на главную страницу

4 Апреля 2009 года

Воины духа

Суббота

И кровь, и вера, и любовь

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     В широкий прокат вышел новый художественный фильм «Тарас Бульба». Это уникальное по драматизму произведение входит в школьную программу. Но книги сейчас читают редкие дети, потому как есть компьютер и телевизор. Взрослые в свое время, конечно, читали повесть, сюжет смутно помнят: что-то там о многопудовом запорожском атамане, умеющем говорить зажигательные речи о товариществе и поднимать казаков на священные сражения за веру и святую Русь.
     Стократно посмотрев рекламный ролик, в котором мелькали знаменитые актеры, многие решили уже 2 апреля отправиться в ближайший кинотеатр, где показывают премьеру. Интерес подогревало известное имя режиссера - Владимира Бортко, руководившего созданием таких архипопулярных кинематографических шлягеров, как «Собачье сердце» и «Бандитский Петербург». Нет, не пожалели эти многие, не ошиблись в ожиданиях. Фильм тяжелый. Фильм прекрасный. И еще: он очень современный. Что естественно, ибо несовременной классика не бывает.
     К своей редкостной фактурности гоголевский Тарас привлекал не одно поколение мастеров кино. Первый русский фильм появился еще до революции. После революции, в 1924 году, русский режиссер Алексей Грановский экранизировал «Тараса Бульбу» в Германии. Спустя несколько лет кинокартину по повести Гоголя сделали во Франции. Потом - в Англии («Мятежный сын»). В 1960-х годах «Тарас Бульба» выходил на экранах США и Италии. В 1987 году - в Чехословакии. В последние годы разные газеты писали, что в образе могучего казака хочет выступить французская суперзвезда Жерар Дапардье. Но пока что-то не выступил, не видать. Зато вот теперь есть прекрасная работа Владимира Бортко, сумевшего и Гоголя не исказить, и современным вкусам широкой публики угодить. Главную роль сыграл замечательный украинский актер, народный артист СССР Богдан Ступка.
     Удачный выбор. Что-то даже трудно представить себе кого-нибудь другого в этой роли. Может быть, лишь покойного Бориса Андреева. И то не очень, поскольку тот был абсолютно русским. А из облика Ступки запорожская порода так и выпирает. Значимость выбора, помимо прочего, и в том, что кинокартина создана в период сложных отношений между Киевом и Москвой. Нет никаких сомнений, что она станет хорошим поводом для размышлений и переживаний в самой широкой среде русских и украинцев.
     Для тех, кто фильм еще не посмотрел и вообще запамятовал, о чем идет в повести речь, предельно коротко попытаемся напомнить сюжет. Из Киевской военной академии (бурсы) к казацкому полковнику приезжают два сына - Остап и Андрей. Оба сильные, натренированные, красивые. Но разные. Остап - стопроцентный, «не сомневающийся» казак, копия отца. Андрей - натура более тонкая, склонная к критическому восприятию того, что происходит вокруг. В споре со старшим братом он, к примеру, напоминает ему о Римском праве! Уже этим штрихом Гоголь дает существенный посыл для развития внутреннего конфликта. И Бортко не упускает его из виду.
     Но пока все идет превосходно. Дети выучились, окончание бурсы отметили отменным застольем. Но нежиться около матери нечего. Никаких каникул! Вперед, в широкое поле, на Сечь. Туда, где идет «настоящая мужская жизнь», наполненная упражнениями в силе и ловкости и беспрерывным хмельным раздольем. Тут все натурально, жестко, но справедливо, по «понятиям» того времени. Запутался в долгах - сиди на бревне, прикованный цепью. Убил по пьяному делу товарища - ложись живьем в могилу, под его гроб, и тебя безжалостно засыплют землей. Стрельнул в сторону собрата - становись на его место, и уже он в твою сторону будет стрелять, демонстрируя свою лихость и меткость.
     Однако этот казачий карнавал не совсем по душе Тарасу Бульбе, он хочет, чтобы его наследники стали воинами, а не гуляками. Он также хочет наказывать врагов, мешающих распространению по земле православной веры, самой правильной, по его глубокому убеждению, и самой справедливой. Используя свой авторитет, полковник инициирует избрание нового кошевого (в его роли занят Юрий Беляев) и вдохновляет запорожских казаков на ратные дела. Враги известное дело, кто, - насквозь продажные.
     Трагическая весть об убийстве польскими ляхами жены Тараса и матери его сыновей (Ада Роговцева) становится фитилем для взрывоопасной казацкой смеси. Вперед, на Польшу! Огнем и мечом отомстить обидчикам. Страх летит впереди дикой конницы. Разбора нет. Все, что можно сокрушить, сокрушается. Съемки изумительные, но от изобилия крови в некоторые моменты бывает не по себе. Не помогает даже самоуспокоение: мол, это же кино.
     Не взяв штурмом городок-крепость на юго-западе Польши, казацкое войско берет его в длительную осаду. Скоро там начинается голод. Но в крепости находится тайная возлюбленная Андрея, дочь воеводы, назначенного сюда из Киева, где в свое время и состоялось знакомство молодых. Наступает кульминация. Для сына запорожского полковника отчизна, оказывается, там, где его любовь. Кстати, исполнитель роли Андрея Игорь Петренко разделяет этот выбор своего героя. В каком-то интервью актер сказал: «Я понял, что Андрий - вовсе не антигерой. Для меня он герой. Он в выборе, что предавать - чужой мир или свой, сделал выбор в пользу своего».
     Неоднозначен в этом смысле и Богдан Ступка, размышляет вслух, сомневается. Его же Тарас все сомнения отбрасывает прочь. Столкнувшись в бою лицом к лицу с сыном-предателем, он казнит его судом отца и патриота. Горько ему, страшно обидно, но долг и вера подавляют родственные чувства.
     Далее - не менее драматично. Поляки ведь тоже не лыком шиты. Оценили обстановку, мобилизовали силы, нашли слабое место у противника и в самый критический для него момент, когда половина казацкого войска вынуждена отправиться в спаленную крымским ханом Сечь. Запорожцы потерпели тяжелое поражение. Раненный в бою старший сын Бульбы Остап (Владимир Вдовиченков) и еще несколько казаков попали в плен. Их ждет казнь.
     Атаман отправляется в Варшаву, чтобы выкупить чадо. Не получается. На городской площади он присутствует на казни сына, нечеловечески жестокой. Напряженный, трагический момент. При этом Вдовиченков демонстрирует здесь редкое актерское мужество.
     Финал у повести печальный. Тарас Бульба попадает в руки врага, и его, связанного, но не сломленного, сжигают на костре. С экрана звучит великий гоголевский пассаж, возвращая зрителей к теме пролога, в котором речь Тараса Бульбы преисполнена великого смысла.
     Зрители из кинотеатра выходят молчаливые. К каким мыслям натолкнула их экранизация всемирно известного сюжета? Близок ли им Тарас Бульба в своем необузданном неприятии всего, что не соответствует его вере? Актуален ли такой патриотизм в эпоху глобализма?
     Трудные вопросы, и каждый отвечает на них сам, по своей совести.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex