на главную страницу

1 Апреля 2009 года

Выбирай службу по контракту

Среда

СТАРОЖИЛ ОТДЕЛЕНИЯ «ТОНГАХОЙ»



     Мы поднимались по крутой и узкой тропе одного из склонов Аргунского ущелья вблизи российско-грузинской границы, и мое дыхание сбивалось не только от восхищения красотами горной Чечни... А пограничники высокогорного отделения «Тонгахой» привычно мерили шагами это вертикально организованное пространство, не обращая внимания на что-либо не относящееся к выполнению поставленной задачи. Один из моих спутников младший сержант Иван Решетников вел на поводке энергичного пса по кличке Босс. Четвероногий страж границы всем своим видом и грозным рычанием показывал, что на горной тропе журналистам не место. И если бы не инструктор, наверное, меня постигла бы судьба нарушителя границы... Однако обошлось. А вот с Иваном Решетниковым мы познакомились поближе. Оказалось, земляки.
     Иван родился в 1986 году на Брянщине, в многодетной крестьянской семье. Близкие люди и все, что его окружало - лесостепи, светлые березовые рощи, тихие реки и озера - настраивали на выбор мирного трудового пути. По окончании 11 классов средней школы устроился разнорабочим в колхоз «Заря»...
     Когда пришло время призыва на службу, в военкомат отправился без раздумий, ведь на земле Пересвета косят только сено... Судьба забросила новобранца в учебный центр Пограничных войск в городе Сочи. А потом - служба водителем Аргунского пограничного отряда. Там и задумался впервые о воинской службе как о профессии. Верные боевые товарищи, строгий распорядок жизни и справедливое мироустройство пограничной заставы «Тонгахой», красота окружающих гор запали в душу, и в 2005 году Иван Решетников подписал контракт...
     Дивные пейзажи, величественные заснеженные вершины, ароматы цветущей в мае земляники и летнего разнотравья - с одной стороны, и автономное выполнение поставленных задач на участке горной границы, когда можешь рассчитывать только на себя и двух-трех своих товарищей (включая служебную собаку), носимый запас боеприпасов и пищи - с другой. Все это не просто романтика службы, а часть большого государственного дела. И каждый причастный к нему невольно ощущает гордость...
     Иван говорит, что человек, которому по душе воинская служба, однажды попав на границу, «заболеет» ею навсегда. И, решив посвятить жизнь пограничной службе, никогда не пожалеет об этом. Да и денежное содержание пограничника вполне соответствует сложности его службы...
     И хотя сегодня путь на границу не прямой, лежит через службу по призыву в одной из силовых структур (Пограничная служба ФСБ России комплектуется теперь только профессионалами-контрактниками), было бы желание послужить стране на одном из самых ответственных участков!
     Сегодня Иван Решетников в отделении - один из старожилов. Имеет несколько специальностей. Надежный, трудолюбивый, сдержанный парень пользуется большим авторитетом в коллективе. И уверенно выполняет все задачи по предназначению.
     Пограничные сутки расписаны по часам и минутам. Северокавказский периметр Государственной границы России - не самый спокойный. Здесь проходит линия противодействия терроризму. Пограничные органы ФСБ выявляют и пресекают попытки пересечения государственной границы членами международных террористических и экстремистских организаций, вскрывают каналы военной, финансовой и иной зарубежной поддержки действующим в регионе незаконным вооруженным формированиям (НВФ). К примеру, в 2008 году здесь задержаны пятеро граждан, причастных к деятельности НВФ, а количество изъятого в прошлом году оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ возросло в сравнении с 2007 годом почти в пять раз.
     Граница постоянно укрепляется технологически и качеством профессионального отбора. Специфика пограничной службы требует людей особенных. Младший сержант Иван Решетников подходит по всем параметрам. И хорошо, что Россия обращена в сторону потенциальной угрозы именно таким лицом...
     
Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».

     

     
И служба станет профессией...

     Кому-то из новобранцев будет достаточно несколько дней, чтобы уловить суть военной службы, усвоить основные ее писанные постулаты и неписанные правила. Большинству призывников для этого потребуется несколько недель. Однако в любом случае представление об армейской или флотской действительности к исходу шести месяцев сформируется у каждого молодого солдата. Через полгода все плюсы и минусы военного дела можно будет, как говорится, разложить по полочкам, познав их, пропустив через себя. Зачем раскладывать? А для того чтобы решить главный к исходу первого полугодия пребывания в армейском строю вопрос: подписать контракт с Министерством обороны Российской Федерации (например, на три года) или продолжить службу по призыву, чтобы еще через полгода уволиться в запас?
     Естественно, одного желания призывника перейти в новую для себя категорию мало - нужно, чтобы и командиры были хорошего мнения о кандидате в контрактники. Только тогда есть шанс повысить свой статус до военнослужащего по контракту и существенно увеличить собственное жалованье.
     Если есть желание освоить редкую воинскую специальность (например, водолаз), то в этом случае надо заключить контракт во время службы по призыву. Посудите сами: охота ли командирам обучать сложнейшей и ответственейшей военной специальности новобранца, который не собирается задерживаться в армейском строю дольше, чем на год? Гораздо практичнее в этом случае вкладывать знания и опыт в молодого контрактника.
     Подавать рапорт с просьбой о подписании контракта с Минобороны можно в любое время по истечении собственных шести армейских месяцев по призыву. То есть обращаться с ходатайством о приеме на военную службу по контракту вполне возможно и по окончании первых 12 армейских месяцев, уволившись в запас. В этом случае появляется возможность не только вернуться в армейский строй, но и пополнить ряды других престижных силовых структур, где главным условием рассмотрения кандидатуры на предмет приема считается пройденная кандидатом служба по призыву. Например, в Пограничную службу ФСБ России. И тогда служба станет профессией. А может быть, даже судьбой.

     
Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».

     

     
УШАКОВ ИЗ ХУТОРА УШАКОВСКИЙ


     Главный корабельный старшина контрактной службы Василий Ушаков призвался на срочную службу из хутора Ушаковский Вешенского района Ростовской области.
     - Такого богатыря да еще со столь знаменитой фамилией нужно отправлять на Черноморский флот, - ознакомившись с выводами врачей и взглянув на крепкого парня, резонно заметил председатель призывной комиссии, - и не просто на флот, а с его данными - в подводники или водолазы. Что скажешь, Василий Григорьевич?
     - Я не против! - улыбнулся земляк великого писателя.
     Так выпускник Вешенского педагогического училища имени М. Шолохова попал на Черноморский флот в школу водолазов, где его полгода готовили на инструктора-водолаза. Здесь вешенский крепыш, с детства друживший с гирями и гантелями, осваивал классическое трехболтовое вентилированное снаряжение,
     СВУ-3 с аппаратом АВМ-5, ССП-60 с аппаратом ИДА-59, который используют подводники для выхода из аварийной подлодки... Словом, учили основательно, как и требует должность инструктора-водолаза, который, кроме самостоятельной работы под водой, должен еще обучать нештатных водолазов. Ушаков все-таки выпускник педучилища, ему и карты в руки.
     - В школе водолазов моим первым учителем, которого я вспоминаю добрым словом, стал командир взвода старший мичман Владимир Каменный, - говорит Василий, - а позже, когда матросом попал на ВМ-125, многому научился у старшины команды водолазов старшего мичмана Анатолия Саламахи, чей подводный стаж подходит к 4.400 часам.
     Трудная служба водолаза пришлась парню по душе. Его старание заметили командиры. Ушакову присвоили звание старшего матроса и отправили учиться на командира отделения. После учебы, как одному из лучших, Ушакову присвоили звание старшины 1 статьи, назначили на должность командира отделения.
     Решение стать контрактником было осознанным. И командование поддержало выбор добросовестного старшины. К тому времени Василий обладал достаточным опытом, отличался дисциплинированностью, а главное, хорошо зарекомендовал себя как специалист.
     Сегодня командира отделения водолазов 167-й аварийно-спасательной партии старшего инструктора-водолаза, специалиста 1-го класса Василия Ушакова флагманский водолаз бригады спасательных судов капитан 3 ранга Владимир Кучерявый выделил как одного из лучших специалистов-контрактников. И то сказать, за его плечами 2.500 часов подводных работ!
     Надо ли говорить о том, сколь труден, а порой и опасен труд водолаза? Глубина ошибок не прощает, и каждый промах под водой может обернуться непоправимыми последствиями. Профессия водолаза не терпит расхлябанности. Эту аксиому Василию разъяснять не надо. За годы службы ему многократно приходилось осматривать корпуса кораблей и судов, их винто-рулевую группу, производить герметизацию дейдвудных втулок, заниматься поисковыми работами, очисткой акватории от опасных предметов, участвовать в судоподъемных операциях, производить под водой резку и сварку металла...
     Были и особые случаи. В Новороссийске, который славится местным ветром - борой, обладающим огромной силой, возле западного мола на глубине около 10 метров затонуло рыбопромысловое судно (РПС) «Дивный», мешавшее судоходству. Судоподъемная операция началась с подготовительных работ. РПС лежало на правом борту. Для начала требовалось поставить его на киль. Целый месяц шли подготовительные работы. Водолазы, в числе которых был Василий Ушаков, на затонувшем судне срезали площадку, грузовую мачту и три лебедки, дабы они в дальнейшем не помешали судоподъему, а затем закрепили понтоны.
     Работать приходилось в условиях очень ограниченной видимости, порой чуть ли не на ощупь. День за днем шла эта рутинная, изнуряющая работа. Наконец все было готово. Понтоны надежно закреплены в нужных местах. Началась их продувка. Судно медленно, словно бы нехотя, начало выравниваться и приподниматься.
     Надо было видеть счастливые лица водолазов, когда «Дивный» вырывался из подводного плена и показался на поверхности. Это завораживающая картина! Она показывает силу человеческого разума, точность и правильность произведенных расчетов, власть человека над водной стихией. Такие «картинки» запоминаются на всю жизнь.
     Впрочем, не только такие.
     - Это было под Евпаторией, - вспоминает Ушаков. - В месте, где затонул румынский сухогруз «Сантофе», перевозивший оружие и боевую технику. Его в годы Великой Отечественной войны торпедировала советская подводная лодка. Недалеко от «Сантофе» покоился и немецкий тральщик.
     Ушаков участвовал в поиске затонувшего судна, обследовании акватории.
     - Дно в этом районе песчаное, не илистое, как в Севастопольской бухте, - говорит Василий, - и видимость, когда море спокойное, очень хорошая.
     Он ходил по дну в трехболтовке на глубине 24 метра и собственными глазами видел три орудия, лежавшие на дне. Незабываемая картина! Но нужны были не орудия, а поднятые со дна танки и танкетки. Именно такую задачу поставили водолазам. И они ее выполнили.
     Черное море вообще хранит множество тайн, скрывая от глаз людей как артефакты древней цивилизации, так и свидетельства жестоких морских сражений в годы Великой Отечественной войны. И очень часто именно водолазы первыми прикасаются к этим тайнам.
     - Разве это не романтика? - вопрошает Ушаков, - а как порой прекрасен и таинственен подводный мир!
     Конечно, такая возможность выпадает нечасто. Но все же выпадает. И это поистине счастливые минуты.
     В составе АСП Василию Ушакову приходилось водолазными ножницами перерезать стропы на затонувшем базовом тральщике, обследовать грунт по ходовому концу, обеспечивать тренировки космонавтов и учения подводников, которые покидают «аварийную» субмарину через торпедные аппараты...
     Не ошибусь, если скажу, что Василий Ушаков влюблен в свою трудную, опасную и чем-то романтичную специальность. И, наверное, его любовь к флоту передалась младшему брату Артему, который по примеру Василия попал на Черноморский флот, и не куда-нибудь, а на спасательное судно «Эпрон» - флагман бригады спасательных судов ЧФ, где служит его старший брат.
     Главный корабельный старшина благодарен флоту за приобретенную специальность для настоящих мужчин. Он горд своей причастностью к школе водолазов, основанной 5 мая 1882 года по указу императора Александра ІІІ, ведь она была первой в России водолазной школой, положившей начало водолазной службе ВМФ России.
     - Я надеюсь, что профессия водолаза будет профессией моей жизни, - говорит Василий, - ведь в нашей АСП, как и в бригаде спасательных судов, трудятся и гражданские водолазы, за плечами которых многие годы военной службы. Это профессия мужественных и волевых людей.
     Сегодня Василий Ушаков уже передает свой опыт младшим товарищам. Таким, например, как старший матрос Марат Ситкиреев.
     - И мой совет призывникам, - говорит Ушаков, - кто захочет стать водолазом - пожалуйте в Севастопольскую школу водолазов - старейшую кузницу витязей глубин, которая в мае этого года отметит свое 127-летие. Пройдя славный путь из Кронштадта (в Гражданскую войну были Саратов, Казань, Вольск), она с 1924 года включена в состав севастопольского учебного отряда и имеет такую богатую историю и традиции, которым могут позавидовать многие военные учебные заведения. За эти годы она дала путевку в жизнь тысячам специалистов, среди которых есть ученые, академики, военачальники, Герои Советского Союза и России, десятки великих спасателей и исследователей Мирового океана.
     Есть и пожелание призывникам: готовить себя к этой профессии заранее, поскольку в водолазном деле в особой цене крепкое здоровье и волевые качества.
     
Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex