на главную страницу

4 Апреля 2009 года

Тема номера

Суббота

Глобальный компромисс

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».
  Фото ИТАР-ТАСС.



     Мировые СМИ получили достойную тему для пространных комментариев. Лондонский саммит G20 завершился с общим плюсом. Результаты превзошли прогнозы скептиков. И даже Николя Саркози, задиристо обещавший громко хлопнуть дверью, если не прислушаются к его мнению, сменил ярость на милость. Удовлетворена Ангела Меркель, сказавшая бесстрастным голосом, что удалось достигнуть «почти исторического компромисса». Улыбается Ху Цзиньтао, у которого есть что выделить в общий денежный котел для закрытия зияющих дыр глобального кризиса. По-хозяйски умиротворенно потирает руки Гордон Браун, в доме которого преисполненные державной гордости гости не перегнули палку риторики и сумели проникнуться мнениями коллег. Остались довольными своей встречей Барак Обама и Дмитрий Медведев, открывшие счет живым личным контактам.
     Да, лидерам «двадцатки» удалось выбрать правильную общую тональность дискуссии, а их помощникам - подогнать под эту тональность итоговое коммюнике. Документ, конечно, был написан заблаговременно, но детали, в которых, как известно, всегда прячутся неожиданности, вносились в текст в ходе встречи. Как и впечатляющие цифры новых финансовых потоков, которые будут направлены туда, где положение самое критическое.
     Их совокупная мощь до конца текущего года составит 5 триллионов долларов. Пятую часть этой суммы получит Международный валютный фонд. Таких решений мир еще не ведал. Быстро оценив эти размеры, особо нетерпеливые эксперты уже заговорили о том, что рецессию можно будет остановить раньше, чем предполагалось еще за день до саммита. И что начало выхода из кризиса придется уже на первую половину 2010 года.
     Пользуясь правом хозяина, первым хорошими вестями с журналистами поделился глава британского правительства Гордон Браун. В частности, он сказал, что лидеры «большой двадцатки» смогли «сомкнуть ряды» перед лицом кризиса и решили предпринять «беспрецедентную финансовую экспансию, которая сохранит или создаст миллионы рабочих мест, уничтоженные по всему миру». Важнейшей задачей на этом направлении определен рост экологически чистого энергосберегающего производства.
     «Мы предпримем действия, чтобы на глобальном уровне построить последовательную, наднациональную и более эффективную систему регуляторов для будущего финансового сектора, которая поддержит всеобщий рост и будет служить нуждам бизнеса и граждан», - заявил премьер. Участники саммита G20, по его словам, договорились устранить противоречия между международными и национальными правилами о состоянии капитала в банковской системе.
     «В будущем регулирование должно быть защищено эффективной системой рычагов и буферов, которые будут накоплены в хорошее время. Ставки рефинансирования очень сильно сокращены во многих странах, и наши центральные банки обещают использовать полную силу инструментов монетарной политики, включая нетрадиционные методы, чтобы достичь стабильности», - сказал Браун.
     Для прогнозирования экономических кризисов было решено сформировать действенную систему в лице Совета по финансовой стабильности. В него войдут страны G20, все члены Форума финансовой стабильности и Еврокомиссия. «Совет должен будет изменить нашу регулирующую систему, чтобы финансовые власти могли идентифицировать и предпринять меры по предотвращению рисков. Он должен повысить регулирование и наблюдение за всеми системно-важными финансовыми институтами, инструментами и рынками», - сообщил британский премьер.
     Не была обойдена и такая щекотливая тема, как «налоговые оазисы». Эти хитрые убежища приносят баснословные дивиденды ловкачам от крупного бизнеса, скрывающим свои настоящие, а не декларированные доходы. Данной проблемой уже давно обеспокоены многие страны мира, требуя от любителей оффшорных банков делать прозрачными свои финансовые операции. «Эра банковской секретности закончилась», - заявил глава британского кабинета министров.
     Участники саммита обсудили также скандальную проблему миллионных бонусов, которыми награждаются высокопоставленные чиновники банков и страховых компаний. Речь, естественно, идет только о деньгах из государственной казны, формируемой из средств налогоплательщиков.
     Комментируя этот момент уже на своей пресс-конференции, Дмитрий Медведев рекомендовал руководителям российских компаний, получающих господдержку, и государственных компаний «вести себя прилично» и ограничить себя по размерам бонусов. Он пообещал по возвращении в Москву дать соответствующие рекомендации правительству и вышеназванным компаниям. «Я считаю, что наши уважаемые менеджеры и руководители этих компаний должны самоограничиться, даже если они уже приняли решение о выплате себе высоких компенсаций. Нужно эти решения поменять», - заявил президент.
     Российский лидер, сравнивая лондонскую встречу лидеров G20 с той, что проходила в Вашингтоне, назвал ее «прорывной». И это при том, что всех вопросов решить и на этот раз не удалось. «Закономерность этого кризиса пока не знает никто. Тем не менее ряд тенденций в финансовой сфере, в сфере производства, которые существуют в большинстве стран, показывает, что мы не только катимся вниз, но и по каким-то моментам все-таки наступают элементы стабилизации. Это пока не затрагивает экономику в целом, не отражается, к сожалению, на показателях жизни, на уровнях доходов, но где-то все-таки по отдельным узлам происходит стабилизация», - сказал Медведев.
     Декларация, принятая на саммите, по оценке Медведева, содержит вполне конкретный набор тем и решений, касающихся преодоления глобального финансового и экономического кризиса. В то же время он подчеркнул, что Россия не отказывается от продвижения идеи о создании наднациональной валюты, и пообещал, что в формате G20 мировое сообщество еще вернется к обсуждению этой темы.
     Давая свою оценку «примитивному протекционизму», Медведев назвал его «вредной для мировой экономики штукой». Позиция лидеров «двадцатки», по его словам, «простая». А именно: протекционизм в период кризиса как явление вреден, перед ним надо ставить заслон. «Это тема тяжелая, все страны клянутся в приверженности борьбе с протекционизмом, отказываются от него, а де-факто все равно принимают защитные меры. И мотивы принятия этих решений довольно легко объяснить, потому что, когда возникают проблемы на конкретных предприятиях, большинство руководителей стран, правительств делают выбор в пользу национальных интересов», - сказал Медведев.
     Говоря о российском финансовом участии в запланированной помощи национальным экономикам, Медведев сказал журналистам, что ее размеры будут определены позднее. При этом добавил, что Москва рассчитывает, что ее кредитные линии соседним государствам будут учтены.
     Это последнее замечание представляется весьма важным. Имея в виду и российские интересы в ближнем зарубежье, и регулярность обращений наших соседей за российскими кредитами.
     После завершения саммита G20 Дмитрий Медведев выступил с лекцией в Лондонской школе экономики. Информацию об этом передало агентство РИА «Новости».
     Часть выступления была посвящена валютной теме. Отметив, что нестабильность в мире остается «серьезной», Медведев указал на один из возможных вариантов стабилизации мировой валютной системы и мировой экономики в целом. Это создание наднациональной валюты. При этом он сослался на опыт использования евро, который оказался положительным.
     Новая наднациональная валюта, по словам российского лидера, может быть основана на СДР - расчетной единице МВФ, при помощи которой регулируется сальдо платежных балансов. Сейчас курс СДР определяется на основе долларовой стоимости корзины, состоящей из четырех валют: американский доллар, евро, японская йена и британский фунт стерлингов.
     Касаясь вопроса о временных рамках настоящего кризиса, Медведев предположил, что он будет, «скорее всего, более продолжительным, чем нам бы того хотелось». По его выражению, «сегодня во многом мы латаем бреши, которые возникли в финансово-кредитной системе и в мировой экономике в целом еще три, четыре, пять лет назад».
     Заостряя внимание аудитории на теме роли государства в экономике, Медведев предостерег от ее чрезмерности. Как он сказал, России с ее историческим опытом легче видеть опасность излишнего государственного вмешательства в дела бизнеса. «У нас есть свой опыт государственной экономики, или плановой, командной. Если кто-то хочет попробовать, пусть читает бессмертный «Капитал» Карла Маркса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex