Порядка 17 субъектов Российской Федерации, а это около трети территории России с населением около 25 миллионов человек, находятся в зоне ответственности армии ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья. На вооружении частей объединения - истребители МиГ-31Б, бомбардировщики Су-24М, штурмовики Су-25, самолеты-разведчики Су-24МР, вертолеты Ми-8 и Ми-24, зенитные ракетные комплексы С-300П, а также другая техника. Полки и бригады объединения дислоцированы в песчаной Бурятии и обдуваемом всеми ветрами Забайкальском крае, в Республике Тыва и в северных районах глухой тайги, вдоль границ Монголии и в горных районах Алтая, на величественных холмах Красноярского края... Практически на всей этой территории можно увидеть редкую по красоте природу и вместе с тем столкнуться с крайне суровым климатом. Служба летчиков и специалистов противовоздушной обороны в регионах Забайкалья и Сибири - не только выполнение своего воинского долга, но и испытание на физическую выносливость и крепость духа.
Накануне Дня войск ПВО, отмечаемого 12 апреля, на вопросы корреспондента «Красной звезды» отвечает командующий армией ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья Герой Российской Федерации генерал-майор Виктор БОНДАРЕВ.
Визитная карточка
Виктор Николаевич Бондарев родился 7 декабря 1959 г. в с. Новобогородицкое Воронежской области. В 1981 г. окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1992 г. - командный факультет Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, в 2004 г. - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Служил в должностях летчика-инструктора, командира звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков. Впоследствии старший штурман авиаполка, командир эскадрильи в учебном центре подготовки летного состава, командир эскадрильи, заместитель командира, а затем командир гвардейского штурмового авиаполка (г. Бутурлиновка Воронежской области). Участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. С 2000 г. - заместитель командира смешанной авиадивизии (г. Воронеж), а с 2004 г. – командир этого соединения. С ноября 2005 г. - заместитель командующего армией ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья. С июня 2008 г. возглавил это объединение.
Звания Героя России удостоился в апреле 2000 г. за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе. Летчик-снайпер.
- Виктор Николаевич, подчиненные вам соединения и части дислоцированы на большой даже по сибирским меркам территории: отдельные из них удалены более чем на 2 тысячи километров от штаба объединения. Как вы охарактеризуете состояние мобильности и слаженности этих войск в условиях перехода к новому облику Вооруженных Сил?
- Одной из основных целей перехода частей ВВС и ПВО нашего объединения на новые организационно-штатные структуры как раз и является повышение их мобильности, совершенствование системы управления и взаимодействия со всеми родами войск. То есть необходимо добиться, чтобы все приказы и распоряжения вышестоящего органа управления в минимальные сроки доводились до подчиненных: до каждого солдата и офицера и чтобы четко и в установленные сроки выполнялись.
Необходимость перехода Вооруженных Сил, в том числе соединений и частей ВВС и ПВО, к новому облику назрела давно. Не лишены рациональных экономических обоснований доводы многих ученых и военных экспертов, основанные на сопоставлении количества офицерского состава наших Вооруженных Сил и армий иностранных государств. Действительно, у нас лишь около трети офицеров занимали должности, напрямую связанные с боеготовностью и боеспособностью подразделений и частей. Во-вторых, не секрет, что не все офицеры являлись примером в исполнении воинского долга, некоторые не особо утруждали себя по службе. Словом, пришло время упорядочить, я бы даже сказал, почистить наши ряды. Ведь офицер - это звучит гордо. Это звание обязывает ко многому - в службе, в соблюдении правопорядка и законности, морально-этических норм.
Все соединения и части нашего объединения будут приведены в соответствие новому облику к указанному сроку; это произойдет уже летом. В строю останутся прежде всего те должностные лица, от которых напрямую зависят состояние боевой готовности, организация и результаты боевой подготовки - кто командует, летает, работает на РЛС, выполняет пуски ракет. В общей сложности при переходе к новому облику у нас будут уволены в запас около 1.500 военнослужащих. Вместе с тем во многих частях при переводе их на новые штаты общее количество личного состава увеличится, а количество офицеров уменьшится незначительно.
- Как переход на новые оргштатные структуры скажется на состоянии боевой подготовки подчиненных частей и соединений?
- Перевод наших штабов, соединений и частей на новый облик, как я уже подчеркнул, не снижает их мобильности и слаженности. Мы, как и прежде, проводим командно-штабные тренировки и командно-штабные учения, летные тактические учения. Скажу больше: при переходе к новым организационно-штатным структурам полков и бригад и в последующем, когда этот процесс завершится, учений у нас станет больше, так как возникнет необходимость проверить, как части, укомплектованные уже по-новому, будут действовать в условиях, максимально приближенных к боевым. Только в апреле состоятся три учения, два из них с боевой стрельбой, на полигоне Телемба. Уже началась передислокация в новый позиционный район дивизиона гвардейского зенитного ракетного полка, которым командует полковник Олег Жаромских, командного пункта, технической батареи и сводного радиотехнического батальона. В первой декаде апреля начинается третий, основной этап на Телембе с практическими боевыми стрельбами. Дивизиону предстоит поразить несколько сверхзвуковых целей, запущенных на большие высоты по баллистической траектории. Также в апреле по плану подготовки молодого летного состава к несению боевого дежурства на этом же полигоне проводит летно-тактическое учение с боевой стрельбой гвардейский истребительный авиационный полк, где обязанности командира исполняет подполковник Вадим Приходько. Молодые летчики выполнят боевые стрельбы по воздушным мишеням ракетами класса «воздух - воздух». Причем сделают это самостоятельно, без инструкторов. Есть все основания полагать, что после окончания данного учения молодые пилоты будут готовы заступить на боевое дежурство по охране воздушных рубежей Сибири и Забайкалья.
- Чтобы участвовать в таком учении, молодые летчики должны иметь определенное количество часов налета как днем, так и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Достаточно ли внимания уделяется новому поколению авиаторов?
- Разумеется, мы осознаем, что сегодняшние лейтенанты, старшие лейтенанты и капитаны - это будущее Военно-воздушных сил страны, поэтому делаем все возможное для их профессиональной подготовки. Прежде всего у нас есть для этого топливо - никакой экономический кризис тут не помеха. Нам выделено столько горючего на полеты авиации, сколько мы планировали для того, чтобы каждый летчик объединения выполнил установленные нормы налета. И летать будем, как вы правильно заметили, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Все выпускники летных военных училищ, которые прибыли к нам в 2007 году, налетали в 2008-м не менее 50 часов, а многие молодые офицеры - даже по 70 - 90 часов. Все эти лейтенанты получили 3-й класс - такого давно уже не было. Мы за это боролись и едва ли не ежедневно докладывали об уровне профподготовки лейтенантов в Главкомат ВВС, лично главнокомандующему Военно-воздушными силами России генерал-полковнику Зелину Александру Николаевичу, который в ходе служебных командировок в наше объединение всегда интересуется обучением молодых летчиков. В прошлом году в наши части прибыло особенно много выпускников летных военных вузов, и сегодня с ними ведется столь же напряженная и кропотливая работа, суть которой сводится к одному - летать как можно больше ради постоянного совершенствования своего профессионального мастерства. Несмотря на то, что прошло всего четыре месяца с начала нового учебного года, могу уже сейчас сказать, что прошлогодние выпускники военных училищ будут иметь больше часов налета, чем их предшественники - выпускники военных вузов 2007 года. Полагаю, что в этом важнейшем вопросе отражается многое из того, что мы сейчас называем переходом к новому облику ВВС и ПВО.
- Недавно на Юргинском общевойсковом полигоне под руководством главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Владимира Болдырева состоялось исследовательское тактическое учение с боевой стрельбой гвардейской отдельной мотострелковой бригады СибВО. По плану действия этого соединения поддерживала авиация различных частей вашего объединения. Как показали себя летчики?
- Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что ни на одно из аналогичных учений, проводимых ранее в войсках Сибирского военного округа, не привлекалось столь большое количество различного рода авиации - разведывательной, истребительной, штурмовой, транспортной, боевых и транспортно-боевых вертолетов. Была проделана серьезная работа, и ее результаты оценены на отлично руководителем учения - главнокомандующим Сухопутными войсками генералом армии Владимиром Болдыревым. Так, в решении различных задач исследовательского тактического учения принимали участие два самолета МиГ-31 от гвардейского истребительного авиационного полка, где обязанности командира исполняет подполковник Вадим Приходько, два самолета
Су-24МР отдельного разведывательного авиационного полка, которым командует полковник Владимир Дунаев, 12 самолетов Су-25 штурмового авиационного полка под командованием полковника Валерия Темерева. От отдельного вертолетного полка под командованием полковника Эдуарда Марцынкевича в учении участвовало восемь вертолетов Ми-24 и 10 вертолетов Ми-8. Маневры под Юргой также обеспечивала авиация отдельной смешанной авиационной эскадрильи под командованием полковника Петра Кожевникова.
На этом учении многое выполнялось нашими авиаторами впервые. Например, боевое применение самолетов штурмовой авиации на Юргинском полигоне, а также применение разведывательной авиации на данном полигоне с реальным фотографированием площади и обработкой информации в полевых условиях. И вертолеты здесь впервые использовались для постановки минно-взрывных заграждений с помощью специального оборудования.
Впервые в зимних условиях при предельно допустимой глубине снежного покрова выполнено десантирование тактического воздушного десанта на неподготовленные посадочные площадки - восемь вертолетов Ми-8 на этапе форсирования реки Томь высадили на противоположный берег 64 мотострелка, а авиационную поддержку действий десанта обеспечили шесть вертолетов Ми-24. Впервые группа боевого управления авиации (ГБУ) и полковые авианаводчики действовали в составе батальонов и командного пункта мотострелковой бригады от начала учения и до его завершения. Наши летчики поразили все без исключения цели. При этом только одна задача выполнена на четверку, все остальные - на отлично. И если раньше на различные тактические учения с боевой стрельбой мы выставляли мишени - макеты техники, то на этот раз летчики стреляли по реальным целям - танкам и другим бронеобъектам, подлежащим утилизации. Особо я хотел бы отметить действия вертолетчиков отдельного вертолетного полка, которым командует полковник Эдуард Марцынкевич. Из восьми пусков ПТУР «Штурм» все восемь ракет поразили цели. Успешно выполнили тактические и огневые задачи экипажи истребителей МиГ-31 гвардейского истребительного авиационного полка. Хорошо отработали на маневрах под Юргой офицеры управления авиации во главе с исполняющим обязанности заместителя командующего по авиации полковником Евгением Яворенко. Все было четко спланировано - вылеты и выходы на цели контролировались и по необходимости корректировались, поэтому и результаты стрельбы высокие. Словом, на всех этапах исследовательского учения наша авиация успешно решила все возложенные на нее задачи по поддержке наземных действий гвардейской отдельной мотострелковой бригады.
- Многие из ваших подчиненных принимали участие в миротворческих операциях, в частности в Сьерра-Леоне, в Судане. Какого рода трудности испытывают сибиряки на африканском континенте? Как их работу оценивают представители ООН?
- В состав нашей армии ВВС и ПВО входят части армейской авиации, которые уже много лет участвуют в таких операциях по линии ООН. Так, в период с августа 1996 года по февраль 1997 года вертолетчики выполняли задачи в Грузии, в 2005 году - в Сьерра-Леоне, с 2006-го - в Судане. Летать в Сьерра-Леоне и Судане непросто: жара и ливни, тропические болезни и хоть и малая, но все же вероятность быть сбитым. Например, в Сьерра-Леоне это могли сделать революционно настроенные повстанцы Объединенного революционного фронта (ОРФ). Все это - далеко не полный перечень неприятностей и различного рода «африканских сюрпризов», с которыми приходилось сталкиваться нашим вертолетчикам.
В Судане обязанности у наших вертолетчиков аналогичные - миротворческие, то есть транспортировка, эвакуация и патрулирование. Климатические условия, как и в Сьерра-Леоне, очень сложные: жара, всего 500 км от экватора. По отзывам представителей ООН, российские летчики, в том числе и из нашего объединения, успешно решали и решают все миротворческие задачи. Нелишним будет вспомнить и о боевых задачах, которые с января 2000 года выполняют наши летчики на Северном Кавказе. Кстати, сейчас в очередной раз готовим летный состав армейской авиации для отправки в один из неспокойных регионов, а это почти полк. Наши авиаторы летали и летают практически во всех «горячих точках», где приходится отстаивать государственные интересы России.
- По-прежнему актуальна тема отдаленных гарнизонов Сибири и Забайкалья. Понятно, что, исходя из оперативно-тактических планов, некоторые авиационные и радиотехнические части дислоцированы в местах, далеких от цивилизации. Как сегодня там обстоят дела с обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия? Как в условиях отдаленных гарнизонов живут офицеры и их семьи?
- С обеспечением проблем нет. К тому же сейчас коммерческие структуры есть и в таких отдаленных гарнизонах. Как и раньше, там также работают магазины сети «Военторг», да и государственная торговля не изжила себя. Так что в вопросах обеспечения люди живут там примерно так же, как и в больших городах. Наши военные городки теплые, благоустроенные. Эту зиму пережили: везде была горячая вода, за весь зимний сезон не произошло ни одной аварии в сетях тепло- и водоснабжения, хотя в иных местах морозы стояли очень сильные.
Кому действительно по-настоящему трудно, так это отдельным малочисленным воинским подразделениям. Представьте себе: стоит где-то на забайкальских сопках отдельная радиолокационная рота - всего-то человек 25 -30. Там условия проживания особенно далеки от цивилизации, а об объектах соцкультбыта вообще говорить не приходится. Одним словом, не до дискотек и театров. Но и в таких глухих местах наши люди мужественно и стойко переносят тяготы воинской службы и добросовестно выполняют обязанности. В свое время им придет плановая замена.
Если говорить о наших проблемах, то главная из них - квартирная. В объединении около 2 тысяч бесквартирных военнослужащих. Остается лишь надеяться, что все запланированное руководством Министерства обороны по обеспечению военнослужащих жильем будет реализовано в установленные сроки. Еще один из ключевых вопросов - обеспечение запасными частями авиатехники, а также получение новой. И то и другое нам не только обещают - уже есть подвижки в этом вопросе. При этом максимальный ресурс необходимо направить не на капитальный ремонт имеющейся техники, а на закупку новых самолетов и вертолетов. К 2011 году ожидаем новые Су-34, Ми-28 и МиГ-29 СМТ.
- Виктор Николаевич, накануне праздника - Дня войск ПВО, кого бы из офицеров, которые делают максимум возможного для повышения оперативной подготовки, боевой и мобилизационной готовности объединения вы хотели отметить?
- Мне приятно будет назвать этих людей, и я с удовольствием это сделаю. Это мой заместитель генерал-майор Александр Татаренко, исполняющий обязанности начальника управления авиации объединения полковник Евгений Яворенко, начальник отдела боевой подготовки объединения полковник Андрей Антонов, заместитель по вооружению полковник Олег Тарнавский. Среди командиров соединений - полковник Тагир Гаджиев, Олег Жаромских и Александр Черненко... Среди командиров полков - полковники Эдуард Марцынкевич, исполняющий обязанности командира полка подполковник Вадим Приходько, командир отдельной эскадрильи полковник Петр Кожевников... Эти и многие другие офицеры, продолжая службу, и будут придавать новый облик ВВС и ПВО.