на главную страницу

7 Апреля 2009 года

Страна и мир

Вторник

«Млечный путь» Пхеньяна

Владимир КУЗАРЬ.



В воскресенье одной из главных мировых новостей стал запуск Северной Кореей ракеты-носителя «Ынха-2» («Млечный путь»), которая должна была вывести на орбиту спутник связи «Кванменсон-2» («Яркая звезда»).

     Ее запуск с полигона на мысе Мусудан примерно в 11.30 по местному времени (6.30 мск) был зафиксирован средствами слежения за воздушным и космическим пространством многих стран, в том числе и России. Запущенная ракета потеряла первую разгонную ступень в открытых водах Японского моря и через семь минут полета оказалась над Японией. Пролетев над северной частью самого северного японского острова Хонсю, она потеряла вторую ступень в международной зоне Тихого океана. Что стало с третьей ступенью, ясности пока нет.
     По официальному заявлению Пхеньяна, третья ступень ракеты вывела в околоземное пространство экспериментальный спутник связи. Он «находится на овальной орбите с углом отклонения 40,6 градуса, на ближайшем удалении от Земли на 490 километров и максимальном удалении на 1.426 с периодом обращения 104 минуты и двенадцать секунд». Со спутника «на частоте 470 MHz транслируются на Землю мелодии бессмертных революционных песен о Ким Ир Сене и Ким Чен Ире». В заявлении также подчеркивается, что вывод на орбиту «Кванменсон-2», который создан «при опоре на собственные силы», имеет ключевое значение для развития научных исследований в сфере мирного освоения космоса и для решения технологических проблем, связанных с запуском спутников практического назначения в будущем.
     Вместе с тем средства слежения за космосом Японии, США и других стран пока не смогли обнаружить северокорейский спутник на орбите. В японском министерстве обороны, как сообщают информационные агентства, считают, что ракета-носитель не набрала скорости, необходимой для выведения спутника на околоземную орбиту. При этом оно ссылается на данные о полете ракеты, которые были получены, в частности, с кораблей ВМС Японии, оснащенных многоцелевой системой слежения и наведения «Иджис». Как известно, для выведения спутника на орбиту необходимо разогнать его носитель до скорости не менее 7,9 км в секунду. Но, как показал анализ полученных данных, велика вероятность того, что эта цель не была достигнута.
     Запуск северокорейской ракеты не был неожиданным для мирового сообщества. Подготовку к нему еще на самой начальной стадии обнаружил американский спутник. После этого последовало заявление северокорейских властей о намерении страны запустить искусственный спутник Земли. Более того, Пхеньян проделал все необходимые для этого процедуры – оповестил о готовившемся запуске близлежащие страны, направил в международные организации необходимые данные для безопасности самолетов и судов. В частности, были объявлены координаты возможного падения отработавших ступеней ракеты. Северная Корея объявила также о присоединении к Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, и к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.
     Однако это не устроило США, Японию и Южную Корею, по мнению которых под запуском спутника скрывается испытание баллистической ракеты большой дальности. Ссылаясь на резолюцию Совета Безопасности ООН, которая запрещает КНДР проводить испытания ракетных технологий, связанных с пусками баллистических ракет, они потребовали от Пхеньяна отказаться от запуска. В противном случае они обещали сбить ракету. Особенно в этом усердствовала Япония, которая демонстративно привела в боевую готовность свои средства противоракетной обороны. В ответ Пхеньян заявил, что имеет полное суверенное право проводить исследования космического пространства, а при попытке какой-либо страны сбить ракету, выводящую на орбиту искусственный спутник, «обрушит на нее всю свою военную мощь». Угрозы с обеих сторон были настолько серьезными, что многие аналитики заговорили о возможном развязывании вооруженного конфликта на Корейском полуострове.
     К счастью, этого не произошло. Хотя накал противостояния продолжает оставаться опасным. Правда, в Северной Корее, судя по приходящим оттуда сообщениям, не хотят сегодня обращать на это внимания и торжественно отмечают свой успех. Там все полны гордости за достижения в космических технологиях и выражают готовность продолжать программу запуска спутников, что позволит стране решать проблемы наблюдения за природными явлениями, вести геологоразведку и обеспечивать связь. А вот в Токио и других западных столицах звучат призывы наказать КНДР. По требованию Японии в воскресенье на свое экстренное заседание собрался Совет Безопасности ООН. После длительного обсуждения, в ходе которого звучали заявления, что запуск северокорейской ракеты является вызовом мировому сообществу, провокационным актом и тому подобным, Совет Безопасности так и не пришел к единому мнению в оценке произошедшего события. Пока лишь достигнута договоренность о продолжении консультаций по вопросу выработки реакции на действия Северной Кореи. Вместе с тем известно, что делегации ряда западных государств и Японии уже выработали проект резолюции СБ ООН, осуждающий запуск ракеты и предусматривающий новые санкции в отношении КНДР.
     Но санкциями делу не поможешь. Если Япония и США действительно считают, что ядерные и ракетные программы КНДР угрожают их безопасности, то они должны, с одной стороны, активно вовлекать Пхеньян в переговорный процесс, а с другой – создавать для него такие условия, которые стимулировали бы его к отказу от этих программ. А это, прежде всего, оказание Северной Корее экономической помощи и предоставление ей гарантий безопасности. Пока же шестисторонние переговоры по денуклеаризации Корейского полуострова, в основе которых лежит ядерная программа Пхеньяна, постоянно стопорятся и заходят в тупик из-за нежелания США идти на нормализацию отношений с КНДР. Северокорейские власти не могут не понимать, что за этой позицией Вашингтона скрываются его расчеты на смену режима в КНДР. И это только подталкивает Пхеньян к демонстрации свой военной мощи, в том числе и путем запуска ракеты-носителя. Другими словами, «средства сдерживания» для Пхеньяна сегодня важнее риса насущного.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex