на главную страницу

9 Апреля 2009 года

Армия и общество

Четверг

«Оборонка»: взгляд изнутри

Владимир САХАРОВ,
  бывший главный инженер
  Курганского машиностроительного завода.



     
Тускнеет блеск «Агата»

     Не секрет, что пока качественных сдвигов в вооружении Российской армии добиться не удалось. В чем причина?
     Рассмотрим ряд проблем оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на примере одного из предприятий авиаракетного комплекса, какими они видятся изнутри. Являясь ведущим в разработках головок самонаведения тактических авиаракет и ЗРК ПВО, МНИИ «АГАТ» в числе первых вышел и успешно закрепился на мировом рынке вооружений.
     Этому помогли мощный кадровый потенциал, научно-технический задел советских времен, стратегия развития института, разработанная под руководством его гендиректора И. Акопяна. Однако не все зависит от директоров, какими бы лучшими деловыми качествами они ни обладали. Успешно выполнив за 17 истекших лет десятки контрактов с инозаказчиком и проведя ряд модернизаций по старым системам, институт не выдал ни одной новой системы. Причина проста - длительное отсутствие госзаказов. Между тем США уже имеют такие ракеты с головкой самонаведения (ГСН) с дальностью захвата цели вдвое больше, чем имевшиеся у нас в советское время. В проекции на югоосетинские события это означает одно - в случае участия в них авиации НАТО случилась бы большая беда...
     Давление экспорта и коммерческих начал в работе «АГАТа» по-своему влияет на качество его изделий. Собственно, поштучный выпуск, отсутствие полигонных и войсковых испытаний не позволяют оценить их реальную эффективность. Те же причины не лучшим образом сказываются на морально-психологическом климате в институте. Сознание важности своей работы, высокие ответственность и слаженность, присущие коллективам советской «оборонки», давно сменили равнодушие, завышенная меркантильность и бюрократизм служебных отношений.
     Другая проблема «АГАТа» - наличие в его системах до 60 процентов импортных деталей. Уже на стадии разработки это порождает неразбериху с их выбором, закупкой, согласованием, тем более заменой. Ясно также, что такое положение может в момент превратить лучший образец техники в серийно непригодную безделушку.
     Не обошел «АГАТ» стороной и кадровый голод. При общей убыли его персонала за 17 лет в два раза численность ИТР высшего и среднего звена упала в 3-5 раз. Ниже критического - пополнение молодежью, прежде всего инженерами основного профиля и рабочими высоких квалификаций. Многолетнее обсуждение этой проблемы, общей для всего ОПК, включая уровни зарплат (для «АГАТа» средняя - 22 тыс. рублей), практических результатов не дает. Общество, чья жизнь круто замешана на стихиях рынка и погоне за прибылью, вряд ли способно решать такие задачи.
     Впереди новое серьезное испытание - выселение московской части института в другой конец мегаполиса. 45 лет успешно функционировал он в составе известного «Фазотрон-НИИР», затем, отделившись, по праву наследника оставался на его площадях. Перемещение «АГАТа» приведет к потере половины производственных и испытательных помещений и не менее четверти и без того дефицитных кадров.
     
Михаил ИХЛОВ,
     сотрудник ОАО «МНИИ «АГАТ»,
     регулировщик радиоаппаратуры.

     
Где БМП нового века?

     Маленькая война в Южной Осетии высветила много больших вопросов. Из этой маленькой войны должны быть сделаны большие выводы. Остановлюсь на нашей бронетехнике. Обидно было видеть на телеэкране БМП-1 и БМП-2, на которых воевали российские солдаты и офицеры. Эта тема мне очень близка, так как я более 50 лет проработал на Курганском машиностроительном заводе. Прошел путь от мастера до главного инженера. Всю сознательную жизнь отдал созданию и организации производства БМП, за что награжден орденом Ленина, мне было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР и звание заслуженного машиностроителя России.
     БМП-1 - более 40 лет, БМП-2 - около 30 лет и даже когда-то новой БМП-3 - уже больше 20 лет. Впрочем, если придать этой машине надежную, активную защиту, она еще может послужить. Мне было обидно читать в газете о том, что солдаты, которые воевали в Южной Осетии, не знают о БМП-3.
     Пять лет тому назад я писал в Москву о тяжелом состоянии нашего завода, а ответ пришел из Российского агентства по обычным вооружениям, где было сказано, что они разделяют мою тревогу по положению, сложившемуся в создании и производстве бронетехники. Сообщалось, что согласно программе перевооружения с 2006 года будут заказываться танки и БМП, но техника эта должна соответствовать требованиям ХХI века. Так где же БМП нового века?
     Чтобы создать и довести до серийного производства, провести подготовку для изготовления новой БМП и поставить ее в армию, надо 8 - 10 лет. Необходимо срочно давать задание на создание БМП XXI века, дать ей хорошую защиту и делать одну машину для пехоты и десантников. Государство должно выделить деньги на техническое перевооружение завода, развитие СКБ и т.д.
     Предполагаю, что до сих пор нет ясности, какая все же боевая машина пехоты нужна военным. Я был свидетелем в советское время «удивительных» событий. Когда мы осваивали выпуск БМП-1, доводили ее до серийного производства (в год выпускали более двух тысяч машин), к нам на завод приехала группа генералов. Они, услышав от главного конструктора Н.И. Усенко о том, что мы собираемся ставить на БМП-1 30-мм пушку-автомат, возмутились: «Зачем эта пушка? Наш театр боевых действий - Европа. Пушка 73-мм на БМП-1 нас устраивает». Я был на этом совещании и был шокирован таким подходом. Н.И. Усенко, кстати, за 30-мм пушку сняли с работы.
     Но война в Афганистане показала, кто был прав. Гладкоствольная 73-мм пушка с реактивно-активным снарядом не пробивала дувалы (глинобитные заборы), за которыми укрывались душманы. А БМП-2 с 30-мм автоматической пушкой они называли шайтан-арбой.
     Сегодня ситуация в оборонно-промышленном комплексе намного тяжелее. Надо делать БМП XXI века, не покупать же их за рубежом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex