комплектовании войск и, в частности, при проведении призыва на военную службу - это одно из важнейших направлений работы военных прокуроров. В этой работе налажено взаимодействие с аппаратом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В ходе каждой призывной кампании военные прокуроры работают в непосредственном контакте с региональными организациями солдатских матерей, родительскими комитетами в соединениях и воинских частях, другими правозащитными и общественными организациями. На всех стадиях - от призыва на военную службу до размещения и полного обеспечения положенными видами довольствия - осуществляется непрерывный мониторинг ситуации, своевременное и адекватное реагирование на любые нарушения закона.
Вместе с тем результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что, к сожалению, к организации и проведению призыва остается еще немало вопросов. Органами военной прокуратуры выявлены нарушения, связанные с призывом лиц, негодных к прохождению военной службы по состоянию здоровья, необоснованным предоставлением отсрочек от призыва, злоупотреблениями при организации подготовки допризывной молодежи. Большой резонанс в обществе вызывают злоупотребления среди работников военкоматов.
В качестве мер оперативного характера для оказания максимальной правовой помощи будущим призывникам военной прокуратурой в период призыва организуется работа консультативно-правовых центров на базе военных прокуратур по всей стране, куда каждый призывник, его родственник, любой заинтересованный человек может обратиться за помощью. В них дежурят не только работники военной прокуратуры, но и сотрудники военных комиссариатов, медицинские работники, готовые дать необходимую консультацию. В Москве, например, действуют три таких центра: при Главной военной прокуратуре, военной прокуратуре МВО и при Московской гарнизонной военной прокуратуре. Такие же пункты есть во всех центрах субъектов Российской Федерации. Как правило, в период призыва в эти пункты обращаются от 2 до 2,5 тысячи человек. Можно обратиться как лично, так и по телефонам «горячей линии».
По всем обращениям даются ответы, консультации. Есть и случаи обращений с информацией о нарушениях законов. По всем этим сведениям проводятся прокурорские проверки. И если устанавливаются злоупотребления, иные правонарушения криминального характера - меры принимаются оперативно, жестко, но, разумеется, в рамках закона.
Главная военная прокуратура
г. Москва, пер. Хользунова, д. 16
(499) 244-52-75
______________________________________________
Московская городская военная прокуратура
г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38д
(495) 693-59-49, (499) 195-05-10
_____________________________________________________
Военная прокуратура Московского военного округа
г. Москва, ул. Садовническая, д. 62
(495) 950-76-23, (495) 951-49-20
________________________________________________
Военная прокуратура Ленинградского
военного округа
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 4
(812) 494-28-98, (812) 494-23-80
_______________________________________
Военная прокуратура Северо-Кавказского
военного округа
г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 72а
(863) 263-04-67, (863) 263-04-65, (863) 282-78-65
____________________________________________
Военная прокуратура Приволжско-Уральского
военного округа
г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 215а
(343) 355-32-91, (343) 359-34-94
Военная прокуратура Сибирского военного округа
г. Чита, ул. Пушкина, д. 3
(3022) 26-75-17, (3022) 35-23-44
___________________________________________
Военная прокуратура Дальневосточного
военного округа
г. Хабаровск, ул. Шеронова, д. 55
(4212) 39-54-57
_________________________________________________________________________
Военная прокуратура Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе
Чеченская Республика, н.п. Ханкала
(8712) 22-34-46
_____________________________________________________________________________________
Военная прокуратура Северного флота
Мурманская обл., г. Североморск, ул. Сивко, д. 9
(81537) 4-68-85
_______________________________________________________________________________
Военная прокуратура Балтийского флота
г. Калининград, ул. Брамса, д.16
(4012) 50-28-86, (4012) 50-29-49
____________________________________________________________________________
Военная прокуратура Тихоокеанского флота
г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 15
(4232) 21-68-75
Вопрос - ответ
Расскажите, пожалуйста, об изменениях в законодательстве о воинской обязанности и военной службе, касающихся отсрочек от призыва. Меня, в частности, интересует, смогу ли я получить отсрочку в связи с тем, что имею ребенка, которому исполнилось полтора года?
В. Смирнов, Московская область.
Действительно, такие изменения внесены Федеральным законом от 06.07.06 № 104-ФЗ с изменениями от 24.10.2007, и они вступили в силу с 1 января 2008 года. В частности в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон
«О воинской обязанности и военной службе», прекратили свое действие следующие виды отсрочек от призыва на военную службу гражданам:
- имеющим ребенка в возрасте до трех лет;
- мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);
-поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определялся Правительством РФ, - на время этой работы;
- имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
- имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях, - на время этой работы;
- постоянно работающим врачами в сельской местности, - на время этой работы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, должны сообщить, что Вам отсрочка предоставлена быть не может.
У многих молодых людей есть различные отклонения в здоровье. Правда ли, что практически отменены отсрочки по медицинским показаниям?
А. Морозова, Саратов.
Все отсрочки по медицинским показаниям сохранены.
Родители умерли, а я являюсь единственным кормильцем для младшей сестры, которой всего 15 лет. Неужели меня призовут в армию?
И. Конев, Екатеринбург.
Изменился порядок получения отсрочки для призывников, занятых уходом за родными несовершеннолетними сестрами и братьями, - их единственных кормильцев. Теперь отсрочка предоставляется им только после оформления над несовершеннолетними опеки или попечительства. Так что Вам надлежит оформить все необходимые документы, после чего вам будет предоставлена отсрочка.
Учусь в техникуме, но слышал, что теперь меня могут призвать, не дав возможности закончить учебу. Так ли это?
С. Селезнев, Владивосток.
Право на отсрочку предусмотрено лишь для тех обучающихся в профессиональных колледжах и техникумах, кто до поступления в эти учебные заведения не получил общего среднего образования, а также тех, кто до поступления в техникумы, получил такое образование и достигает призывного возраста в последний год обучения.
Для студентов вузов также имеются новшества. Отсрочки предоставляются на время учебы, но не свыше нормативных сроков освоения основных общеобразовательных программ, при этом студенты не должны иметь диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, а по программам магистратуры - если они поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) «бакалавр».
Подготовила Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда».