на главную страницу

10 Апреля 2009 года

Армия и общество

Пятница

«Неслучайный» лейтенант

Александр ЧЕБОТАРЕВ, «Красная звезда».



     Редакционное задание звучало предельно ясно - написать об отличном офицере, который по итогам 2008 года признан достойным награждения денежной премией министра обороны России. Признаюсь: долго раздумывать не стал и направился в отдельный гвардейский батальон морской пехоты Каспийской флотилии, которым командует гвардии подполковник Александр Кривенко. Здесь и попросил начальника штаба гвардии майора Петра Пинчука назвать фамилию достойного офицера.
  - Гвардии лейтенант Семен Владимиров, - начштаба, похоже, мой вопрос не застал врасплох. - Молодой взводный в батальоне, но на весьма неплохом счету у командования.
     Лейтенантские погоны взводного поначалу создали ложное впечатление неопытности молодого офицера. Но он уже третий год в должности. По новым положениям ему, как окончившему училище с 4-летним периодом обучения, определен трехлетний срок до получения звания старший лейтенант. Понятно, молодости свойственно стремление все взять как можно скорее. Но с точки зрения стабилизации командного состава именно в самом важном звене «взвод - рота» польза от подобного продления сроков пребывания в званиях очевидна. «Лишний» лейтенантский год потом возьмет свое сторицей в дальнейшем офицерском становлении. Впрочем, здесь, похоже, все возвращается на круги своя. В начале 70-х годов прошлого века мой отец именно такой срок ждал при получении очередной, старлейской, звездочки на погоны. Помнится, он не очень одобрительно отзывался о последующих «ускорениях». А уж отдельный разговор был об уравниловке тех советских лет, когда независимо от напряженности и ответственности в службе весь офицерский корпус получал примерно одинаковое денежное довольствие.
     Впрочем, эпоха «уравниловки» уходит в прошлое.
     Гвардии лейтенант Семен Владимиров на мой вопрос, отчего так случилось, что он стал «номинантом» денежной премии министра обороны, отвечает: мол, это во многом воля случая. Офицеры в роте подобрались добросовестные, с неплохим уровнем подготовки. Даже немного неудобно перед остальными взводными. Ведь и в учениях, и в службе они были и остаются вместе, деля поровну и наряды, и караулы, одинаково выкладываясь на учениях и тренировках.
     Однако командир батальона гвардии подполковник Александр Кривенко высказался с позиции собственного служебного и жизненного опыта. Ведь если уровень подготовки и служебные успехи офицеров в роте примерно равны, то победитель в нынешнем году с большой долей вероятности в последующем уступит пальму первенства. Здесь все, как в большом спорте, - ни одна победа не абсолютна. А на следующий год приказ о поощрении составляется уже по текущим результатам. Словом, есть более чем весомые основания добросовестной службы, чтобы и другому офицеру проявить себя с достойной стороны. В ином случае если командир взвода по своим деловым качествам не способен побороться за высокие результаты в службе, то у него есть все основания задуматься о своем месте в Вооруженных Силах.
     В любом случае сейчас наступает финиш эры пресловутой «уравниловки», когда честные, добросовестные офицеры буквально тянули на себе служебную лямку «за себя и того парня». А честная служба приносит ныне не только моральное удовлетворение, но и весьма приличные доходы. Например, ротный, буквально днюющий и ночующий в подразделении, невзирая на все регламенты служебного времени, всегда сможет сказать домочадцам: «Я могу это делать хотя бы потому, что государство платит мне такие деньги, при которых вы ни в чем не нуждаетесь».
     В данной связи вспомнилось, как лет пятнадцать назад при мне одна офицерская жена спросила мужа, старшего помощника командира корабля, отчего он так много времени проводит на «коробке». Тот и ответил: дескать, очень много работы. На что благоверная резюмировала:
     - Так тебе платят не за работу, а за службу...
     Гвардии лейтенант Владимиров в ВМФ - отнюдь не случайный человек. Его отец, старший мичман запаса Альберт Владимиров, восемь лет прослужил старшиной команды электромеханической боевой части на противолодочном крейсере «Москва» в Севастополе. Для неискушенных во флотских делах поясню: для механика служба на паросиловом корабле постройки 60-х годов прошлого века требовала исключительного морального духа и физической выносливости. Ведь при ходе корабля в машинном отделении температура нередко поднималась до 70 градусов выше нуля... В 1991-м Альберт Вениаминович участвовал в боевой службе в Средиземном море в самый жаркий период года.
     Как кошмарный сон вспоминает Владимиров-старший период многомесячных задержек и без того небогатого денежного довольствия. Дело доходило до того, что нечем было платить за проезд в общественном транспорте. И севастопольские контролеры молча и с пониманием проходили мимо российских военных моряков - офицеров и мичманов, ведь по украинским законам того времени правом бесплатного проезда пользовались только срочники.
     С благодарностью бывший «москвич» (так уж повелось называть членов экипажа «старой» и «новой» «Москвы») вспоминает визиты столичных делегаций во главе с мэром Юрием Лужковым. Помимо слов поддержки, представители белокаменной привозили морякам и гуманитарную помощь, отнюдь не лишнюю в то время. Потом, когда начался «флотораздел», старший мичман перевелся в Россию на относительно спокойную береговую должность. Но все равно не выдержал без морских походов: новым местом службы стал Северный флот, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Когда пришел черед сыну выбирать профессию в жизни, отец не стал возражать против его желания стать офицером морской пехоты. Напротив, именно отец посоветовал поступать в Казань, в высшее военное командное училище. Причем решение избрать профессию «Родину защищать» было обусловлено отнюдь не поиском материальных благ в жизни. Ведь не деньги в абсолютном большинстве случаев становятся главным определяющим фактором при выборе воинской профессии для будущих кадровых защитников Отечества.
     По выпуске Семен целенаправленно попросился в Каспийск, в гвардейскую бригаду морской пехоты. Развернутое по всем канонам военной науки вблизи неспокойной Чечни соединение давало возможность проявить себя в серьезном деле. Но в 2006 году морские десантники уступили свое место в горах уже полноценного субъекта России мотострелковым батальонам. Словом, на войну Владимиров не попал. Старшие товарищи говорили: учись служить с контрактниками, лейтенант, осваивай не только горную подготовку, но и как правильно высаживаться на необорудованное побережье с десантного корабля на воздушной подушке.
     Молодого офицера вскоре заметили, предложили перейти на штабную работу - помимо неплохой базовой, училищной подготовки, гвардии лейтенант Владимиров на приличном уровне владеет персональным компьютером, скрупулезен при работе с руководящими документами, серьезно относится к освоению различных методик обучения и воспитания подчиненных. Но от заманчивого предложения Семен отказался. Для него главное - работа с людьми.
     Полтора года назад гвардии лейтенанта перевели по служебной необходимости в Астрахань. Здешний батальон был не в первой, как говорят, линии, поэтому многие офицерские должности были попросту не укомплектованы. Перед гвардейцами-астраханцами вместе с тем уже ставились задачи получения новой техники и перехода на контрактный принцип комплектования.
     Сейчас батальон становится подразделением постоянной готовности. И гвардии лейтенант Владимиров здесь далеко не на последнем месте. Скорее даже наоборот. Ведь он одним из первых освоил обновленные бронетранспортеры. И сейчас морские пехотинцы с благодарностью отзываются об инженерах и специалистах ремонтного предприятия, где выполнялся заказ на их модернизацию. К лету планируется завершить набор контрактников.
     Начальник штаба батальона гвардии майор Петр Пинчук немного завидует нынешнему поколению лейтенантов. Они вроде не намного ушли от него по возрасту. Но сколь иными задачи были у его выпуска! Ведь сам гвардии лейтенант Пинчук буквально через полгода после выпуска, весной 2003-го, пошел выполнять свой воинский долг в те неспокойные чеченские горы. Сейчас, казалось бы, другое время, но начштаба не устает повторять молодым офицерам: «Парни, осваивайте новую технику, учитесь сами и обучайте подчиненных, выкладывайтесь на полигонах. В боеготовности армии и флота - гарантия безопасности России!»
     А чтобы «голова не болела», на что жить профессионалу в погонах в свободное от службы время, государство готово предоставить ему все социальные гарантии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex