на главную страницу

11 Апреля 2009 года

Армия и общество

Суббота

Герой ратных будней

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



О военнослужащих, отличившихся в боевых операциях, написано достаточно. В время как «за кадром» остаются строевые, но не менее добросовестные и ответственные офицеры. В обиходе их называют «героями ратных будней». Майор Трусов - один из них. Впрочем, одно событие с участием нашего героя отмечено в приказе главнокомандующего войсками противовоздушной обороны страны.


     «23 января 1996 года с аэродрома Анненес (Норвегия) был произведен запуск двух шаров-зондов для изучения озонового слоя атмосферы с планируемой посадкой на территории Финляндии. Один из шаров потерял управление и 25 января упал в 150 км севернее города Екатеринбурга». На розыск норвежской пропажи была отправлена поисковая группа, в состав которой вошел и Виталий Трусов.
     - О характере «объекта» мы толком ничего не знали, - рассказывает майор Трусов. - До нас довели лишь то, что это контейнер, подвешенный к воздушному шару. Содержимое - загадка: может, и правда метеозонд, а возможно - ящик со спецаппаратурой. Словом, вещь секретная.
     Неделю «по шею в снегу» блуждала поисковая группа в нижнетагильских лесах. И все же объект был обнаружен. Нашел его Трусов.
     - Вижу, на снегу распростерто огромное полотнище воздушного шара, а рядом из сугроба торчит торец ящика, - вспоминает майор. - Я за ближайшее дерево спрятался и оттуда его - палкой: что внутри, не знаю, вдруг взорвется. Потом этот тяжелый контейнер на лыжи поставили, из леса к ближайшей дороге на себе с десяток километров волоком тянули.
     На поверку находка оказалась рядовым метеозондом. Обнаруженный в уральской глубинке «артефакт» отправили в Москву, где состоялась его передача законным владельцам. А в мае того же года приказом главкома ПВО «за усердие и инициативу, проявленные в ходе поисковых работ» члены уральской группы поиска были представлены к денежной премии в размере должностного оклада. Все... кроме Трусова. Почему? По этому поводу тогда ему никто не дал разъяснений.
     - В конце концов не ради денег служим, - достойно отреагировал офицер.
     И в данном случае его слова не лишены оснований. Ведь Виталий «в военные пошел» еще в те времена, когда понятие «защита Родины - священный долг гражданина страны» воспринималось в обществе не как агитка, а в буквальном смысле. Более того, Виталий Трусов всерьез рассчитывал стать кадровым военным. В 1986 г. абитуриент Трусов без проблем поступил в Вильнюсское высшее военное командное училище радиоэлектроники ПВО. По окончании распределился на Урал. Точнее, в Первомайский радиотехнический батальон радиотехнического полка.
     В Свердловской области, помимо РТБ, есть еще семь поселков, носящих наименование «Первомайский». В свое время будущий начальник штаба РТБ капитан Вадим Сухин сутки блуждал, пока нашел тот самый, нужный населенный пункт.
     - Можно лишь представить, какой шок я испытал, оказавшись в так называемой уральской глубинке, - вспоминает начало офицерской службы в РТБ майор Трусов. - Вокруг на десяток километров лес вперемешку с болотами. Из жилых строений лишь три деревянных домика для семейных офицеров. Холостяки по нескольку человек расселялись в вахтовых «бочках».
     С тех пор прошло 18 лет. Теперь заместителю командира РТБ по воспитательной работе майору Трусову самому приходится так применять силу убеждения, чтобы вновь приходящие офицеры на год-другой все же задержались в «лесном гарнизоне». А там, глядишь, освоятся, привыкнут, втянутся. Виталий сам пережил подобное. Более того, на третий год службы женился, привез супругу в батальон, чуть позже появились дети. Получил квартиру, причем не в старых деревянных постройках, а в возведенном прямо на территории батальона капитальном трехэтажном доме со всеми удобствами.
     Последнее, кстати, большой плюс. Ведь в истекшие 15 лет о самом «болезненном войсковом» жилищном вопросе в РТБ никто всерьез не задумывался - нужды не было. В доме офицерского состава свободные квартиры были всегда. Прибыл в батальон с семьей - пожалуйста, ключи от благоустроенной квартиры. Холостяк? Без проблем место в общежитии. Женился - пожалуйста, переселяйся в положенные 18 «отдельных квадратов». Родился ребенок - подавай рапорт на расширение жилплощади. И при этом офицерам не приходится платить за потребляемые тепло и воду, поскольку жилой дом находится в единой цепи с батальонной котельной и насосной станцией.
     Жилищные условия - лишь часть «плюсов» жизни батальона. Нет, конечно, определенные положительные моменты в жизнедеятельности РТБ были и раньше. Но с приходом на «замполитскую» должность Виталия Трусова их число год от года только прибавляется.
     - Я, кстати, еще в лейтенантскую бытность не раз задумывался о том, что бы мог сделать для разнообразия жизни на «точке», - признается в беседе майор Трусов. - Конечно, тогда это были лишь мысли. Разве 18 лет назад мог представить, что стану здесь же, в РТБ, замом по воспитательной работе? Нет, конечно. Более того, невольно присматривался к тому, как в тех условиях строили свою работу тогдашние комбат и замполит. И некоторые моменты из их практики, кстати, перенял.
     Вот один из таких примеров. Батальонная котельная топится от угля. На период уральских холодов его требуется много. Но и физических усилий по его заготовке к отопительному сезону - разгрузке, складированию угля надо немало. Так, в качестве одного из моментов сплочения небольшого батальонного коллектива командир РТБ однажды предложил заняться заготовкой твердого топлива всем вместе - солдатам и офицерам.
     Конечно, кто-то возразит, мол, не офицерское это дело... Комбат же рассуждал по-иному. Во-первых, в РТБ солдат - по пальцам пересчитать. К тому же все они - специалисты РТВ, наделенные точно так же, как и офицерский состав, ответственными функциональными обязанностями. Во-вторых, подразделение обеспечения в части штатом не предусмотрено. В-третьих, все делается для себя, для семей, проживающих в доме. И, наконец, основное - подобный метод сплочения коллектива удался.
     Профессиональный арсенал батальонного заместителя командира по воспитательной работе представляют не только наработки старших товарищей. Вернее, не столько чьи-то, сколько свои. С приходом на должность Виталия Трусова оживилось офицерское собрание, стал активнее работать женсовет. Кстати, были отремонтированы и отданы в полное распоряжение этих «движений» бывшие коттеджи семейных, что перебрались в капитальную трехэтажку. Активизировалась спортивно-массовая работа. Причем опять же на старт в любое время года выходят все - от солдата до командира. Первомайский радиотехнический батальон каждое лето стал принимать на своей базе военно-патриотический лагерь. В «лесной батальон» приезжают по 20—30 школьников. Под их размещение на несколько дней командование РТБ отводит место в солдатской казарме, предоставляет полигонный участок для отработки общевоинских упражнений. Отвечая взаимностью, городская администрация Невьянска каждый праздник направляет в РТБ концертные группы. Школьники дарят солдатам сувениры. Даже настоятель невьянского прихода отец Леонид не остался в стороне.
     - Он часто бывает у нас. Привозит освященную воду, церковные подарки. Проводит беседы с военнослужащими, - рассказывает майор Трусов. Отец Леонид как-то посетовал, что в последнее время участились попытки проникновения в его приход недоброжелателей - «как бы намоленные образа не унесли». В противодействие бандитам силами батальонных умельцев смастерили в один вечер защиту: подключили списанный ревун к сигнализации. И тот однажды сработал «на всю ивановскую». Отец Леонид откровенно рад - чужаки его приход больше не тревожат.
     - В структуре РТБ для меня нет неизвестных профессий, - рассказывает Виталий Трусов. - Могу заменить связиста, планшетиста, считывающего - любого специалиста. Да и не только я один. Просто по-иному в нашем деле нельзя. Ведь зона ответственности РТБ с севера на юг - от Серова до Челябинска. С запада на восток - от Перми до Тюмени. Радиус обзора - несколько сотен километров. Причем не самых спокойных в отношении интенсивности воздушного движения. Ежегодно дежурными сменами РТБ выявляется, распознается и сопровождается свыше 20 тысяч реальных воздушных объектов. В том числе и тех, что принадлежат зарубежным авиакомпаниям. Вот почему в нашем РТБ заведена практика полной взаимозаменяемости. А по труду, как говорится, и результат. По итогам минувшего года среди воинских частей радиотехнического полка РТБ Первомайский занял второе место.
     - Что в этот раз помешало выйти в лидеры? - повторяет вопрос майор Трусов. - Думаю, наша обособленность. Повторюсь: специалисты у нас отменные. Но даже им при наличии в батальоне серии вакантных должностей вытянуть плановый объем задач проблематично. Для сегодняшних победителей, дислоцирующихся в городе, вопрос укомплектованности не злободневен. Осесть же в нашей глуши согласится не каждый. Но я уверен: мы свое еще возьмем.

     На снимках: заместитель командира радиотехнического батальона по воспитательной работе майор Виталий ТРУСОВ; в аппаратной радиолокационного комплекса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex