на главную страницу

14 Апреля 2009 года

Страна и мир

Вторник

РЕАКЦИЯ ПОЛУРАСПАДА

Публикацию подготовил Сергей МЕДВЕДЕВ.



В мировой финансовой системе по-прежнему наблюдаются тревожные тенденции. Ответственность за это во многом лежит на правительстве США, ведь с окончания Второй мировой войны доллар - фактически уже не национальная, а мировая валюта. Сложившаяся ситуация позволяет американцам тратить больше, чем они зарабатывают. Пока меры, принимаемые Федеральной резервной системой (ФРС) США и администрацией Барака Обамы, не приводят к перелому ситуации к лучшему. ФРС, выражая интересы глобальной финансовой элиты, наращивает эмиссию долларов, видя в этом основное «антикризисное» средство. О том, что происходит в мировой финансовой системе, идет речь в статье экономиста Дмитрия МИТЯЕВА, президента Центра системного прогнозирования, «О динамике саморазрушения мировой финансовой системы» (ее полный текст размещен на сайте Михаила Хазина worldcrisis.ru).

     Процесс саморазрушения мировой финансовой системы, который к началу 2009 года перешел в открытую фазу (большинство крупнейших финансовых институтов находятся в дефолтном или преддефолтном состоянии), необратим по целому ряду причин.
     1. Финансовая система США - безусловно, несущая конструкция мировой системы - лишь на 5-7 процентов является классической платежной и кредитной системой (порядка 10-15 трлн. долларов). Остальные 93-95 процентов - сформированная за последние 10-15 лет «подводная часть айсберга» - не отраженные в балансах деривативы («производные» финансовые инструменты). Так, сумма баланса крупнейшего игрока JP Morgan составляет около 2,5 трлн. долларов, тогда как внебалансовые инструменты - более 97 трлн. долларов, примерно такие же пропорции у Goldman Sachs (баланс порядка 1,5 трлн. долларов, за балансом - более 50 трлн. долларов).
     Этот «рычаг», направленный недавно на безудержный рост стоимости активов и прибыли финансовой системы США, теперь с той же силой работает в обратном направлении, превращая практически всю финансовую систему (за исключением
     2-3 игроков - «поверенных» ФРС) в «труху» - «токсичные» активы.
     Поэтому те, кому известно устройство «большого имперского колеса» или 50-летнего кредитного суперцикла (типа Джорджа Сороса), понимают, насколько масштабно начавшееся обратное движение этой махины, и тем отличаются от наших «знатоков», которые ждут восстановления США и всех рынков чуть ли не к середине года.
     2. Обесценение в этих условиях забалансовых активов даже на 3-5 процентов приводит к схлопыванию баланса и «опрокидывает» даже самый устойчивый финансовый институт. В ближайшее время в США планируется создать «плохой банк», или банк для покупки «плохих активов», чтобы разгрести балансы всех прочих банков. Это преподносится чуть ли не как «чудесное спасение» системы, хотя на деле - всего лишь перекладывание из одного дырявого кармана в другой, так как реальных источников фондирования такого супербанка со сплошной дырой в активной части баланса нет. Перезапустить финансовую систему с «чистого листа» невозможно. Либо для этого нужны чрезвычайные обстоятельства (как это было в послевоенной Германии, когда в рамках реформ Людвига Эрхарда всем раздали одинаковое количество новых марок). В 2009 году ожидается списаний финансовых активов по всему миру на 1,5-3 трлн. долларов.
     Национализация таких банков-«титаников», как City или Bank of America (в отличие от континентальных европейских банков, которые в гораздо меньшей степени погрязли в забалансовых пирамидах), ничего не дает, ибо подобная национализация приводит в действие «казус Исландии», когда активы национализированных банков в несколько раз превышают ВВП страны, инвесторы теряют доверие и к банкам, и к стране в целом.
     Такая перспектива сегодня стала реальной даже для родины англосаксонского финансового капитализма - Великобритании. Некоторые «гуру» (например, бывший партнер Джорджа Сороса Джимми Роджерс) говорят о ее возможном скором банкротстве. Но если на «финансовой панели» может оказаться сама королева финансового капитализма - «старушка Англия», что говорить о других странах?
     3. Рост бюджетного дефицита США с 500 млрд. долларов в 2008 году до 1,5 трлн. долларов (по итогам уже принятых мер, а на очереди еще план Барака Обамы на 825 млрд. долларов) в 2009 году ставит под вопрос его обслуживание в ближайшие годы, если не месяцы. В условиях падения цен на сырье и падения доходов от китайского экспорта дополнительный спрос в таких объемах отсутствует. Поэтому ФРС переходит (по примеру Центрального банка РФ летом 1998 года) к прямым покупкам «американских ГКО», раздавая практически бессрочные и бесплатные деньги как своим акционерам (ФРС, как известно, учреждена рядом финансовых игроков), так и некоторым странам. Так, в октябре 2008 года по так называемым «валютным свопам» было роздано 120 млрд. долларов (по 30 млрд. долларов Бразилии, Мексике, Южной Корее и Сингапуру).
     4. Хотя баланс Федеральной резервной системы является непрозрачным (в конце 2008 года агентство Bloomberg подало запрос о балансе ФРС, но ему было отказано в предоставлении информации со ссылкой на закон о защите коммерческой тайны), в американской публичной финансовой системе невозможно долго скрывать отсутствие источников финансирования бюджетного дефицита. И даже суперлояльные рейтинговые агентства будут вынуждены снизить кредитный рейтинг (или для начала изменить прогноз на негативный). В любом случае в 2009 или 2010 году вероятен «кризис доверия» к ФРС, «бегство от доллара» и обязательств минфина США.
     Пока же рейтинговые агентства «тренируются» на европейских странах - Греции, Испании, на очереди Франция, но только не США, несмотря на откровенно безумную бюджетную политику. Крупнейшие американские банки (City, Bank of America и др.), судя по котировкам их акций, практически банкроты. Но не по рейтингам - их рейтинги гораздо выше, чем рейтинги пока вполне платежеспособной России.
     5. Чтобы не допустить неконтролируемого распада системы, министерство финансов США и ФРС в очередной раз применяют «стратегию анаконды»: удушение мира в долларовых объятиях, сбрасывание ставших обременительными элементов системы (типа инвестбанков, сырьевых и ипотечных «пузырей»), а также сбрасывание «токсичных отходов» в виде хаоса «чужим» - в БРИК (Бразилия - Россия - Индия - Китай), Азию, Европу. Цель стратегии - сохранить ядро системы (Уолл-стрит) в состоянии контролируемого полураспада, дав ему время на адаптацию и поиск новых инструментов финансового доминирования.
     
* * *

     Итак, чтобы замедлить ход событий, американские власти (через те же рейтинговые агентства, банки, хедж-фонды) ведут финансовую войну с «более слабыми» звеньями мировой финансовой системы, стремясь мобилизовать оставшиеся ресурсы для собственного спасения. Однако размер «черной дыры» американских обязательств многократно превосходит ресурсы «периферии». 16 трлн. долларов - обязательства казначейства США, включая недавно принятые ипотечные обязательства; почти столько же - обязательства корпоративного сектора; более 10 трлн. долларов - обязательства домохозяйств; до 10 трлн. долларов - задолженности штатов и муниципалитетов. Всего порядка 50 трлн. долларов, дополнительно - часть вторичных обязательств еще на 100-150 трлн. долларов. Точная оценка степени «токсичности» деривативов невозможна, так как эти обязательства по определению носят искусственный характер: как правило, это математические ожидания того или иного события (например, дефолта), которые могут быстро меняться.
     Обслуживание этой пирамиды долгов требует 3-5 трлн. долларов только на уплату процентов, что составляет от четверти до трети годового ВВП США. Даже снижение ставки ФРС практически до нуля не привело к существенному падению стоимости обслуживания публичного (штатов, ипотечных агентств и др.) и частного (корпораций и домохозяйств) долга.
     В этой ситуации финансовая система США выполняет доступную ей функцию - транслирует собственную неплатежеспособность вовне, обесценивая активы, компании, целые страны и континенты. Вообще говоря, это не столько вопрос «злой воли» американской элиты или «мирового правительства», сколько неизбежная и вынужденная реакция самосохранения («рефлекс») системы, которая даже в момент саморазрушения не в состоянии вести себя иначе, чем диктует ее природа. И после гибели «головного мозга» системы рефлексы могут работать.
     В этих условиях все страны, неспособные «закрыться», защитить свою внутреннюю экономическую систему от инициируемых финансовых цунами, становятся «мишенью». Происходит резкое «денежное сжатие» (бегство в наличность), вызванное проеданием за предыдущие десятилетия доходов следующих поколений.
     В этих условиях надо понимать «правила игры» и состав команд (и судей). Никто не даст отсидеться на «скамейке запасных». В этой игре, где крупье меняет правила по ходу не устраивающей его партии, действует простое древнее «правило правил»: кто играет по чужим правилам, тот проиграл, не успев сесть за игровой стол.
     На фоне проблем большинства стран в лучшую сторону выделяется Китай. Его валютные резервы за IV квартал 2008 года выросли на 45 млрд. долларов и приблизились к 2 трлн. долларов. Это объясняется тем, что в КНР действует валютный контроль по капитальным и текущим операциям: ни юридические, ни физические лица не могут без соответствующих оснований (импортные операции) уходить из юаня в валюту. Банковская система КНР в основном государственная, и никто не позволяет госбанкам спекулировать национальной валютой. Новый министр финансов США, когда его кандидатуру утверждали в Конгрессе, даже обрушился с резкой критикой на КНР за заниженный курс юаня.
     
* * *

     Страны периферии «закрыли», т.е. от них и их компаний требуют безусловного возврата всех долгов, доплат по выданным кредитам в связи с обесценением залогов и т.п. При этом «слабые» страны вынуждены брать на себя обязательства по спасению «эпицентра» кризиса (США) в рамках «двадцатки» - G20. Банкротство или принудительная реструктуризация обязательств (в том числе в процессе национализации) крупнейших финансовых западных институтов, напротив, становится нормой. Особенно симптоматична нынешняя ситуация на рынке казначейских векселей США: инвесторы доплачивают американскому минфину за право хранить в нем деньги. Это означает, что и в самом центре системы произошел разрыв, необратимое расслоение качества: есть «первоклассные» бумаги ФРС и минфина, остальное - «мусор».
     Можно, конечно, рассчитывать на милость «крупье», но только в том случае, если осуществится «мягкий сценарий», когда «крупье» будет заинтересован в некотором продолжении игры.
     Возможны три сценария развития событий:
     - «мягкий сценарий», или сценарий стабилизации кризиса, «канализирования» экономического спада, «падения» стран и компаний в некотором коридоре;
     - «инерционный сценарий», или продолжение неконтролируемого полураспада, который, однако, до поры не переходит в распад мировой финансовой системы и позволяет продолжать манипуляцию из ее центра;
     - «жесткий сценарий», или сценарий быстрого распада системы.

     (Окончание следует.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex