В преддверии призывной весенне-летней кампании этого года в Московской городской военной прокуратуре состоялось совместное совещание по итогам осеннего призыва 2008 года и проблемам предстоящего призыва на военную службу этого года.
Открывая совещание, московский городской военный прокурор полковник юстиции Виктор Иванов напомнил, что подобные встречи в МГВП стали доброй традицией. Сегодня обсуждение вопросов призыва особенно актуально в связи с активно проводимыми в настоящее время мероприятиями по приданию Вооруженным Силам России нового облика.
- Работа военных комиссариатов по призыву граждан, - отметил Иванов, - требует углубленного внимания как со стороны органов Прокуратуры РФ и федеральной безопасности, так и общественных организаций, осуществляющих непосредственное общение с призывниками и их родителями. Решение о проведении совместного совещания и было обусловлено вышеуказанными причинами. Помимо врио военного комиссара Москвы полковника Владимира Регнацкого и наших коллег из прокуратуры города и органов федеральной безопасности, я также очень рад был пригласить представителей общественных организаций, с которыми в последнее время нам удалось достичь высокого уровня деловых отношений. Оперативный обмен информацией о нарушениях законов позволил нам не только вскрыть ряд правонарушений, но и уберечь призывные комиссии от принятия незаконных решений.
За прошедший период МГВП провела 223 надзорные проверки исполнения должностными лицами законодательства о воинской обязанности, военной службе и о призыве граждан на военную службу, которыми выявлено 656 нарушений законов, правомочному командованию внесено 37 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 37 должностных лиц, уголовные дела не возбуждались.
- В целях оперативного выявления и реагирования на нарушения закона, - сказал московский городской военный прокурор, - мною подписано распоряжение о создании на период проведения весеннего призыва граждан на военную службу консультационно-правового пункта при МГВП. По согласованию с военным комиссаром города Москвы к работе консультационного пункта будут ежедневно привлекаться представители юридических служб или вторых отделений военных комиссариатов, а также медицинские специалисты призывных комиссий районов города Москвы.
Основными направлениями работы консультационно-правового пункта являются разъяснения положений действующего законодательства в области воинской обязанности и военной службы призывникам и членам их семей, незамедлительное реагирование на выявленные факты нарушений законодательства для их устранения. Кроме того, они должны способствовать получению и обобщению информации о фактах нарушений закона, фактах корыстных злоупотреблений со стороны должностных лиц военных комиссариатов, с последующей организацией проверок по указанным фактам. Прием населения по вопросам призыва осуществляется круглосуточно по адресу: г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38 «Д», строение 2 либо по телефонам: (499) 195-05-10, (495) 693-59-49.
Имеющийся опыт работы «горячей линии» и новые требования к работе всех сотрудников МГВП позволили избежать значительного числа письменных обращений, затягивающих решение существа вопроса. Надо отметить, что количество обращений граждан из года в год увеличивается, и это во многом связано с изменениями законодательства о призыве на военную службу, а также в связи с активно проводящимися в настоящее время мероприятиями по приданию военным комиссариатам нового облика.
Приоритетным направлением деятельности военной прокуратуры является проверка обоснованности освобождения граждан от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Это обусловлено значительным увеличением в 2008 году наряда на призыв и организацией продуктивного взаимодействия военной прокуратуры с территориальной прокуратурой и органами федеральной безопасности. Подводя итог осенней призывной кампании 2008 года, хочется отметить, что за весь период было вынесено только три незаконных решения о призыве граждан на военную службу. При этом в двух случаях это было обусловлено возбуждением в отношении призывников уголовных дел, но это обстоятельство самими молодыми людьми тщательно скрывалось.
Большинство выявленных нарушений было связано с нарушениями установленного порядка прохождения призывниками медицинского освидетельствования, порядка вызова граждан в военные комиссариаты, а также связаны с первоначальной постановкой граждан на воинский учет. Случаев, когда граждане призывались в армию одним днем, в прошедшую призывную кампанию практически не было.
В этом году более пристальное внимание военные прокуроры обратили на проблему незаконного освобождения граждан от призыва по состоянию здоровья. В настоящий момент Московской городской военной прокуратурой проводится комплексная проверка обоснованности освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья более 2 тысяч юношей. Уже можно с уверенностью говорить о том, что выявлены тенденции к предоставлению некоторыми военными комиссариатами районов города подложных медицинских сведений. Так, в конце марта в Следственное управление по городу Москве были направлены материалы в отношении старшего врача одного из районных комиссариатов. Он подозревается в служебном подлоге - в незаконном внесении в личные дела нескольких десятков призывников исправлений и ложных сведений, что в дальнейшем обусловило вынесение призывными комиссиями незаконных решений по освобождению этих граждан от призыва на военную службу. В настоящее время решается вопрос о возбуждении в отношении данного врача уголовного дела.
Кроме того, проводятся активные мероприятия по выявлению фактов незаконного освобождения от прохождения военной службы граждан, которые уже были призваны на военную службу. По результатам проверочных мероприятий было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц ОВК Тверского района, которые незаконно освободили от призыва трех граждан. После проведения в отношении них необходимых призывных мероприятий призывников отправили по домам, а впоследствии вручили им фиктивные военные билеты с отметками о прохождении военной службы. В настоящее время уголовное дело расследуется военным следственным управлением по Москве. Работа в этом направлении будет продолжаться, а в ближайшее время МГВП начнет комплексную проверку в отношении граждан, освобожденных от призыва на военную службу по здоровью осенью 2008 года.
В нарушение закона должностными лицами ряда военкоматов г. Москвы не налажено взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел по розыску граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
- Ситуация порой, - говорит полковник юстиции Иванов, - доходит до абсурда: должностные лица военных комиссариатов пытаются убедить проверяющие органы в том, что призывник находится в розыске и никакими средствами и методами найти его не удается. В результате же проведенных в дальнейшем проверочных мероприятий устанавливается, что призывник уже долгое время работает в коммерческой фирме на одной улице с военным комиссариатом. На все подобные нарушения закона военные прокуроры всегда адекватно реагировали и в дальнейшем будут принимать самые жесткие меры.
При наличии фактов уклонения граждан от проведения призывных мероприятий не все военные комиссары должным образом используют предоставленные им права по привлечению их к административной ответственности. Недостаточность работы, проводимой военными комиссарами в данном направлении, наглядно продемонстрирована статистическими данными. Так, в 2008 году военными комиссарами к административной ответственности привлечены только 648 человек, в то время как в 2007 году к административной ответственности за аналогичные нарушения были привлечены 1.774 гражданина.
Радует военных прокуроров, что в 2008 году наметилась тенденция к уменьшению общего количества поступающих жалоб и повышению общего уровня работы военных комиссариатов с обращениями граждан. Тем не менее остается ряд военных комиссариатов, на которые количество жалоб не снизилось, а наоборот, значительно увеличилось. Так, количество жалоб на действия должностных лиц ОВК Тимирязевского и Останкинского районов увеличилось в 4 раза, Измайловского района - в 2 раза. В данных комиссариатах весной 2009 года будут проведены дополнительные проверки.
- Что касается предстоящей призывной кампании, - отметил Иванов, - то в первую очередь хочу заявить: предварительно проведенной проверкой сборного пункта города Москвы установлено, что организация его деятельности соответствует требованиям действующего законодательства, военный комиссариат города готов к началу призывной кампании. Ранее выявленные нарушения в организации работы военно-врачебной комиссии Москвы в настоящее время устранены.
Обсуждая проблемы предстоящей призывной кампании, московский городской военный прокурор отметил, что в первую очередь они могут быть обусловлены значительным увеличением наряда на призыв. Данное обстоятельство может спровоцировать возвращение некоторых недобросовестных работников военных комиссариатов к старой методике работы, когда наряды на призыв выполнялись любой ценой, в том числе через многочисленные нарушения прав граждан.
- В случае возникновения такой проблемы, - подчеркнул Иванов, - справиться с ней мы сможем только сообща, путем незамедлительного обмена информацией и жесткого реагирования на все факты нарушений закона.
Кроме того, успешному проведению предстоящей призывной кампании в определенной мере могут помешать проводимые в настоящее время в военных комиссариатах организационно-штатные мероприятия. С 1 апреля 2009 г. в военных комиссариатах будет значительно сокращен офицерский корпус. В целях недопущения кадрового кризиса работа по подбору персонала на вакантные должности была организована заранее, с активным участием прокурорских работников. При наличии в отношении бывших работников комиссариатов какой-либо дискредитирующей информации их назначение на должности после 1 апреля 2009 года не допускалось.
Врио военного комиссара города Москвы полковник Владимир Регнацкий высказал уверенность в том, что предстоящая призывная кампания пройдет в столице спокойно, а наряд на призыв будет выполнен. В связи с этим он наметил основные направления деятельности московских районных военных комиссариатов. В первую очередь необходимо шире использовать предоставленные законом полномочия по привлечению к ответственности граждан, не желающих исполнять свой конституционный долг по службе в войсках, не нарушая их прав и свобод. Следует также обратить внимание на надлежащее разрешение обращений граждан, исключить факты грубости с посетителями, призывниками, проявлять должное отношение к соблюдению их прав и интересов. Необходимо исключить факты заочного освидетельствования призывников и принятия решений о годности к военной службе без обязательных медицинских исследований. Должностным лицам военных комиссариатов следует теснее взаимодействовать как с территориальными правоохранительными органами, так и с военной прокуратурой, оперативно находить пути разрешения возникающих проблем, пропагандировать в СМИ положительные результаты работы призывных комиссий.