на главную страницу

11 Апреля 2009 года

Страна и мир

Суббота

Дорога к звездам

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
Санкт-Петербург — Москва.
Фото Дмитрия ДУЛЯРА.



     12 апреля — День космонавтики


     Вилен Степанович Гончаревский, почетный профессор Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, - живая легенда не только для космической альма-матер, но и для всей космической науки. Почти 60 лет его военная судьба связана с этим учебным заведением: в 1951 году он поступил на радиотехнический факультет Ленинградской Краснознаменной Военно-воздушной инженерной академии (как тогда называлась «Можайка»), а сегодня он профессор кафедры автоматизации управления войсками. «Всем, что я достиг в жизни, обязан родной академии», - признался Вилен Степанович.
     После окончания академии в 1957 году Гончаровский был направлен для дальнейшего прохождения службы в Оренбургское военно-авиационное училище летчиков, где в это же время обучался курсант Юрий Гагарин. Там в течение трех лет Гончаревский преподавал курсантам радиооборудование реактивных истребителей. В память о совместной работе тех лет он повесил на стене своего рабочего кабинета портрет Ю. Гагарина, на котором шариковой ручкой сам меняет цифры его юбилейных дат.
     «Когда я прибыл в это училище, Юра Гагарин был на втором, выпускном курсе. Выпускников было много, но я его достаточно хорошо запомнил. Во-первых, потому, что он был командиром учебной группы и сержантом. Во-вторых, Юра был хорошим спортсменом, и мы не раз встречались с ним на баскетбольной площадке. В-третьих, несмотря на разницу в воинских званиях и положении, мы часто бегали на танцы в клуб нашего училища, где и познакомились. Кстати, в этом же клубе Юрий встретился и со своей будущей супругой - Валентиной Горячевой. Надо сказать, что курсант Гагарин учился хорошо и летал отлично. Помню два случая, из которых Юрий вышел достойно. Первый, когда летом 1957 года во время учебного полета на одноместном истребителе МиГ-15 при заходе на посадку его самолет столкнулся с птицей. После этого аэродинамика самолета была нарушена, пилотировать его было очень сложно. Но, несмотря на такую сложную аварийную обстановку, будущий первый космонавт планеты посадил самолет уверенно. Второй - когда он смог управлять самолетом во время внезапно начавшейся песчаной бури. За умение выходить из аварийных ситуаций Гагарин был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Я даже помню, что было написано в его выпускной аттестации: «Летать любит. Летает уверенно. В полетах спокоен. Инициативен. Усталости в полетах не наблюдается. В сложной обстановке действует правильно. Государственный экзамен по технике пилотирования и боевому применению сдал с оценкой «отлично», - рассказал Вилен Степанович.
     Помнит он, как в Оренбургском военно-авиационном училище летчиков 5 октября 1957 года состоялся митинг, посвященный запуску первого искусственного спутника Земли. Выступили тогда представители командования, профессорско-преподавательского состава. А от слушателей - курсант Юрий Гагарин. «Тогда мы и представить не могли, что через три с половиной года в космос полетит человек и им станет Юрий Алексеевич», - вспоминает Гончаревский.
     После окончания с отличием летного училища, рассказал Вилен Степанович, Гагарин имел право выбора дальнейшего места службы. Мог, например, остаться в Оренбурге и преподавать летное мастерство курсантам. Но он выбрал самый отдаленный гарнизон на Кольском полуострове. Напомнил же он о себе 12 апреля 1961 года, когда вся страна ликовала, празднуя первый полет человека в космос. «Сообщение ТАСС я услышал, находясь в научно-технической библиотеке «Можайки», - рассказал полковник Гончаревский. - От переполнявших меня эмоций я даже не сразу понял, что первым человеком, покорившим космос, стал мой курсант - Юра Гагарин. И смутило меня то, что «тот» Гагарин никак не должен быть майором - рано еще. Это я потом узнал, что стартовал первый космонавт Земли старшим лейтенантом, а приземлился через 108 минут в звании майора. Впоследствии я много раз перечитывал его биографию и очень гордился тем, что мне довелось первого космонавта планеты учить летать».
     Летом 1965 года Вилен Степанович, будучи преподавателем ВКА, снова встретился с Ю.А. Гагариным на космодроме Байконур. Тогда Юрий Алексеевич возглавлял отряд космонавтов и участвовал в подготовке очередного космического полета. Можно сказать, они встретились, как коллеги: оба обучали молодое поколение, только один - курсантов Космической академии, а другой - будущих космонавтов. Как говорит Гончаревский, Гагарин, имея мировую славу, сохранил свое обаяние и доброжелательность к людям, когда-то его обучавшим.
     Свои мемуары Вилен Степанович много лет бережно сохраняет и надеется когда-нибудь их опубликовать. А пока делится ими с курсантами Военно-космической академии. Так, например, он рассказывает им, как встречался с Сергеем Павловичем Королевым. Великого конструктора и преподавательский состав академии связывало многолетнее сотрудничество: Сергей Павлович высоко ценил ее научный потенциал. В июле 1961 года Королев посетил Военно-космическую академию, где обсуждал с профессорско-преподавательским составом возможность осуществления сближения и стыковки космических аппаратов на орбите. Вилену Степановичу довелось работать в группе ученых, которые разрабатывали этот проект по заданию С.П. Королева. «В 1961 году в ОКБ-1 после нашего доклада о перспективных комплексах и системах Сергей Павлович сказал: «Вы, ребята, сделали все правильно. Ваш метод стыковки космических аппаратов является самым оптимальным по затратам энергии, но вы намного опередили время. Ваш проект осуществить пока невозможно, потому что алгоритмы реализации того метода, который вы предлагаете, требуют установки на борту космического аппарата бортовой цифровой вычислительной машины. А у нас в настоящее время на борту такой машины пока нет. Постарайтесь придумать такие алгоритмы, которые можно реализовать с помощью простых аналоговых вычислительных машин, говоря сегодняшним языком, причем, чтобы сближение космических аппаратов можно было осуществлять как в автоматическом, так и в ручном режимах». В дальнейшем все замечания главного конструктора были учтены, и 30 октября 1967 года впервые в мире с помощью нашей системы была осуществлена автоматическая стыковка двух беспилотных космических аппаратов («Космос-186» и «Космос-188»). Впоследствии, когда появились на борту вычислительные машины, метод, предложенный ВКА, был востребован и надежно реализуется по сей день», - рассказал Вилен Степанович.
     За большие заслуги в научной и педагогической деятельности В.С. Гончаревскому было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РФ», «Отличник высшей школы СССР», а за непосредственное участие в выполнении космических программ нашей страны - звание «Заслуженный создатель космической техники» и «Ветеран космонавтики России».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex